Зло vs совершенный Бог. Проблема зла презентация

Содержание

Слайд 2

Бог как абсолютное совершенство В аналитической традиции Всемогущество: способность Бога

Бог
как абсолютное совершенство

В аналитической традиции

Всемогущество: способность Бога осуществить любое любое логически

возможное положение дел, осуществление которого также согласуется с другими божественными атрибутами.
Всезнание: Бог знает все истины или знает все, что логически возможно знать.
Всеблагость: Бог - источник моральных норм или всегда действует в соответствии с моральными нормами.
Слайд 3

Бог как абсолютное совершенство В аналитической традиции 4. Самосущность: Бог

Бог
как абсолютное совершенство

В аналитической традиции

4. Самосущность: Бог онтологически независим ни от

чего, что было бы вне Его Самого.
5. Бестелесность: у Бога нет тела, Он дух, но способен взаимодействовать с физическими предметами.
6. Вечность: 1) Бог находится за пределами времени, либо 2) Бог находится во времени, но пребывает в нем бесконечно в обоих направлениях.
Слайд 4

Бог как абсолютное совершенство В аналитической традиции 7. Вездесущность: Бог

Бог
как абсолютное совершенство

В аналитической традиции

7. Вездесущность: Бог присутствует в всем пространстве

и времени.
8. Абсолютная свобода: 1) ничто извне не способно заставить Его совершить то или иное действие, либо 2) Он всегда волен прекратить делать то, что Он делает.
9. Заслуживает поклонения: Бог заслуживает безусловного поклонения как совершеннейшее существо, которому можно посвятить всю свою жизнь.
Слайд 5

Бог как абсолютное совершенство В аналитической традиции 10. Создатель и

Бог
как абсолютное совершенство

В аналитической традиции

10. Создатель и вседержитель мира: Всё физическое

и не-физическое было вызвано к жизни Богом и Им же поддерживается в своем существовании. Всякая жизнь зависит от Бога и в том, что появилась, и в том, что может продолжать существовать.
Слайд 6

Зло Если событие включает в себя одно из следующих действий:

Зло

Если событие включает в себя одно из следующих действий:
нанесение вреда живому

существу
несправедливое обращение с живым существом
утрата возможностей в результате преждевременной смерти
все, что мешает человеку вести полноценную и добродетельную жизнь
аморальные поступки
“недостаток добра (бытия)”

Благо

Если событие включает в себя одно из следующих действий:
улучшение положения живого существа
справедливое обращение с живым существом
все, что увеличивает качество жизни человека: делает ее более полноценной и добродетельной
моральные поступки
оптимальное функционирование живого существа, позволяющее ему наслаждаться всем, что ему положено
бытие как таковое?

Слайд 7

Моральное зло зло, которое является результатом злоупотребления свободной волей каким-либо

Моральное зло

зло, которое является результатом злоупотребления свободной волей каким-либо моральным

субъектом.
Таким образом, субъект становится морально ответственным за то зло, что возникло в результате его действий.

Естественное зло

зло, которое возникает в результате действия природных процессов.
Никто не несет моральной ответственности за то зло, что возникает в результате таких событий.

Слайд 8

Проблема зла индуктивная (a posteriori, эвиденциалистская): Для мира, где есть

Проблема зла

индуктивная
(a posteriori, эвиденциалистская):
Для мира, где есть зло, маловероятно, что

он был создан и поддерживается всемогущим, всезнающим и всеблагим существом.

дедуктивная
(a priori, логическая)
Для мира, где есть зло, логически невозможно, что он был создан и поддерживается всемогущим, всезнающим и всеблагим существом.

Слайд 9

дедуктивная проблема

дедуктивная проблема

Слайд 10

Атеологи* говорят: J. L. Mackie (1955, p. 200): Можно продемонстрировать,

Атеологи* говорят:

J. L. Mackie (1955, p. 200):
Можно продемонстрировать, не то

что под религиозными убеждениями [beliefs] нет рациональной основы, но что эти убеждения определенно иррациональны, что некоторая часть принципиальных теологических тезисов противоречит друг другу.
H. J. McCloskey (1960, p. 97):
Зло - проблема для теистов. В том смысле, что имеется противоречие между фактом наличия зла с одной стороны и убеждением [belief] в том, что Бог всемогущ и всезнающ - с другой.

*Атеологи - те, кто стремятся доказать, что Бог не существует

Слайд 11

Утверждения, (1) Бог всемогущ [omnipotent]. (2) Бог всезнающ [omniscient]. (3)

Утверждения,

(1) Бог всемогущ [omnipotent].
(2) Бог всезнающ [omniscient].
(3) Бог всеблаг [perfectly good].
(4)

Зло существует.

которые образуют противоречивое множество

Слайд 12

Противоречивое множество это множество, которое либо а) содержит противоречие* в

Противоречивое множество

это множество, которое либо
а) содержит противоречие* в самом себе
либо
б) из

него можно вывести противоречие (с помощью дополнительных необходимо истинных утверждений)

*Противоречие - это утверждение вида “А & не-А”.

Слайд 13

Как получить противоречие? (1) Бог всемогущ [omnipotent]. (2) Бог всезнающ

Как получить противоречие?

(1) Бог всемогущ [omnipotent].
(2) Бог всезнающ [omniscient].
(3) Бог всеблаг

[perfectly good].
(4) Зло существует.

Это множество не содержит в себе противоречия

Слайд 14

Как получить противоречие? (1) Бог всемогущ [omnipotent]. (2) Бог всезнающ

Как получить противоречие?

(1) Бог всемогущ [omnipotent].
(2) Бог всезнающ [omniscient].
(3) Бог всеблаг

[perfectly good].
(4) Зло существует.

Это множество не содержит в себе противоречия

Из этого множества можно вывести противоречие

Слайд 15

Как получить противоречие? (1) Бог всемогущ. (2) Бог всезнающ. (3)

Как получить противоречие?

(1) Бог всемогущ.
(2) Бог всезнающ.
(3) Бог всеблаг.
(4) Зло существует.

(5)

Если Бог всемогущ, он должен быть в силах предотвратить любое зло в мире.
(7) Если Бог всезнающ, он должен быть осведомлен обо всем зле, что есть в мире и знать способ, как предотвратить его.
(8) Если Бог всеблаг, он должен хотеть предотвратить всякое зло в мире.
Слайд 16

Выводы Из пунктов (5)-(7) очевидно вытекает, что если бы существовал

Выводы

Из пунктов (5)-(7) очевидно вытекает, что если бы существовал совершенный (всемогущий,

всезнающий и всеблагой) Бог, в мире не было бы никакого зла.
Однако зло очевидно есть.

(5) Если Бог всемогущ, он должен быть в силах предотвратить любое зло в мире.
(6) Если Бог всезнающ, он должен быть осведомлен обо всем зле, что есть в мире и знать способ, как предотвратить его.
(7) Если Бог всеблаг, он должен хотеть предотвратить всякое зло в мире.

Слайд 17

Выводы Из пунктов (5)-(7) и того факта, что в мире

Выводы

Из пунктов (5)-(7) и того факта, что в мире имеется огромное

количество зла, мы должны сделать следующие выводы

(8) Если Бог знает обо всем зле, что творится в мире и знает, как ему противостоять и обладает достаточной силой, чтобы предотвратить его, но до сих пор не сделал этого, Он не всеблаг.
(9) Если Бог знает обо всем зле, что творится в мире и знает, как ему противостоять и хочет предотвратить его, но до сих пор не сделал этого, Он не всемогущ.
(10) Если Бог в силах противостоять тому злу, что творится в мире, и хочет ему противостоять, но до сих пор не сделал этого,Он или не знает обо всем зле, что творится в мире или не знает, как ему противостоять, значит, Он не всезнающ.

Слайд 18

Выводы Поскольку зло очевидно существует, приходим к заключению, что: (11)

Выводы

Поскольку зло очевидно существует, приходим к заключению, что:

(11) Если зло существует,

значит, Бог или не всемогущ, или не всеблаг, или не всезнающ.

(12) Бог не всемогущ или не всеблаг, или не всезнающ.

Слайд 19

Противоречие: Для наглядности объединим (1)-(3) в одно утверждение: (13) Бог

Противоречие:

Для наглядности объединим (1)-(3) в одно утверждение:

(13) Бог всемогущ, всезнающ и

всеблаг.

(12) Бог не всемогущ или не всеблаг, или не всезнающ.

Слайд 20

Атеологи заключают: Существует совершенный Бог либо зло. Зло точно существует. Следовательно, Бог не существует.

Атеологи заключают:

Существует совершенный Бог либо зло. Зло точно существует.
Следовательно, Бог не

существует.
Слайд 21

Атеологи заключают: Теисты имеют логически противоречивые убеждения. Однако противоречивые убеждения

Атеологи заключают:

Теисты имеют логически противоречивые убеждения.
Однако противоречивые убеждения никогда не считались

рациональными.
Таким образом, существование зла делает веру теистов в совершенного Бога иррациональной.
Слайд 22

Теисты должны показать, (1) Бог всемогущ. (2) Бог всезнающ. (3)

Теисты должны показать,

(1) Бог всемогущ.
(2) Бог всезнающ.
(3) Бог всеблаг.
(4) Зло существует.

что

это множество утверждений непротиворечиво
Слайд 23

Непротиворечивое [consistent] множество это множество, которое не содержит противоречие в

Непротиворечивое [consistent] множество

это множество, которое не содержит противоречие в самом себе

и из него нельзя вывести противоречие.

это множество, все утверждения которого могут быть одновременно истинными.

Слайд 24

индуктивная проблема

индуктивная проблема

Слайд 25

индуктивная проблема Несмотря на то, что существование зла логически согласуется

индуктивная проблема

Несмотря на то, что существование зла логически согласуется с существованием

Бога, тем не менее, его наличие значительно понижает вероятность существования Бога.
Слайд 26

индуктивный аргумент Как и в других индуктивных рассуждениях, свидетельства здесь

индуктивный аргумент

Как и в других индуктивных рассуждениях, свидетельства здесь носят лишь

вероятностный характер: они повышают вероятность того, что вывод верен, но не доказывают (как в случае дедуктивных аргументов) его истинность.
Аргумент строится по следующей схеме: Рассматривается какой-то конкретный вид зла и допускается, что такое зло не имеет причины. Рассматриваются причины, по которым Бог мог бы допустить такое зло и, не обнаружив их, приходят к заключению, что действительно существует беспричинное зло.
Слайд 27

индуктивная проблема косвенный подход стремится не только показать, что зло

индуктивная проблема

косвенный подход
стремится не только показать, что зло свидетельствует против теизма,

но и предлагают другие гипотезы, которые лучше теизма объясняют наличие зла в мире.

прямой подход
стремится показать только то, что зло свидетельствует против теизма

Слайд 28

прямой индуктивный аргумент Существуют примеры таких сильных страданий, которые всемогущее,

прямой индуктивный аргумент

Существуют примеры таких сильных страданий, которые всемогущее, всезнающее существо

могло бы предотвратить без последующей потери большего блага или наступления такого же или еще большего зла.
Всезнающее, всеблагое существо предотвращало бы все проявления столь сильных страданий, если бы только за этим не наступало бы такое же или еще большее зло или не терялось бы большее благо.
(Следовательно) Не существует всемогущего, всезнающего и всеблагого существа.

William Rowe, 1979

Слайд 29

теологическая посылка 2. Всезнающее, всеблагое существо предотвращало бы все проявления

теологическая посылка

2. Всезнающее, всеблагое существо предотвращало бы все проявления столь сильных

страданий, если бы только за этим не наступало бы такое же или еще большее зло или не терялось бы большее благо.

William Rowe, 1979

Всемогущий, всезнающий, всеблагой Бог не допустил бы никакого бепричинного зла - т.е., зла, которого можно было бы избежать - бессмысленного или ненужного в отношении исполнения Божьих целей.

Слайд 30

фактическая посылка Существуют примеры таких чудовищных страданий, которые всемогущее, всезнающее

фактическая посылка

Существуют примеры таких чудовищных страданий, которые всемогущее, всезнающее существо могло

бы предотвратить без последующей потери большего блага или наступления такого же или еще большего зла.

William Rowe, 1979

Беспричинное (бессмысленное) зло - это положение дел, которое не является (логически) необходимым для достижения большего блага или для предотвращения такого же или еще большего зла.

Слайд 31

William Rowe, 2 examples В далеком-далеком лесу во время грозы

William Rowe, 2 examples

В далеком-далеком лесу во время грозы молния ударяет

в старое сухое дерево. Оно загорается, в лесу начинается пожар. Маленький олененок получает тяжелые ожоги и несколько дней проводит в страшных мучениях прежде чем умереть.

Маленькая 5-летняя девочка была сильно избита, изнасилована, а потом задушена своим отчимом.

Е1: Случай Бэмби

Е2: Случай малышки Сью

Слайд 32

William Rowe, 2 examples В далеком-далеком лесу во время грозы

William Rowe, 2 examples

В далеком-далеком лесу во время грозы молния ударяет

в старое сухое дерево. Оно загорается, в лесу начинается пожар. Маленький олененок получает тяжелые ожоги и несколько дней проводит в страшных мучениях прежде чем умереть.

Маленькая 5-летняя девочка была сильно избита, изнасилована, а потом задушена своим отчимом.

Е1: Случай Бэмби

Е2: Случай малышки Сью

Е1: природное зло

Е2: моральное зло

Слайд 33

William Rowe, пояснения (Р) Никаким известным нам благим положением дел,

William Rowe, пояснения

(Р) Никаким известным нам благим положением дел, вызванным к

жизни всемогущим всезнающим существом, нельзя морально оправдать это существо, если оно также допустило Е1 или Е2.
Следовательно,
(Q) Вероятно, нет ни одного такого благого положения дел, осуществлением которого можно было бы морально оправдать всемогущее всезнающее существо, если оно также допустило Е1 или Е2.
Слайд 34

William Rowe, пояснения (Р) Никаким известным нам благим положением дел,

William Rowe, пояснения

(Р) Никаким известным нам благим положением дел, вызванным к

жизни всемогущим всезнающим существом, нельзя морально оправдать это существо, если оно также допустило Е1 или Е2.
Следовательно,
(Q) Вероятно, нет ни одного такого благого положения дел, осуществлением которого можно было бы морально оправдать всемогущее всезнающее существо, если оно также допустило Е1 или Е2.

(P) утверждает, что никакое добро, о котором мы знаем, не оправдывает Бога в допущении E1 или E2.
Из этого следует, что (Q), вероятно, будет истинным, или что, вероятно, нет блага, которое оправдывает Бога в допущении E1 или E2.
(Q) соответствует фактической предпосылке аргумента Rowe. Таким образом, Rowe пытается установить истину фактической предпосылки, обращаясь к людям.

Слайд 35

William Rowe, пояснения. Почему истинно (Р)? (Р) Никаким известным нам

William Rowe, пояснения. Почему истинно (Р)?

(Р) Никаким известным нам благим положением

дел, вызванным к жизни всемогущим всезнающим существом, нельзя морально оправдать это существо, если оно также допустило Е1 или Е2.

Rowe считает, что “у нас есть веские основания полагать, что никакое благое положение дел, о котором мы знаем, не оправдало бы всемогущего, всезнающего существа, разрешающего E1 или E2” (1988: 120).
Основания следующие.
Любое благое положение дел, которое мы возьмемся анализировать, удовлетворяют по крайней мере одному из следующих условий:
всемогущее существо может получить это положение дел без того, чтобы допустить также E1 или E2;
наличие этого благого положения дел не может морально оправдать допущение Е1 или Е2.

Слайд 36

William Rowe, пояснения. Как из (Р) получить (Q)? Rowe считает,

William Rowe, пояснения. Как из (Р) получить (Q)?

Rowe считает, что “у

нас есть веские основания полагать, что никакое благое положение дел, о котором мы знаем, не оправдало бы всемогущего, всезнающего существа, разрешающего E1 или E2” (1988: 120).
Основания следующие.
Любое благое положение дел, которое мы возьмемся анализировать, удовлетворяют по крайней мере одному из следующих условий:
всемогущее существо может получить это положение дел без того, чтобы допустить также E1 или E2;
наличие этого благого положения дел не может морально оправдать допущение Е1 или Е2.

Rowe считает, что “у нас есть веские основания полагать, что никакое благое положение дел, о котором мы знаем, не оправдало бы всемогущего, всезнающего существа, разрешающего E1 или E2” (1988: 120).
Основания следующие.
Любое благое положение дел, которое мы возьмемся анализировать, удовлетворяют по крайней мере одному из следующих условий:
всемогущее существо может получить это положение дел без того, чтобы допустить также E1 или E2;
наличие этого благого положения дел не может морально оправдать допущение Е1 или Е2.

Слайд 37

Атеологи заключают: С высокой вероятностью Бога не существует.

Атеологи заключают:

С высокой вероятностью Бога не существует.

Слайд 38

Теисты должны показать, что вероятность совершенного Бога при наличии зла все же высока.

Теисты должны показать,

что вероятность совершенного Бога при наличии зла все же

высока.
Слайд 39

Теодицея и не только

Теодицея и не только

Слайд 40

Теодицея Задача теодицеи - отстоять справедливость и благость Бога перед

Теодицея

Задача теодицеи - отстоять справедливость и благость Бога перед лицом огромного

количества зла в мире.
Метод теодицеи - предложение обоснованного объяснения, почему Бог допускает такое количество зла.
Слайд 41

Теодицея. Принципы Теодицея - объяснение, почему Бог допускает зло в

Теодицея. Принципы

Теодицея - объяснение, почему Бог допускает зло в мире. Это

объяснение должно согласовываться со следующими разумными типами утверждений:
Слайд 42

Теодицея. Принципы Теодицея - объяснение, почему Бог допускает зло в

Теодицея. Принципы

Теодицея - объяснение, почему Бог допускает зло в мире. Это

объяснение должно согласовываться со следующими разумными типами утверждений:
общими представлениями о мире (например, о том, что существуют другие люди, что существует независимый от разума мир, что существует много зла);
признанными научными и историческими взглядами (например, эволюционной теорией);
интуитивно понятными моральными принципами (например, в целом наказание не должно быть заметно несоразмерным совершенному преступлению).
Слайд 43

Теодицея или защита? Предлагает обоснованное [reasonable] или убедительное [plausible] объяснение,

Теодицея или защита?

Предлагает обоснованное [reasonable] или убедительное [plausible] объяснение, почему Бог

допускает зло.

Предлагает возможное [possible] объяснение того, почему Бог допускает зло.

Theodicy

Defence

Слайд 44

Теодицея или защита? Предлагает обоснованное [reasonable] или убедительное [plausible] объяснение,

Теодицея или защита?

Предлагает обоснованное [reasonable] или убедительное [plausible] объяснение, почему Бог

допускает зло.

Предлагает возможное [possible] объяснение того, почему Бог допускает зло.

Theodicy

Defence

Для индуктивной проблемы

Для дедуктивной проблемы

Слайд 45

Литература Горбатова Ю.В. Зло и всемогущество // Философия. Культура. История

Литература

Горбатова Ю.В. Зло и всемогущество // Философия. Культура. История / Отв.

ред.: А. Н. Круглов, Т. А. Шиян. М. : РГГУ, 2011. С. 59-66.
Горбатова Ю.В. “Упущение Лейбница” и божественное всемогущество // Vox. Философский журнал. 2010. № 9
Mackie J. L. Evil and Omnipotence // Mind. New Series. Vol. 64. No. 254. (1955) P. 200–212.
McCloskey H. J. God and Evil // Philosophical Quarterly. Vol. 10. No. 39 (1960) P. 97–114
Plantinga А. Which Worlds Could God have Created? //The Journal of Philosophy Vol. 70 № 17 Seventieth Annual Meeting of the American Philosophical Association Eastern Division (Oct. 11, 1973) P. 539-552
Rowe W. L. Evil and Theodicy // Philosophical Topics Vol. 16. P. 119-32 (1988).
Rowe W. L. The Problem of Evil and Some Varieties of Atheism. // American Philosophical Quarterly Vol. 16 P. 335-41 (1979).
Слайд 46

Интернет-источники Стэнфордская энциклопедия: Статья “зло”: https://plato.stanford.edu/entries/evil/ Статья “всемогущество”: https://plato.stanford.edu/entries/omnipotence/ Интернет

Интернет-источники

Стэнфордская энциклопедия:
Статья “зло”: https://plato.stanford.edu/entries/evil/
Статья “всемогущество”: https://plato.stanford.edu/entries/omnipotence/
Интернет энциклопедия философии:
Статья “Логическая проблема

зла”: https://www.iep.utm.edu/evil-log/
Статья “Эвиденциалистская проблема зла”: https://www.iep.utm.edu/evil-evi/
Статья “всемогущество: https://www.iep.utm.edu/omnipote/
Статья “скептический теизм”: https://www.iep.utm.edu/skept-th/
Имя файла: Зло-vs-совершенный-Бог.-Проблема-зла.pptx
Количество просмотров: 838
Количество скачиваний: 1