Золотой век натюрморта презентация

Содержание

Слайд 2

Что такое натюрморт? Натюрморт (франц. nature morte - "мертвая натура")

Что такое натюрморт?

Натюрморт (франц. nature morte - "мертвая натура") - жанр

изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы (посуду, фрукты, овощи, букеты цветов, дичь, рыбу и т.п.). Эти картины раскрывают перед нами любование окружающим миром, восхищение его красотой. Предметы могут быть реальными или фантастическими, а зачастую иметь символический смысл. Изображение предметов можно увидеть и в росписях египетских гробниц, и на античных мозаиках, но о формировании натюрморта как самостоятельного жанра можно говорить лишь начиная с XVII столетия.
Слайд 3

Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских

Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских художников

в конце XVI века, а уже в XVII веке по праву назвали “золотым веком натюрморта”. Живописные полотна старых мастеров, работавших в этом жанре, принадлежат к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры.

Искусство Голландии и Фландрии — двух частей единой исторической области Нидерландов — близко и в то же время заметно различается. Различия эти лежат в области психологии, религии, быта, наконец. Кальвинистская Голландия, в конце XVI века выигравшая освободительную войну с испанскими Габсбургами, — страна мореплавателей и ученых. Католическая Фландрия, оставшаяся после Нидерландской буржуазной революции и Восьмидесятилетней войны за независимость под властью испанской короны, — страна с традициями крупных художественных центров, богатых монастырей и нищеты основного населения ttp://kommersant.ru/doc/2194448

Слайд 4

Из истории натюрморта Натюрморт возник ещё в эпоху античности ,

Из истории натюрморта

Натюрморт возник ещё в эпоху античности , но

как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке.
Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

Фла­манд­ский натюр­морт как жанр отли­чает ярко выра­жен­ная деко­ра­тив­но­сть, тра­ди­ци­онно насы­щены рос­кош­ными цве­тами и не менее рос­кош­ной посу­дой. Фламандский натюрморт — истинное пиршество глаза и духа. Пусть мертвая, но торжествующая натура.p://kommersant.ru2194448

Слайд 5

Фламандская школа живописи Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна,

Фламандская школа живописи

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у

его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

Ян Фейт. Натюрморт с собакой.

Слайд 6

Фламандские «лавки живности» поражают шумной жизнерадостностью и праздничной декоративностью. Полотна,

Фламандские «лавки живности» поражают шумной жизнерадостностью и праздничной декоративностью. Полотна, крупные

по размерам, яркие по колориту, служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати.

Франс Снайдерс (Снейдерс) (1579—1657). Натюрморты художника Снайдерса — это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок,

заполняя все живописное пространство — предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и надают на пол. Яркие контрастные краски, разнообразные фактуры выделяют их на нейтральном фоне, выявляют их декоративные качества. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной жизненной силой, беспокойные линии, их очерчивающие, порождают динамичный бурный ритм. Однако равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и лавок организуют композиции, создают впечатление целостности, монументальности. 

Слайд 7

Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка. 1620-е. Холст, масло. 210 X 341 см

Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка. 1620-е. Холст, масло. 210 X

341 см
Слайд 8

Слайд 9

Творчество фламандской художницы Клары Петерс (1594- 1657). Её работы отличает

Творчество фламандской художницы Клары Петерс (1594- 1657). Её работы отличает высокая

степень реалистичности изображения, элегантность композиции и особая тщательность в передаче текстур.

авто­порт­рет Клары Петерс 

Слайд 10

Един­ствен­ный жанр, где могли про­явить себя жен­щины-худож­ницы того вре­мени, был

Един­ствен­ный жанр, где могли про­явить себя жен­щины-худож­ницы того вре­мени, был

натюр­морт. На про­тя­же­нии дли­тель­ного вре­мени (вплоть до XX века) жен­щи­нам запре­щали изу­чать ана­то­мию и изоб­ра­жать обна­жен­ную натуру. Им оста­ва­лось един­ствен­ное – запе­чат­ле­вать пищу, цветы и посуду. Излюб­лен­ными темами художницы стали “зав­траки” и “сер­ви­ро­ван­ные столы”.
Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Горя­щая свеча, муха и золо­тое кольцо часто интер­пре­ти­ро­ва­лись как сим­волы

Горя­щая свеча, муха и золо­тое кольцо часто интер­пре­ти­ро­ва­лись как сим­волы быст­ро­теч­но­сти

вре­мени и брен­но­сти жизни. Свеча сим­во­ли­зи­ро­вала тече­ние вре­мени, муха – смерть, кольцо – бес­по­лез­но­сть богат­ств после смерти. В этом кон­тек­сте бокал крас­ного вина и сахар­ный крест – сим­волы Хри­ста, кото­рый про­лил свою кровь на кре­сте, чтобы иску­пить грехи чело­ве­че­ства. Нако­нец, веточку роз­ма­рина можно рас­смат­ри­вать как сим­вол веч­но­сти. Дру­гие же искус­ство­веды свя­зы­вают этот натюр­морт не с мрач­ным виде­ньем жизни, а, наоборот, с одним из самых радост­ных собы­тий в жизни чело­века — со сва­дьбой. Золо­тые кольца с кам­нем в виде сти­ли­зо­ван­ной клуб­ники в XVII веке часто исполь­зо­ва­лись в каче­стве подарка неве­сте, поскольку клуб­ника оли­це­тво­ряла пло­до­ро­дие и брак. Роз­ма­рин сим­во­ли­зи­ро­вал семей­ную вер­но­сть. Сла­до­сти на блюде – типич­ное уго­ще­ние на сва­дьбах, одно из них в виде сердца. Зажжен­ная свеча оли­це­тво­ряла при­сут­ствие Свя­того духа, освя­ща­ю­щего таин­ство брака и, нако­нец, два бокала сим­во­ли­зи­ро­вали мужа и жену. Выпечка в виде буквы Р – свое­об­раз­ная под­пись худож­ницы (пер­вая буква фами­лии Peeters). Помимо сво­его имени Клара Петерс оста­вила на кар­тине и свое изоб­ра­же­ние. При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии отра­же­ние худож­ницы можно уви­деть на осно­ва­нии под­свеч­ника. Свои мини­а­тюр­ные авто­порт­реты Клара Петерс оста­вила также на “Натюр­морте с цве­тами и куб­ками” (отра­же­ния на выпук­лых сфе­рах позо­ло­чен­ного кубка), “Натюр­морте с оре­хами, сла­до­стями и цве­тами” (отра­же­ние на метал­ли­че­ском кув­шине), “Натюр­морте с сырами и мин­да­лем” (отра­же­ние в крышке гли­ня­ного кув­шина) и дру­гих про­из­ве­де­ниях.
Слайд 14

Голландский натюрморт В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы

Голландский натюрморт

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены

в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах детали наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино- град — об искупительной жертве Христа. Раковина — оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы — символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.
Слайд 15

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

Слайд 16

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт: цветы, раковины и насекомые. 1635 г., частная коллекция

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт: цветы, раковины и насекомые. 1635 г.,

частная коллекция
Слайд 17

Виллем Клас Хеда. Завтрак. 1629 г. Художественный музей "Дом Маурица", Гаага

Виллем Клас Хеда. Завтрак. 1629 г. Художественный музей "Дом Маурица", Гаага

Слайд 18

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре

страны живописцы предпочитали свои композиции:
в Утрехте — из цветов и плодов;
в Гааге — из рыбы;
в Харлеме писали скромные завтраки;
в Амстердаме — роскошные десерты,
в университетском Лейдене — книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты — череп, свечу, песочные часы.
Слайд 19

Особенности натюрмортов Голландии Натюрморты Голландии в отличие от натюрмортов Фландрии

Особенности натюрмортов Голландии

Натюрморты Голландии в отличие от натюрмортов Фландрии в 17

веке имели небольшие размеры. Так, что и сейчас можно было бы  украсить ими стены наших кухонек. Ведь каждый изображенный на картине предмет имел свое символическое значение, да еще  и строго отведенное место.  Бабочка - воскрешение, увядший цветок - смерть, яблоко (ну, это очень легко догадаться) - грехопадение и т.д.  В каждом городке было свое предпочтение, что изображать. В Гааге художники писали натюрморты с рыбой, в Амстердаме - десерты, в Утрехте - фрукты, а в Лейдене - книги.   Прозрачность, блеск стекла и матовость металла, мягкость булки, пористость кожи лимона и твердость серебрянного блюда, бархотистость персика и  гладкость скатерти. Трепетные и  нежные, жесткие и сильные . Обычные предметы передают особую красоту. Все рядом: увядание и возрождение, жизнь и смерть, нежность  и жестокость,  На полотнах разные миры, объединенные человеком. А присутствие человека в них ощущается кожей.
Слайд 20

Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

Слайд 21

У художников следующего поколения вещи уже не напоминают об отвлечённых


У художников следующего поколения вещи уже не напоминают об отвлечённых истинах,

а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство.
В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, — всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.
Слайд 22

Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

Слайд 23

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более

зрелищным, сложным и многокрасочным.
На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.

Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

Слайд 24

Натюрморт-“обманка”. Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы

Натюрморт-“обманка”.

Большой популярностью в XVIII столетии пользовался пришедший из Европы жанр натюрморта-“обманки”.

Подобные произведения в русской живописи показывали полки с книгами и различные предметы, развешанные на деревянной стенке. Распространены были также натюрморты типа vanitas (“суета cует”). Натюрморты-“обманки” делались для того, чтобы ввести в заблуждение зрителя, заставить его принять изображаемое за реальность. Подобные натюрморты не вставлялись в раму — они должны были выглядеть как можно более естественными.
Слайд 25

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как

В истории европейского искусства есть необычные картины, которые стоят как бы

в стороне от других и которые называются «обманки», или «тромплеи» (фр. „trompe l’oile“ - обман зрения).

История картин-обманок восходит к Древней Греции. Легенда рассказывает, что в VI веке до нашей эры жили два выдающихся художника Зевксис из Гераклеи и Паррасий из Эфеса, которые однажды поспорили, кто лучше напишет картину.  Собрался народ, вышли соперники, у каждого в руках картина под покрывалом.  Зевксис отдернул покрывало - на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.  «Не могу, - ответил Паррасий, - ведь покрывало нарисованное». Зевксис склонил голову и сказал: «Ты победил! Я обманул глаза птиц, а ты обманул глаза живописца».

Слайд 26

Ван Хогстратен, Натюрморт-обманка, 1664

Ван Хогстратен, Натюрморт-обманка, 1664

Слайд 27

Слайд 28

Натюрморт с книжными полками, Креспи Джузеппе Мария.Ок. 1700 г.

Натюрморт с книжными полками, Креспи Джузеппе Мария.Ок. 1700 г.

Слайд 29

Натюрморт "Книжная полка" (мандолина) современный натюрморт с мандолиной Дмитрий Анненков

Натюрморт "Книжная полка" (мандолина) современный натюрморт с мандолиной Дмитрий Анненков

Имя файла: Золотой-век-натюрморта.pptx
Количество просмотров: 184
Количество скачиваний: 0