Слайд 2
![Рецепция Римского права](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-1.jpg)
Слайд 3
![reception - прием, принятие (лат.) началась примерно в XI веке](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-2.jpg)
reception - прием, принятие (лат.)
началась примерно в XI веке
некоторые римские правовые
нормы и институты действовали и до рецепции, что ее стимулировало
представляла собой не слепое копирование, но осознание и внесение изменений
Слайд 4
![Причины рецепции потребность в эффективном правовом регулировании поддержка со стороны](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-3.jpg)
Причины рецепции
потребность в эффективном правовом регулировании
поддержка со стороны церкви и многих
монархов
идеализация римского права
Слайд 5
![Рецепцию проводили глоссаторы постглоссаторы гуманисты пандектисты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-4.jpg)
Рецепцию проводили
глоссаторы
постглоссаторы
гуманисты
пандектисты
Слайд 6
![Глоссаторы Основатель Ирнерий ( XI-XIIвв); Толкование кодекса Юстиниана, составление глосс;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-5.jpg)
Глоссаторы
Основатель Ирнерий ( XI-XIIвв);
Толкование кодекса Юстиниана, составление глосс;
В середине XIII века
глоссатором Аккурзием была составлена так называемая “Большая гласса”, которая объединила в себе множество предшествующих. Эту глоссу стали использовать в судах, а ссылаться а иные было запрещено.
Слайд 7
![“Ирнерио перетряхивает старые законы”](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-6.jpg)
“Ирнерио перетряхивает старые законы”
Слайд 8
![Франциск Аккурзий 1180-1260](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-7.jpg)
Франциск Аккурзий
1180-1260
Слайд 9
![Постглоссаторы Толкование не кодекса Юстиниана, а глосс; Практикоориентированность; Глоссы комментаторов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-8.jpg)
Постглоссаторы
Толкование не кодекса Юстиниана, а глосс;
Практикоориентированность;
Глоссы комментаторов (постглоссаторов) использовались в
судах;
Королевская власть не признавала за глоссами силы закона.
Слайд 10
![Бартоло да Сассоферрато 1314-1357 глава школы постглоссаторов автор комментария к](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-9.jpg)
Бартоло да Сассоферрато
1314-1357
глава школы постглоссаторов
автор комментария к Кодификации Юстиниана
был настолько авторитетным
юристом своего времени, что его имя стало нарицательным
Слайд 11
![Гуманисты вернулись к изучению римских текстов, а не толкованию глосс;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-10.jpg)
Гуманисты
вернулись к изучению римских текстов, а не толкованию глосс;
изучали историческое развитие
римского права;
изменилось отношение к самой кодификации Юстиниана, не рассматривали ее как непреложную истину
самые видные представители - французы, поэтому школу иногда называют французской.
Слайд 12
![Пандектисты провели объемную систематизацию источников римского права; разграничили вещные и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-11.jpg)
Пандектисты
провели объемную систематизацию источников римского права;
разграничили вещные и обязательственные права;
разграничили процессуальные
и материальные нормы.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Каноническое право в Западной Европе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-13.jpg)
Каноническое право в Западной Европе
Слайд 15
![Раскол христианской церкви (1054 г.) Раскол на римско-католическую церковь (Запад)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-14.jpg)
Раскол христианской церкви (1054 г.)
Раскол на римско-католическую церковь (Запад) и
православную (Восток)
1053 г. Закрытие латинских церквей в Константинополе
1054 г. Низложение Кирулария и его отлучение от Церкви
Причины
Обрядовые, догматические, этические различия
Имущественные споры
Борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство
Разные языки богослужения
Слайд 16
![Значимость норм канонического права Влияние Римско-католической церкви Универсальность и экстерриториальность канонического права Широкая сфера регулирования Традиционность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-15.jpg)
Значимость норм канонического права
Влияние Римско-католической церкви
Универсальность и экстерриториальность канонического права
Широкая сфера
регулирования
Традиционность
Слайд 17
![Теория двух мечей Бог дал два меча- церковный и светский](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-16.jpg)
Теория двух мечей
Бог дал два меча- церковный и светский
Меч символизирует власть
По
мнению церкви-
Бог дал ей оба меча
Церковь передала второй монарху
Монарх должен подчиняться
По мнению светской власти
Власть получила свой меч от бога
Светская власть независима от церкви
Слайд 18
![Источники канонического права Патристика Решения церковных соборов Папские декреталии (постановления)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-17.jpg)
Источники канонического права
Патристика
Решения церковных соборов
Папские декреталии (постановления)
Буллы
Сборники
Декрет Грациана (1139-1142 г.)
Кодекс канонического
права (1500 г.)
Решения церковных судов
Слайд 19
![Влияние канонического права Завещание Ослабление требований Выделение доли Христа (=](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-18.jpg)
Влияние канонического права
Завещание
Ослабление требований
Выделение доли Христа (= доле сына)
Суды
Письменные документы
Право
на представителя
Дешевизна
Слайд 20
![Фредерик Уильям Мэйтланд «Средневековая церковь была государством»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-19.jpg)
Фредерик Уильям Мэйтланд
«Средневековая церковь была государством»
Слайд 21
![Влияние идей естественного права «Этимологии» Исидора Севильского «Общее для всех](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-20.jpg)
Влияние идей естественного права
«Этимологии» Исидора Севильского
«Общее для всех народов право,
которое считается установленным побуждением природы»
Это же положение в «Декретах» Грациана
«Естественное право имеет приоритет в происхождении и достоинстве. Все противоречащее ему ничтожно»
Слайд 22
![Развитие идей естественного права Руфин- «Сумма Декретов» (1158 г.) -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/206151/slide-21.jpg)
Развитие идей естественного права
Руфин- «Сумма Декретов» (1158 г.) - превосходство естественного
права
Фома Аквинский - Трактат «О правлении государей, посвященное королю Кипра» (1266 г.) Естественно присущий каждому из людей свет разума
Г. Гроций - «О праве войны и мира» - Естественное право вне сферы Божественного предопределения
Ш.Л. Монтескье- «О духе народа» - Миром управляет не божественный промысел, а материальные и идеальные факторы.