- Главная
- Юриспруденция
- Семейно-правовые отношения древнеримской семьи
Содержание
- 2. Древнеримская семья была построена на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми: manus mariti и
- 3. Безгранично господствуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства, никакого ограничения извне. Если еще, быть может,
- 4. Эволюция семьи в римском праве и основные принципы римского свободного брака Описанные семейно-правовые отношения были отправным
- 5. уже в эпоху законов XII таблиц) рядом со старым, только что описанным браком «с властью» (cum
- 6. Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом и, так сказать, на выбор; но
- 7. Влияние церкви, в особенности на вопрос о заключении и расторжении брака В Риме указанное воззрение на
- 8. По римскому праву, заключение брака совершалось простым (даже лишенным какой-либо формы) соглашением сторон (nudo consensu). Церковь
- 9. Гораздо решительнее отозвалось влияние церкви на вопрос о расторжении брака. Не только в Риме, но и
- 10. Борьба между государством и церковью и установление так называемого гражданского брака Положение вещей несколько изменилось лишь
- 11. Государство взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов как частных лиц,
- 12. Личные отношения между супругами во время брака римское право совершило огромный принципиальный прыжок: от патриархальной идеи
- 13. По мере того, как устанавливается в гражданском праве равенство полов, идея опеки теряет под собой почву.
- 14. Имущественные отношения между супругами В браке cum manu жена не имела никаких имущественных прав. Все ее
- 15. В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом. Dos возвращалась жене или ей и ее
- 16. Другой разновидностью парафернального имущества было собственное имущество жены persona sui iuris, которое она имела до брака
- 17. Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей В Институциях Гая указывается, что
- 18. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных
- 19. Установление и прекращение patria potestas Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном браке, усыновлением и
- 20. Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился
- 21. Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть.
- 23. Скачать презентацию
Слайд 2Древнеримская семья была построена на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми:
Древнеримская семья была построена на принципе абсолютной власти домовладыки над женой и детьми:
Слайд 3Безгранично господствуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства, никакого ограничения извне. Если
Безгранично господствуя внутри семьи, домовладыка не допускал никакого вмешательства, никакого ограничения извне. Если
Слайд 4 Эволюция семьи в римском праве и основные принципы римского свободного брака
Описанные семейно-правовые
Эволюция семьи в римском праве и основные принципы римского свободного брака
Описанные семейно-правовые
Слайд 5 уже в эпоху законов XII таблиц) рядом со старым, только что описанным
уже в эпоху законов XII таблиц) рядом со старым, только что описанным
Слайд 6Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом и, так сказать,
Некоторое время оба эти брака существовали в римской истории рядом и, так сказать,
Слайд 7 Влияние церкви, в особенности на вопрос о заключении и расторжении брака
В Риме
Влияние церкви, в особенности на вопрос о заключении и расторжении брака
В Риме
Слайд 8По римскому праву, заключение брака совершалось простым (даже лишенным какой-либо формы) соглашением сторон
По римскому праву, заключение брака совершалось простым (даже лишенным какой-либо формы) соглашением сторон
Слайд 9Гораздо решительнее отозвалось влияние церкви на вопрос о расторжении брака.
Не только в Риме,
Гораздо решительнее отозвалось влияние церкви на вопрос о расторжении брака.
Не только в Риме,
Слайд 10 Борьба между государством и церковью и установление так называемого гражданского брака
Положение вещей
Борьба между государством и церковью и установление так называемого гражданского брака
Положение вещей
Эта новая группировка ярко сказалась в эпоху Великой французской революции. Революционное законодательство вернулось к основным принципам римского свободного брака. Закон 1791 г. провозглашает: «La loi ne considere le mariage que comme un contrat civil», а Закон 1792 г. вводит гражданский брак. Этим самым государство изъемлет брачные отношения из исключительного ведения церкви и вступает на путь самостоятельного, светского брачного законодательства. «Гражданский контракт» брака должен быть заключен не перед лицом церкви, а перед лицом государства: только тогда он может иметь гарантированные государством юридические последствия
Слайд 11Государство взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов
Государство взяло на себя ту роль, которую раньше играла церковь. Не интересы супругов
Слайд 12Личные отношения между супругами во время брака
римское право совершило огромный принципиальный прыжок: от
Личные отношения между супругами во время брака
римское право совершило огромный принципиальный прыжок: от
и у новых народов древнейшая семья строилась на начале юридически безусловной власти мужа над женой. Во взаимных отношениях муж был субъектом этой власти, а жена - ее объектом. Супружеские отношения мыслились под углом зрения одностороннего права мужа на самую личность жены.
С течением времени, однако, положение дела меняется: право начинает понемногу признавать жену личностью, подлежащей охране закона. Права мужней власти подвергаются ограничениям: запрещается произвольное убийство жены, продажа ее и т. д.; с другой стороны, за мужем начинают признавать и известные обязанности. Мало-помалу соотношение между этими правами и обязанностями изменяется настолько, что самая власть мужа начинает рассматриваться под углом зрения естественной опеки мужа над женой: самые права мужа конструируются как необходимые средства для осуществления мужем лежащей на нем общей обязанности опеки. Так наступает вторая принципиальная стадия в эволюции супружеских отношений; но развитие права на ней не остановилось.
Слайд 13По мере того, как устанавливается в гражданском праве равенство полов, идея опеки теряет
По мере того, как устанавливается в гражданском праве равенство полов, идея опеки теряет
Слайд 14Имущественные отношения между супругами
В браке cum manu жена не имела никаких имущественных прав.
Имущественные отношения между супругами
В браке cum manu жена не имела никаких имущественных прав.
В браке sine manu имущество жены и имущество мужа не объединяются в единое, а существуют раздельно. Все ее добрачное имущество и имущество, приобретенное в период брака, является ее собственностью (при условии, что она не является подвластной). Жена имеет полную правоспособность.
Все имущество можно разделить на следующие виды: приданое; имущество, не входящее в приданое; брачные дарения*(26).
Приданое (dos). По определению римских юристов, это имущественное предоставление, которое делается мужу женою или каким-либо другим лицом за нее, чтобы оно помогало мужу нести тяготы брачной жизни. Из этого определения видно, что это особый вид имущества, специально выделенный для брака. Цель приданого - помогать нести тяготы брака. Устанавливалось приданое специальным актом.
В древнереспубликанский период приданое жены полностью переходило в собственность мужа и возврату не подлежало.
К концу периода республики в связи с участившимися разводами возникла практика при заключении брака и установлении приданого заключать устное соглашение, по которому муж обязывался в случае развода возвратить приданое. Оно также возвращалось и в случае смерти мужа. Это положение получило закрепление в преторском праве.
Слайд 15В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом.
Dos возвращалась жене или
В классический период правовой режим dos регулируется следующим образом.
Dos возвращалась жене или
брак прекращался смертью мужа;
брак прекращался разводом по инициативе мужа или по его вине.
Dos оставалась мужу, если:
брак прекращался смертью жены, или возвращалась ее отцу, установившему dos;
брак прекращался разводом по инициативе жены или по ее вине.
Муж являлся, по сути, владельцем dos, управлял и распоряжался ею. Однако для защиты имущественных интересов жены был введен запрет на отчуждение мужем находящихся в составе приданого земельных владений на территории Италии и рабов без согласия жены.
В отдельных случаях при возврате приданого муж имел право сделать вычеты из него на содержание детей, необходимые расходы, дарения, ввиду дурного поведения, в счет украденных вещей.
В Юстиниановом праве единственным случаем оставления dos у мужа в качестве штрафа являлся развод по инициативе жены или по ее вине. Юстиниан запретил отчуждение мужем дотальных недвижимостей даже при согласии жены. Правила о возврате приданого были упрощены: перестало иметь значение, заключалось ли соглашение о его возврате или нет, жена и ее наследники получали иск из соглашения о возврате приданого.
Парафернальное имущество - не входящее в приданое.
Ульпиан его определяет как "те вещи, которые жена обычно имеет в своем распоряжении в доме мужа и которые она не включила в приданое". К этим вещам относятся предметы домашнего обихода, утварь.
Слайд 16Другой разновидностью парафернального имущества было собственное имущество жены persona sui iuris, которое она
Другой разновидностью парафернального имущества было собственное имущество жены persona sui iuris, которое она
Брачные дарения (donatio)
Во времена императора Константина в Риме распространился обычай дарения мужем будущей жене части своего имущества. Сначала этот дар совершался до брака, так как дарения между супругами не допускались законом. Законодательством Юстиниана дарение мужем жене стало допускаться и после вступления в брак, однако это подаренное имущество продолжало оставаться в собственности мужа. Но в случае развода по вине мужа это имущество наряду с dos переходило в собственность жены. По стоимости donatio было равным dos.
Кроме дарений супруги могли заключать между собой любые юридические сделки. Они несли друг перед другом ответственность за вину, причем за обычное для данного супруга внимание, которое он уделяет своим собственным делам. При возникновении спора о праве собственности на имущество применялась презумпция Муция, согласно которой каждая вещь считается принадлежащей мужу, пока жена не докажет своей собственности на нее.
Слайд 17Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей
В Институциях Гая
Отцовская власть (patria potestas). Личные и имущественные отношения отца и детей
В Институциях Гая
В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной. Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество.
В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации (кабала) внутри государства.
В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью (имели ius commcrcii и ius conubii), все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris.
Слайд 18Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а
Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а
Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти.
Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий (peculium), собственником которого оставался paterfamilias.
Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой (военная добыча, жалованье, подарки), стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать. Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец.
В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий.
Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования.
По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования (хотя мог быть лишен и этого).
Слайд 19Установление и прекращение patria potestas
Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном
Установление и прекращение patria potestas
Patria potestas приобреталась тремя способами: рождением в законном
Из изречений Ульпиана видно, что ребенок считался рожденным от мужа, состоящего в законном браке с матерью ребенка, если роды произошли, по крайней мере, через 6 месяцев после свадьбы либо в течение 10 месяцев после смерти мужа или развода). В противном случае ребенок считался незаконнорожденным и следовал юридическому положению матери.
Но если отец сам находился под patria potestas, то ребенок становился под власть его домовладыки (отца) и только в случае его смерти - под власть своего отца.
Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio.
Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью, т.е. persona sui iuris. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: "... они и родных детей не имеют в своей власти"
Слайд 20Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа
Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа
Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю.
В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних.
Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права - persona alieni iuris. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки.
В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres.
Подробно процедура adoptio описывается Гаем: "Относительно сына требуются три манципации и два отпущения на волю..." (Гай, 1.134)*(32).
После третьей манципации "усыновитель виндицирует (требует назад) его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын - его, и когда отец молчит (не требует обратно), то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом..." (Гай, 1.134). Для других лиц независимо от пола достаточно было одной мнимой продажи.
В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления. Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась patria potestas кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя.
Слайд 21Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними
Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними
Известны три способа узаконения:
а) со времени Феодосия и Валентиниана - зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);
б) со времени императора Анастасия - последующего вступления родителей в законный брак;
в) со времени Юстиниана - посредством императорского рескрипта.