Теория естественного права: основные этапы развития презентация

Содержание

Слайд 2

Основные этапы развития теории естественного права

1. Античная правовая мысль – греческая (Платон, Аристотель)

и римская (Цицерон, школа стоиков – Марк Аврелий, Эпикет, Сенека)

Понятие ЕП впервые осмысляется рациональным человеческим разумом.
Основные вопросы: что такое общество, государство и право и справедливо ли они устроены?
Десакрализация основных представлений человека о справедливости

Слайд 3

Представления стоиков о ЕП конец 4 в. д.н.э. – 3 в. н.э.

Перемещение центра

человеческого существования извне (из жизни гражданской общины) во внутренний мир личности (душу).
Сенека (Трактат «О благодеяниях»): Все люди равны в своих общечеловеческих ценностях. Это и есть их ЕП

«…кто не допускает того, чтоб раб когда-либо делал благодеяние для своего господина, тот не понимает общечеловеческого права. Ибо важно то, каков душою человек, оказывающий благодеяние, а не то, какого он положения. Ни от кого не заграждена добродетель… Она не разбирает ни дома, ни имущественного ценза, а довольствуется человеком так, как он есть…»

Слайд 4

Сенека «О благодеяниях»

Космополитический аспект стоицизма

Утверждение равенства и универсальной, внеинституциональной надэтнической человечности
Человек – гражданин

мира

«…Главное – не внешнее положение свободного или раба. Люди на самом деле находятся в рабстве у собственных страстей и пороков – в рабстве у жизни и у вещей.
Но заблуждается тот, кто полагает, что порабощение простирается на всего человека: тела принадлежат господам, дух же независим. Внутренняя часть человеческого существа не может быть предметом обладания. Все, что исходит от нее, свободно…»

Слайд 5

Аитифопт

Представления о ЕП у софистов

ЕП – это право всеобщего равенства

«…Предписания законов искусственны

и основаны на договоре и потому зачастую враждебны природе человека. Тогда как предписания природы – врожденные начала, а не продукт соглашения. Естественным состоянием людей является их равенство; по природе мы во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины…»

Слайд 6

Обязанности человека в соответствии с античной концепцией ЕП

Практика самовоспитания – аскеза
Идеал – бесстрастная,

лишенная страданий, блаженная нравственная свобода, основанная на добродетели.
Долг человека – прожить свой век настоящим человеком

«… Мне, как человеку, дано знать, кто я такой, для чего я родился и на что нужен мой разум. Старайся же друг, чтоб ты не умер прежде, чем исполнишь свое назначение…»
(Сократ)

Слайд 7

Человек есть гражданин высшего града, относительно которого отдельные государства как бы отдельные дома

Учение

о ЕП Марка Аврелия

Равенство граждан в государстве Марка Аврелия основывается не на общечеловеческих ценностях, а на правовых нормах.

В государстве существуют равные для всех законы, оно управляется согласно равенству и равноправию всех. В этом царстве превыше всего чтут свободу подданных

Слайд 8

2. Средневековье I-XV вв. н. э.

Аврелий Августин, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский и др.
Во

главу угла ставится не человеческая, а божественная справедливость.
Люди обязаны соблюдать закон и подчиняться светской власти потому что иное - грех
Сакрализация понятия ЕП

Слайд 9

Учение о ЕП Аврелия Августина 1 в. н.э.

Трактат «О граде Божием»
Существуют два града:

град земной и град небесный.
Земной – то государство, где человек живет,
Небесный – Царствие Божие

Существуют два вида справедливости – божественная и человеческая.
Человеческая определяется законами и обычаями, она рациональна и основывается на принципе возмездия.
Божественная справедливость основывается на любви

Слайд 10

Учение о ЕП Фомы Аквинского 13 в.

«Сумма теологий»
«О правлении государей»
Законы
Вечный
Естественный
Человеческий
Человеческий положительный
Божественный

Естественный закон
Человек одарен

душой и разумом (прирожденным, естественным светом разумения и познания). Поэтому человек наделен способностью различать добро и зло и стремится к добру как к цели.
Следовать естественному закону – значит соблюдать законы природы по велению и указанию человеческого разума (самосохранение, брак, деторождение, общительность, богопознание)

Слайд 11

3. Эпоха Возрождения и Реформации XV-XVI вв.

Н. Макиавелли,
М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж.

Кальвин и др.
Центральным в этот период становится понятие гуманизма – признание ценности человека как личности, его права на счастье и развитие своих способностей.
Предпосылка развития идеи естественного права

Слайд 12

4. Эпоха буржуазных революций (Новое время) XVII-XVIII вв.

Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс,

Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и др.
Новое общество отрицает Церковь как источник власти над ним. Человек – единственная ценность и эталон справедливости в государстве.
Теории естественного права и общественного договора становятся ключевыми в понимании общества, государства, права. Это знамя буржуазных революций

Слайд 13

Томас Гоббс 1588 – 1679 гг. «Левиафан»

Естественное состояние людей – война всех против

всех
Три естественных закона, облегчающие переход из ЕС в гражданское
Стремиться к миру и следовать ему
Отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты
Люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения
Не делай другому то, чего не желаешь себе

Естественный закон – свобода что-либо делать или не делать, основан на совести
Позитивный закон – предписание что-либо делать или не делать, основанный на власти суверена
Абсолютная власть государства – гарант реализации мира и естественных законов
Свобода – право делать все, что не запрещено гражданским законом

Слайд 14

ЕП Дж. Локка 1632-1704 гг. «О духе законов»

Естественное состояние – это общество

равных, живущих по закону природы. Люди уже обладают ЕП.
Гарантия естественного закона – принуждение, обеспечиваемое каждым человеком.
Отказываясь от части своих прав, люди организуют государство. Оно создает учреждения для мирного разрешения конфликтов

ЕП - право на жизнь, свободу и собственность
Для соблюдения ЕП только и необходимо государство
Государство призвано «… создавать законы, предусматривающие смертную казнь, и, соответственно, все менее строгие меры наказания, для регулирования и сохранения собственности, и применять силу сообщества … ради общего блага…»

Слайд 15

ЕП – свобода человеческих отношений и в т.ч. в государственном управлении

ЕП Ж.Ж. Руссо

Не

существует власти как ЕП: ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными. И, поскольку сила не создает никакого права, то выходит, что основой любой законной власти среди людей могут быть только соглашения

Политическое рабство является результатом узурпации власти. Рабство ни в коем случае не представляет собой ЕП.
Человек свободен, но он везде в оковах
Существующий общественный договор в представлении Руссо- «я буду господствовать как захочу и до тех пор, пока мне это нравится»

Слайд 16

5. Правовая мысль немецкой классической философии XVIII-начало XIX вв.

И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и

др.
И. Кант выделяет два вида законов: моральный и естественный.
Моральный (категорический императив) определяется совестью человека,
естественный – правовыми предписаниями государства.
Г.В.Ф. Гегель определяет нравственность как высшую ступень развития права

Слайд 17

Право без нравственности – как голова без мозга

Учение о ЕП И. Канта

Право

– совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством всеобщего и объективного закона свободы и уважения достоинства личности
Нравственная основа общественности состоит в признании за человеком … безусловного права на свободное развитие своих Положительных сил (И. Кант в оценке Вл. Соловьева)

ЕП имеет источником самоочевидные априорные истины и включает в себя частное и публичное право.
Публичное – долг, должные действия человека в содействии общему благу (Государственное Право)
Частное – право на жизнь, свободу и собственность. Оно священно (ЕП)

Слайд 18

Учение о ЕП Г.В.Ф. Гегеля

Различает философское и прикладное понятие права
Идея права – свобода

(осознанная необходимость)
Прикладное право – позитивное, действующее в любой стране

Закон – не содержание, но оформление права.
Существуют законы природы и законы права. Первые никто не обсуждает. Вторые человек на основе собственного разума пытается классифицировать на правовые и неправовые.
Однако, только в связанности законами человек находит освобождение от зависимости чисто природных явлений.
Гегель освобождает официальный закон от философской и нравственной критики

Слайд 19

6. Признание концепции ЕП в России в XVIII в.

Происходит при Петре I
В период

просвещенного абсолютизма происходит официальное признание и заимствование теорий естественного права и общественного договора.
Цель – легитимация абсолютной монархии Петра I. Поэтому и ЕП и ОД трактуются в традиции
Т. Гоббса – с признанием абсолютной власти суверена

Феофан Прокопович «Правда воли монаршей»

Слайд 20

7. Американские учения о государстве и праве – XVIII в.

Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон,


Т. Пейн и др.
В учениях американских правовых мыслителей отразились основные представления о ЕП ученых эпохи нового времени и немецкой классической философии.
Они реализовались на практике в конкретных документах (Декларации независимости и Билле о правах 1789 г. – первых 10 поправок к Американской Конституции 1779 г.)

Слайд 21

Томас Джефферсон

Автор «Декларации прав Вирджинии» 1776 г.
Государство – продукт общественного договора. Оно создается

людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав.

Аргументы федералистов о нецелесообразности включения в структуру конституции раздела о правах и свободах граждан (т.к. народ и так является источником власти) считал демагогией.
По его инициативе Дж. Мэдисоном были разработаны первые 10 поправок к Конституции 1779 г.

Слайд 22

8. Либеральные правовые учения - первая половина XIX в.

А. де Токвилль, Б. Констан,

А. де Сен-Симон и др.
Идея естественных прав человека находит свое отражение в виде концепции (как теории, так и практики) буржуазных прав личности (право на жизнь, свободу и собственность, право избирать и быть избранным, свобода предпринимательства и др.).
При всем этом отсутствует понятие социальных прав и гарантий личности

Слайд 23

9. Социологические теории Г и П. Вторая половина XIX в.

О. Конт, Р. Йеринг

и др.
Считали естественные права человека фикцией. Придерживались мнения о том, что для человека естественны не права, а обязанности перед обществом и государством.
Г. Спенсер – единственный из социологов признавал за человеком как личностью естественные права

Слайд 24

10. «Естественное право с изменяющимся содержанием» 20 в.

Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.)

Понятие естественного права

меняется в зависимости от места и времени, к которому оно применяется.
Для любого государства в разные периоды развития характерно собственное представление о справедливости.

Слайд 25

11. Государственно-правовая школа российского правоведения XIX – начало XX вв.

Б.Н. Чичерин,
А.Д. Градовский,

Н.М. Коркунов,
П.И. Новгородцев и др.
Подчеркивали важность теории ЕП для российских граждан. Признавали необходимость правового регулирования статуса личности в обществе.
Ф. Шершеневич – указывал на необходимость корректировать ЕП личности судебной практикой

Слайд 26

П.И. Новгородцев

Теория возрожденного естественного права

Нравственный закон
Естественное право
Абсолютный идеал

Личность – носитель абсолютной идеи

ЕП с изменяющимся содержанием
Между идеалом и реальностью существует разрыв, поэтому личность всегда находится в оппозиции к государственной власти

Слайд 27

Богдан Александрович Кистяковский 1868 – 1920 гг.

Новая формулировка ЕП
«Самоцелью одинаково являются и

личность, и общество»

К неотчуждаемым правам личности он причисляет право человека на достойное существование (материальная гарантированность со стороны общества и государства)

Слайд 28

Психологическая теория права Л.И.Петражицкого 1867 – 1931 гг.

Считал, что в основе любой правовой

системы должно лежать наиболее справедливое, основанное на коренных интересах личности естественное право

Слайд 29

Советское видение ЕП. Михаил Андреевич Рейснер 1868-1928 гг.

Основное средство перехода к коммунизму

– интуитивное право Л.И. Петражицкого.
«…Массы просто взрываются гневом и негодованием за попранное право, во имя права идут на героические жертвы, и потому добиваются успеха…»

Советская республика является надежным проводником интуитивного пролетарского права, не искаженным парламентаризмом, бюрократизмом и обширным законодательством

Слайд 30

СССР 1960-1990 гг. Н. Витрук

Наиболее полно разработал теорию социалистических прав личности в советском

государстве

Слайд 31

«Государство всеобщего благоденствия»

Под естественными правами личности подразумеваются социальные права и гарантии: пенсии, пособия,

жилище, образование, медицинское обслуживание и др.

Слайд 32

Неолибералы и неоконсерваторы 20 в.

К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмен), неоавстрийскую (Ф.

Хайек), фрайбургскую (В. Ой-кен, Л. Эрхард) школы.
Неоконсерваторы
Ф. Фукуяма, У. Кристол, Р. Каган

Несмотря на разные представления о включенности государства в жизнь общества сходны в одном – необходимости концепции ЕП личности в ее социальном звучании.

Слайд 33

Неотомизм – Жак Маритен 1882-1973 гг.

Естественный закон определяется Богом. Человек его не формулирует,

а лишь следует ему.
Человек подчиняется естественному закону, следуя голосу своей совести.

Слайд 34

Концепции возрожденного ЕП в послевоенный период

Лон Фуллер
Артур Кауфман,
Дж. Роллс
Дж. Финнис

После Второй мировой войны

главной целью государства должен стать человек. Его естественные права должны быть максимально защищены правом

Слайд 35

На сегодняшний день концепция естественных прав личности является основной при составлении конституций большинства

современных государств.
Имя файла: Теория-естественного-права:-основные-этапы-развития.pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0