Экономическая мысль Древнего мира презентация

Содержание

Слайд 2

Экономическая мысль Древнего Востока
Экономическая мысль античного мира

План лекции

Слайд 3

Древний мир…..

Слайд 4

РАЗВИЛКА ПУТЕЙ: переход от варварства к цивилизации

ВОСТОК -Деспотия (неограниченная власть) – вертикаль власти;

огромный аппарат чиновников живет за счет труда земл. общины: земля принадлежит общине, община- государству;
Государство решает проблему водоснабжения и военной защиты;
община формирует кровно-родственные отношения и тотальную зависимость членов общины: Китай: НЕБО-Император-подданные – «Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом»

ЗАПАД – горизонтальная модель; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху (эпоха царей): ахейцы в Аттике создали народную форму правления (собрание) – избирали старейшин (архонтов) и басилеев - военных предводителей; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти

Слайд 5

Первые попытки систематизации
экономических знаний

Слайд 6

Письменные источники Древнего Востока

Слайд 8

Хаммурапи
1810 до н.э.- 1750 до н.э.

Свод законов
Месторасположение:
Лувр

1-ая попытка управлять экономической жизнью страны

Слайд 9

Защитить собственность граждан Остановить размывание слоя производителей Обеспечить поступление налогов в казну Сохранить

суверенитет государства

Слайд 10

Кодекс Хаммурапи:

посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением

в рабство либо смертной казнью;
за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов;
срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
предел процента денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной - 33% ее первоначальной суммы
оплата труда ремесленников должна быть твердой и иметь суровую ответственность

Слайд 11

Зачем Хаммурапи ограничивал долговое рабство?
- из-за недопущения восстаний и разрушения основ натурального хозяйства.

Слайд 12

В индуистских текстах: Концепция 3х целей жизни человека – религиозного долга, материальной выгоды

и чувственной страсти

Слайд 13

АРТХАШАСТРА- древнеиндийский политический и экономический трактат (321—297 года до н. э.).

Мир и труд

являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром…
/Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…

Слайд 14

АРТХАШАСТРА

Царю необходимо изучать 4 науки: учение вед; философию (логику); науку об управлении; экономику.


Экономика – это учение о пополнении казны.
К экономике относятся земледелие, скотоводство и торговлю.
Государство должно контролировать доброкачественность товаров и устанавливать пошлины
Основная обязанность государственного чиновника - установление устойчивого уровня товарных цен

Слайд 15

Правитель царства Ци основал «Дворец наук у западных ворот». Ученые академии написали более

500 сочинений, которые были объединены общим названием ГУАНЬ-ЦЗЫ

Принцип уравновешивания: государство должно накапливать фонды в период дешевизны хлеба и пускать их в товарооборот в период дороговизны.
открыли противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применять для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.
понимание роли рынка в достижении равновесия, механизма спроса и предложения.
идеи регулирования рынка через государственные закупки и продажи, а также через выпуск денег.

Слайд 16

ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.) -крупнейший древнекитайский тракта разных авторов

Бывают годы скудные и обильные,

и поэтому зерновые могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не может все это привести в порядок, и потому купцы-богатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто посильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут накоплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем если народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутствии уравновешивания /богатства и бедности/.

Слайд 17

Лао-цзы древнекитайский философ,
VI—V веков до н. э

«Дао, которое можно выразить словами

не есть


истинное
дао»

Слайд 18

Конфуций (Кун-Цзы) (ок. 551-479 до н. э.)

Сборник "Лунь юй" ('Беседы и суждения').
Вопросы

этики и управления государством.
Учение о совершенном человеке – благородном муже (Благородный муж знает только долг, а низкий – только выгоду..)
Моральное совершенствование человека - основа построения госуправления (сейчас это называется просвещенным патернализмом)

Слайд 19

Мо-цзы
( ок. 470 — ок. 391 до н. э.)

Древнекитайский философ, разработавший учение

о всеобщей любви.

Религиозная форма этого учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока оно не было принято Ханьской империей в качестве государственной идеологии.

Слайд 20

Восток и Запад

Древневосточная мысль

государственно-нормативный характер
априорное, бездоказательное содержание

Античная мысль

рациональный и демократический характер
светско-рациональный, доказательный характер

Слайд 21

Античная мысль

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как

огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Как жить в этом мире?
Кто управляет в нём?

Слайд 22

«ЭКОНОМИЯ» от древнегреческих слов «ойкос»(дом), «номос»(закон)- «законы ведения домашнего хозяйства».

Истоки экономической науки следует искать

в учениях мыслителей древнего мира прежде всего, колыбели европейской и мировой цивилизации – Древней Греции.
Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Греция. Полуостров Аттика. Афины. Рафаэль Санти «Афинская школа»

Слайд 23

Аристотель (ок.384 – ок.322 г.до н.э)
Внес большой вклад в развитие экономической науки

своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Главный труд Аристотеля - «Политика». Был воспитателем сына македонского царя Филиппа – Александра.

Антисфен (Ксенофонт)(ок.435 – ок.360 г. до н.э.)
Представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости

Слайд 24

Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой»

Распределение семейных обязанностей
Глава: «Отучение жены

от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве»
Обустройство домашних помещений
Поддержание хозяйственных запасов
Подбор управляющих и слуг
Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)

Слайд 25

Аристотель: «Экономия - естественна, хремастика – неестественна»

Экономика

земледелие и ремесло,
мелкая торговля
прямой товарообмен и

товарообмен посредством денег Т-Д-Т’
функции денег: мера стоимости и средства обращения
деятельность, направленная на создание и приобретение благ для дома и государства.

Хрематистика
(«хрема» - имущество, владение)

ростовщичество и торгово-посреднические операции
Товарообмен, осуществляемый с приращением первоначально авансированного капитала
деятельность, направленная на извлечение прибыли, на накопление богатства

Слайд 26

Аристотель первым поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий

и до сих пор является предметом дискуссий. Четко сформулировать проблему – наполовину ее решить.
«Чем определяются пропорции обмена товаров?».

Слайд 28

АРИСТОТЕЛЬ О ДЕНЬГАХ

деньги - результат соглашения между людьми и в нашей власти сделать

их неупотребительными.
с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги.
Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. (В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения).

Aristotélēs
(384 – 322 гг. до н.э.)

Слайд 29

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ

Путь от Аристотеля к схоластам – пример взаимосвязи цивилизаций:

ГРЕКИ ? римляне
?
ранние христиане
? ?
мавры-мусульмане ? СХОЛАСТЫ
/схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/

Слайд 30

Платон
(Аристокл)
(ок.428 – ок.348 г.до н.э.)

В работах «Государство» и «Законы» на основе разделения

труда выделяет три сословия в государстве: правители (философы), воины, ремесленники, земледельцы и мелкие торговцы. Рабы находятся вне сословий. Государство разрешает противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Частную собственность могли иметь лишь лица третьего сословия. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Большую роль в жизни Платона сыграла его встреча с Сократом. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало в жизни: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются трудным путем внутреннего самосовершенствования. По преданию, Платон умер в свой день рождения

Слайд 32

РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

Фактор умелости и качества. Ведет росту производительности труда. Зависит от размеров

рынка сбыта. Разделение труда на умственный и физический, а людей на рабов и свободных, имеет естественный характер (Ксенофонт)
Фактор образования городов-государств (Ксенофонт, Платон)
Предпосылка кастового строя (утопия Платона)

Слайд 33

Для древнегреческих мыслителей характерна этическая направленность экономической жизни. Для древнеримских мыслителей на первый

план выходят практические вопросы, связанные с рациональной организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Слайд 34

Марк По́рций Като́н (для различия с правнуком называемый также «Ста́рший», «Це́нзор», или «Цензо́рий»;

234—149 до н. э.) : «хозяин должен продавать, а не покупать»

разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства: хороший климат, близость богатого города,.
Первым поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
относил рабов к орудиям производства. Опасаясь согласия среди рабов, рекомендовал поддерживать между ними ссоры, изнурять трудом, ставить в худшее положение, чем рабочий скот

Слайд 35

Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.): «Покупать рабов разных национальностей, чтобы предотвратить

восстания».

«орудия говорящие, бессловесные и немые»: говорящие орудия – это рабы, бессловесные – волы, рабочий скот, немые – телеги, грабли, корзины

Слайд 36

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной жизни
Артхашастра (Индия, IV-III

до н.э.)
Гуань-Цзы (Китай, IV до н.э.)
Иоанн Златоуст (Византия, IV в. н.э.):
«... не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется»
Отличия восточных цивилизаций:
отношение к труду
роль государства

Слайд 37

СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА

Позитивное отношение к торговле и прибыли
неприятие административного регулирования цен
этическая проповедь

честной торговли
Запрет ростовщичества
феномен менял-иноверцев
принцип разделения выгоды

Слайд 38

БИБЛИЯ

Древний источник, признававший шесть основных прав человека (на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд

и отдых)

Слайд 39

Христианство

Слайд 40

Гумилев Николай Степанович
(1886-1921)

Есть Бог, есть мир; они живут вовек
А жизнь людей мгновенна

и убога,

Но всё в себя вмещает человек, Который
любит мир и верит в Бога.

Слайд 41

У меня в голове
каша !!!

Какие главные термины в этой теме?

Имя файла: Экономическая-мысль-Древнего-мира.pptx
Количество просмотров: 26
Количество скачиваний: 0