Теория отраслевых рынков. Инновации, сети, посредники презентация

Содержание

Слайд 2

Инновации

2

Что такое инновация?
Существенный вопрос – разграничивать инновацию (создающую дейст-вительно новый продукт и имитацию

(адаптацию существующей техно-логии или дизайна для определенного рынка).

Фирма стала производить новую для себя продукцию, но уже существу-ющую на рынке продукцию – не инновация!
На локальном рынке появилась новая продукция – может быть инно-вацией, если из-за ограничений или транспортных издержек существую-щие на других рынках аналоги нельзя продавать на этом рынке.
Новая для мирового рынка продукция – однозначно инновация!

Инновация – не только появление нового знания, но и его внедрение, а также получение коммерческой или общественной выгоды, в отличие от изобретения (invention), научного открытия (discovery), распростра-нения знания (diffusion of knowledge).

Слайд 3

Виды и стадии инноваций

3

Стадии инноваций:
1. R&D (исследования и разработки).
1а. Фундаментальные исследования (на

уровне фирмы, НИИ или лабо-ратории). Результат – научное открытие, идея.
1б. Прикладные исследования. Результат – изобретение, проект, план.
1в. Тестирование (на уровне фирмы). Результат – прототип, бета-версия.
2. Коммерциализация.
Инвестиции, проводящие к производству инновационного продукта.
3. Распространение (на уровне рынка).
Адаптация к отдельным рынкам, получение обратной связи от потреби-телей, доработка продукта.

Виды инноваций:
Технологическая инновация – создание новой более эффективной тех-нологии производства или предоставления товара (снижает издержки).
Продуктовая инновация – создание нового продукта или существен-ное изменение существующего (создает новый рынок / меняет старый).

Слайд 4

Стимулы к инновациям и
микроэкономические эффекты

4

2005 – «Microsoft» выпускают отличную приставку «Xbox» с огромным

числом инновационных решений, чего давно не наблюдалось при выпус-ках очередной версии «Windows» и офисных приложений.
Причина – высокая конкуренция на рынке (есть стимулы к инновациям!)

Какой объем инноваций осуществит фирма и сколько должно быть в общественном оптимуме?

1. Технологическая инновация:
1а. Совершенная конкуренция, отсутствие патентов:

Созданная технология быстро распрост-раняется на весь рынок, происходит сни-жение цены и увеличение общественного благосостояния. Фирма-инноватор несет убытки в размере стоимости инвестиций.

Слайд 5

Микроэкономические эффекты.
Технологическая инновация

5

1б. Совершенная конкуренция, наличие патентов:

Созданная технология позволяет фи-рме-инноватору завоевать рынок и

получать прибыль либо самостояте-льно, либо через продажу лицензий. При этом цены не снижаются, об-щественное благосостояние не растет.

1в. Монополия:

Созданная технология позволяет фирме снизить издержки и увеличить прибыль. Одновременно происходит снижение цены и увеличение общественного благосостояния.

Слайд 6

Микроэкономические эффекты.
Продуктовая инновация

6

2а. Создание нового продукта:

Несмотря на монопольную цену новый соз-данный рынок позволяет

увеличить и потре-бительский излишек, и, тем более, общест-венное благосостояние. Фирма получает прибыль, покрывающая инвестиции.

2б. Кардинальное изменение существующего продукта:

Изменение продукта (например, повышение качества) приводит к росту спроса (повыша-ется как количество потребителей, так и их готовность платить). Монополист увеличи-вает цену, его прибыль также растет, однако
растет и потребительский излишек.

Слайд 7

Инновации и провалы рынка

7

Проблемы:
Знание обладает свойствами общественного блага (неконкурентность, неисключаемость), нужна защита интеллектуальной

собственности.
Наличие положительных внешних эффектов.
Неделимость: инвестиции – невозвратные постоянные издержки боль-шого размера (возможна только работа на масштабе).
Неопределенность (технологическая и коммерческая).
Несовершенство рынков капитала.
Гонка инноваций и дублирование издержек на R&D.
Монополизация и неэффективность рынка (мертвые потери, неэффек-тивное распределение ресурсов, технологическая неэффективность).

Решения:
Государственная поддержка (субсидии и гранты на исследования).
Механизмы клубного блага (лицензии, совместные предприятия).
Субсидии Пигу (инвестиционные налоговые вычеты).
Спецификация прав на интеллектуальную собственность.

Слайд 8

Механизмы защиты
интеллектуальной собственности

8

Наиболее распространенные варианты реализации и их особенности:
Патент – защищает широкую идею

на короткий период (обычно 20 лет).
Копирайт – защищает узкую форму на длинный период (обычно время жизни автора + 70 лет).

Механизм предоставляет создателю эксклюзивное право использования защищенного знания или творческой работы.

Результат действия механизма:
Перевод интеллектуальной собственности в число исключаемых благ (появляются стимулы создавать новое знание).
После завершения периода защиты благо становится доступным для всех (бесплатно или по предельным издержкам).

Какова оптимальная длительность патента?
Динамический выигрыш от длинного срока: инновации ↑
Статические потери: издержки на R&D ↑, потребительский излишек ↓

Слайд 9

Сети, стандарты, системы

9

Betamax от Sony – первый формат видеокассет, доминирование на рынке.
VHS от

JVC – появляется через 1,5 года, завоевывается популярность благодаря более низкой цене и большей длительности (правда, при неко-торой потере качества).
Политика Sony – формат поддерживают только видеомагнитофоны Sony.
Политика JVC – лицензирование, предоставление возможности исполь-зовать всем производителям видеотехники (закоммититься на большое число пользователей).

Выбор: конкурировать за рынок (общий стандарт – JVC) или на рынке (свой стандарт – Sony).

Сетевые внешние эффекты – особый вид экстерналий, при котором полезность товара для одного индивида зависит от числа и иногда личностей других людей, потребляющих данный товар.
## Мода, тарифы сотовых операторов, программные продукты, стандар-ты и форматы, социальные сети, языки, платежные системы, валюты,…

Слайд 10

Посредники

10

Большинство товаров продается не напрямую, а через посредников.
Виды посредников:
Дилер (покупает товар у производителей

и перепродает потребителям).
Платформа (предоставляет возможность взаимодействия для потреби-телей, производителей и других групп агентов – торговые моллы, пла-тежные системы,…).
Агрегатор (информационный посредник, предоставляющий информа-цию о товарах, ценах и других свойствах, и облегчающих мэтчинг).
Гарант качества (независимый эксперт, осуществляющий оценку ка-чества предоставляемых товаров и услуг и дающий рекомендации).

## Amazon:
C 1995 – online-дилер, предлагающий, CD, книги, позже другие товары.
С 2001 – по аналогии с eBay открыл свою площадку, предоставив возмо-жность работать на ней третьим лицам
В настоящее время также агрегирует информацию, имеется система отзы-вов и рейтингов, что обеспечивает репутационную поддержку.

Слайд 11

Посредники

11

Некоторые положительные эффекты:
Косвенные сетевые эффекты: потребители влияют положительно на размер рынка, что делает

его более привлекательным. Аналогично с производителями.
Уменьшение издержек поиска и проблемы отрицательного отбора.

Важность репутации:
Значимое влияние на потенциальных потребителей оказывает длитель-ность истории фирмы и число положительных отзывов.
Первый отрицательный отзыв оказывает значимое отрицательное влия-ние на потребителей. Показатели недельных продаж фирмы падают с +5% до –8% (Cabral, Hortacsu’ 2008, JIE).
Часто лучше выйти из системы и зарегистрироваться под новым име-нем даже с потерей истории, чем сохранять профиль с «подмоченной репутацией».

Имя файла: Теория-отраслевых-рынков.-Инновации,-сети,-посредники.pptx
Количество просмотров: 63
Количество скачиваний: 1