Философия античности презентация

Содержание

Слайд 3

Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся

в VI веке до н.э. Античная философия имеет специфические черты.

Слайд 4

Черты античной философии

Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет понятие Космоса, как

гармонической взаимосвязи всего существующего.
Во-вторых, возникновение философии связано с преодолением мифологии, как формы родового сознания.
В-третьих, античная философия пантеистична. Космос божественен, а отдельные боги мыслятся как принципы действия отдельных сторон Космоса или природы. Боги в античной космогонии не творят мир из ничего, а лишь придают ему форму, с согласия Природы.

Слайд 5

Причины зарождения философии в Греции

В Древней Греции существовала прочная традиция свободных дискуссий, умение

спорить, развившееся в эпоху демократии;
Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте.
Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.

Слайд 6

Периоды развития античной философии

1. Ранний период - начиная с учения Фалеса – VII-V

вв. до н.э. (милетская школа, пифагорейцы, элейцы, атомисты, Анаксагор, Гераклит);
2. Классический период – вторая половина V – начало IV в. до н.э. – софисты, Сократ, Платон, Аристотель;
3. Эллинизм – вторая половина IV в. до н.э. – 529 г. н.э. – этот период начался после возникновения и распада империи Александра Македонского, т.е. времени, когда греческая культура, философия, образ жизни распространились далеко за пределы самой Греции (Эллады). Философия того времени представлена скептиками, стоиками, эпикурийцами, киниками.

Слайд 7

Первый период

По преданию, у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи

положили начало всей античной науке, философии, этике.
Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:
Клеобул Линдский — «Мера важнее всего»
Хилон Спартанский — «Познай самого себя»
Периандр Коринфский— «Сдерживай гнев»
Питтак Метиленский— «Ничего лишнего»
Солон Афинский — «Наблюдай конец жизни»
Биант Приенский— «Худших всегда больше»
Фалес Милетский— «Ни за кого не ручайся»
Родоначальником европейской философии считается один из семи мудрецов — Фалес, родом из Милета

Слайд 9

Фалес

Фалес жил в конце VII — первой половине VI веков до нашей эры.

Он был знаком с достижениями науки Вавилона и Египта, а в Греции прославился тем, что в 585 году до н.э. первым удачно предсказал солнечное затмение, использовав полученные от финикийцев знания по астрономии.

Слайд 10

Первовещество Фалеса

Фалес полагал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды.


Вода, сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь — в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырех стихий, но главной стихией является вода.

Слайд 11

Анаксимандр

Слайд 12

Анаксимандр (ок. 610–540 до н.э.)

Ввел иное понятие первоначала всего сущего апейрон.
Первовещество

– вечно и неисчерпаемо, а потому это не может быть вода, потому он и избрал в первовеещство «апейрон».
В апейроне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос: горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо, землю космос.

Слайд 14

Анаксимен

Слайд 15

Анаксимен (ок. 588–525 до н.э.)

Решил преодолеть неопределённость апейрона, и за первичное вещество

взял воздух.
Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь – превращается в огонь.

Слайд 16

Ионийская Школа

Гераклит из Эфеса (ок. 544 – ок. 483 до н.э). Принадлежал к

знатному роду Кодридов, который некогда властвовал в Афинах до знаменитых реформ Солона. За игру понятий и чувственные образы в своих объяснениях получил прозвище «Тёмный».

Слайд 17

Началом всего сущего считал огонь. Он полагал, что огонь, изменяясь, переходит в другие

начала; его преобразования подчиняются мировым закономерностям или Логосу, и если огонь качественная и изменчивая сторона, то Логос устойчивая; огонь – обмен, а Логос – мера, пропорция данного обмена.

Слайд 18

Так же одним из достижений Гераклита является «ИДЕЯ О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯХ». В любой вещи

есть противоположности. Они порождают напряженность – способность к действию. Так природа – сложное переплетение противоположностей, которые вызывают вражду. А вражда, согласно Гераклиту «отец всего и царь всего».

Слайд 19

Пифагорейцы

Их лидер – Пифагор Самосский (570- 490 гг. до н. э.) основал в

греческой Италии религиозно-философскую школу. Туда входили множество философов (Архит, Филолай, Экфант, Диотоген, Гиппас, Тиано и др.).

Слайд 20

Все вещи состоят из чисел – это и есть основной тезис пифагорейской философии

и математики. Причём числовым образом понимались и вообще всё существующее, как, например, добро или справедливость.

Слайд 21

Достижения пифагорейцев

В отличие от милетцев, в пифагорейской школе происходит становление принципа формы, или

идеи, как первоначала.
В основе всего лежит число. И все мировые процессы подчинены цифре. Мир можно познать только при помощи математики и с её же помощью – очистить душу. Более того, цифры обладают такими качествами как нравственность, справедливость и душа.

Слайд 22

Числа у них имели и своё определённое значение:

«1» - главное и священное, начало

чисел
«2» - проклятое число и женское начало
«3» - мужское начало
«4» - символ справедливости.
Пифагор, как и Гераклит, поставил в центр мира огонь – солнце, а вокруг него находятся подвижные сферы, на которых находятся планеты.

Слайд 23

Элейская школа

Элейская школа возникла в борьбе аристократов с демократами в древних Афинах. В

противоборстве с демократами и была основана элейская философская школа.

Слайд 24

Ксенофан (565-473 гг.) считается основателем элейской школы. Он был материалистом и говорил, что

«всё рождающее и растущее – есть земля и вода».
В природе есть изменчивые явления, они называются ФЕНОМЕНЫ. Феномены он считал видимостью (то, что воспринимается органами чувств человека), а мир, на самом деле, - единое и неподвижное целое.

Слайд 25

Парменид (540-480 гг.) развивает учение Ксенофана. Он логически показывает взаимоисключающее противопоставление истинного бытия

(бога) и неистинного (т.е. реальной, доступной для органов чувств природы).
Бытие есть, небытия нет. Бытие есть мысль, ведь ни о чем нельзя сказать, прежде не подумав.
Сущность бытия Парменид искал не в реальной природе, как это делали милетские философы, а лишь в мышлении.

Слайд 26

Атомисты

Материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит – годы жизни – 460-370 до н.э.,

и Левкипп – о котором почти ничего не известно) считали микроскопические частицы «атомы» началом и строительным материалом всего сущего.
Демокрит являлся основателем материалистического направления в философии.
Он считал, что весь материальный мир состоит из множества мельчайших неделимых и не уничтожимых частиц – атомов, которые имеют различную величину.
Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы есть связи между атомами, когда связи распадаются, из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира. Атомы невозможно обнаружить путем чувственного познания, они умопостигаемы.

Слайд 27

Эпедокл (484-424 гг.) так же относится к атомистам. В основе всего существующего видит

четыре элемента (корня) – воду (Исида), воздух (Гера), огонь (Зевс), землю (Гадес).
В отличие от первоэлементов милетцев и огня Гераклита эти элементы пассивны. Чтобы они взаимодействовали, согласно Эмпедоклу, нужна движущая сила. И силой этой является…
?

Слайд 28

любовь и вражда

Слайд 29

Анаксагор (500-428 гг.), как и Эмпедокл, признавал множественность субстанционных начал.
Однако Анаксагор считает,

что мир состоит не из нескольких элементов, а из бесчисленного множества материальных частиц, называемых «семенами вещей» (так появилось понятие «гомеомерий» - извечных и неизменяемых сущностей).
Семена вещей приводятся в движение разумом. И это – основа упорядоченного материального мира.

Слайд 30

Классический период

Вторая половина V в. до н.э. – нач. IV в. до н.э.).

Характеризуется софистами и тремя величайшими философами – Сократом, Платоном, Аристотелем.

Слайд 31

софисты

Представители данной школы выступали не столько в качестве философов – теоретиков, сколько в

качестве философов – педагогов, обучающих граждан философии, ораторскому искусству и другим знаниям.
выделяют:
1) старших софистов (V в. до н.э.) Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий
2) младших (IV в. до н.э.) – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Слайд 32

Характерные черты Софистов

Для софистики характерно:
- критическое отношение к окружающей действительности;
- стремление все проверить

на практике, доказать правильность или неправильность той или иной мысли;
- неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;
- стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
- восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмета критики;
- субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека

Слайд 33

Домашнее задание 1.

Имя файла: Философия-античности.pptx
Количество просмотров: 118
Количество скачиваний: 0