Слайд 2
![Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-1.jpg)
Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения.
Ее
представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).
Слайд 3
![Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-2.jpg)
Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах.
Они надеялись на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.
Слайд 4
![Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-3.jpg)
Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальное
существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.
Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.
Слайд 5
![Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-4.jpg)
Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный,
человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим».
Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.
Слайд 6
![Основные направления: В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: Деистическое; Атеистическо-материалистическое; Утопическо-социалистическое (коммунистическое).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-5.jpg)
Основные направления:
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
Деистическое;
Атеистическо-материалистическое;
Утопическо-социалистическое
(коммунистическое).
Слайд 7
![Деистическое направление французской философии Деизм (не путать с дуализмом) –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-6.jpg)
Деистическое направление французской философии
Деизм (не путать с дуализмом) – направление
в философии, сторонники которого:
Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более);
Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Слайд 8
![Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) Один из идейных вождей французского](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-7.jpg)
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)
Один из идейных вождей французского просвещения
Был деистом
и дуалистом
Всю жизнь воевал против официальной церкви и догматических религиозных взглядов.
Слайд 9
![Вольтер Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-8.jpg)
Вольтер
Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей для всего
человечества («Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»).
К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).
Слайд 10
![Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-9.jpg)
Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этот
мир
Душа это сознание, функция тела;
Развитие общества зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия
Слайд 11
![Жан Жак Руссо (1712-1778)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-10.jpg)
Жан Жак Руссо (1712-1778)
Слайд 12
![Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»; Как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-11.jpg)
Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»;
Как и Вольтер,
способствовал приближению революции во Франции
Видел в Боге волю и мировой разум,
Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Слайд 13
![Жан Жак Руссо, продолжение: Выступал против религии как таковой, против](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-12.jpg)
Жан Жак Руссо, продолжение:
Выступал против религии как таковой, против христианства, однако
из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д.
Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.
Слайд 14
![Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-13.jpg)
Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности
большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении).
В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.
Слайд 15
![Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-14.jpg)
Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через
собрания и сходы.
Идея «общественного договора» – власть народа, которая поможет преодолеть неравенство
Слайд 16
![Жан Жак Руссо, продолжение: В будущем государстве должна быть применена](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-15.jpg)
Жан Жак Руссо, продолжение:
В будущем государстве должна быть применена принципиально новая
система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.
Слайд 17
![Атеистическо-материалистическое направление: Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-16.jpg)
Атеистическо-материалистическое направление:
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли
происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Слайд 18
![Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-17.jpg)
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во
время Великой французской революции.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Слайд 19
![Жан Мелье (1664 – 1729) Священник по профессии, в процессе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-18.jpg)
Жан Мелье (1664 – 1729)
Священник по профессии, в процессе жизни
пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист.
Слайд 20
![Жан Мелье (1664 – 1729), продолжение: Причиной социальных антагонизмов видел](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-19.jpg)
Жан Мелье (1664 – 1729), продолжение:
Причиной социальных антагонизмов видел частную собственность,
которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;
Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Слайд 21
![Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751) Французский врач и философ-материалист, атеист.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-20.jpg)
Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)
Французский врач и философ-материалист, атеист.
Подходил к
рассмотрению человека с позиций механицизма.
Слайд 22
![Главные работы: «Естественная история души» (1745), «Человек-машина» (1747) Согласно Ламетри,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-21.jpg)
Главные работы:
«Естественная история души» (1745),
«Человек-машина» (1747)
Согласно Ламетри, человек - «просвещенная
машина», «искусный часовой механизм»; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения».
Слайд 23
![Ламетри: «Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-22.jpg)
Ламетри:
«Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью,
чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами...»
Слайд 24
![Считал, что смысл жизни человека – личное счастье; Считал частную](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-23.jpg)
Считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
Считал частную собственность гарантией
свободы человека;
Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм» (просвещенную монархию).
Слайд 25
![Дени Дидро (1713-1784) Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-24.jpg)
Дени Дидро (1713-1784)
Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.
Слайд 26
![Дени Дидро: Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-25.jpg)
Дени Дидро:
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии
наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Слайд 27
![Дени Дидро, продолжение: Философские взгляды Дидро близки к взглядам других](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-26.jpg)
Дени Дидро, продолжение:
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов:
Признавал
материю единственно существующей субстанцией;
Считал сознание свойством материи;
В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.
Слайд 28
![Поль Анри Гольбах (1723-1789)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-27.jpg)
Поль Анри Гольбах (1723-1789)
Слайд 29
![Поль Анри Гольбах: Материя – это свойство быть воспринимаемым, осязаемым,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-28.jpg)
Поль Анри Гольбах:
Материя – это свойство быть воспринимаемым, осязаемым, видимым.
(Классический пример
III этапа развития представлений о материи)
Слайд 30
![Значение атеистическо-материалистического направления: Дали более реалистичное определение материи; Освободили философию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-29.jpg)
Значение атеистическо-материалистического направления:
Дали более реалистичное определение материи;
Освободили философию и науку от
многих предрассудков;
Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Слайд 31
![Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление Зародилось в середине XVIII в., но особое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-30.jpg)
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление
Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение
получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Слайд 32
![Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-31.jpg)
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества,
основанного на равенстве и социальной справедливости.
Слайд 33
![Роберт Оуэн (1771-1858) Английский социал-утопист; Разработал план улучшения условий жизни](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-32.jpg)
Роберт Оуэн (1771-1858)
Английский социал-утопист;
Разработал план улучшения условий жизни рабочих в рамках
капитализма и пытался осуществить его на прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия).
Слайд 34
![В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества путём создания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/155507/slide-33.jpg)
В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества путём создания самоуправляющихся
«посёлков общности и сотрудничества», лишённых частной собственности, классов, эксплуатации и т.д..
Основанные им опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Великобритании потерпели неудачу, но его учение сыграло значительную роль в английском просвещении.