Русская философия презентация

Содержание

Слайд 2

Основные особенности отечественной философии

1. Тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным

творчеством (иконопись, авангард 20 в.);
невелик удельный вес институциализированной мысли — университеты и аналогичные им духовные учебные заведения появились лишь в эпоху Просвещения;
диффузность - философия существует, лишь пронизывая собой всю духовную культуру

Слайд 3

Основные особенности отечественной философии

2. Онтологизм;
3. Антропоцентризм;
4. Русская философия историософична;
5. Этическая ориентированность.

Слайд 4

Основные особенности отечественной философии

Некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию

- религиозно-мистическую

Слайд 5

Русская философия ХIХ века

формирование самосознания русской нации

СЛАВЯНОФИЛЫ

ЗАПАДНИКИ

вопрос о пути исторического развития России

особый путь

развития России

создание православной философии

высокая оценка деятельности Петра I

будущее России в следовании Западной Европе

Слайд 6

П.Я. Чаадаев (1793-1856)

«Философические письма»

выпала из всемирной истории

РОССИЯ

ВОСТОК

ЗАПАД

особая миссия в истории

Слайд 7

ЗАПАДНИКИ: В.Г. Белинский (1811—1848)

Его письмо к Н.В. Гоголю стало манифестом свободомыслия и знаменем

демократического движения.
Критикует идеалистов (Гегеля) за недооценку значения личности: «…судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира…».

Слайд 8

ЗАПАДНИКИ: А.И. Герцен (1812 — 1870)

роль случайности

ИСТОРИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ

алогизм исторического процесса

роль личности

роль

общины

СОЦИАЛИЗМ

Слайд 9

СЛАВЯНОФИЛЫ: А.С. Хомяков (1804 — 1860)

ФИЛОСОФИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

ЛЮБОВЬ

ВЕРА

«знание живое»

СОБОРНОСТЬ

Слайд 10

СЛАВЯНОФИЛЫ: К.Н. Леонтьев (1831 — 1891)

«Русский византизм».
Серия работ: «Византизм и славянство» (1875), «Русские, греки

и юго-славяне. Опыт национальной психологии» (1878) «Письма о восточных делах» (1882—1883) и др.
Открыто выступил против идеи «односторонне славянского» назначения России, признания ее авангардом всеславянства.
Позиция религиозно-национального консерватизма.

Слайд 11

СЛАВЯНОФИЛЫ: К.Н. Леонтьев (1831 — 1891)

Русофильство, или русский национализм.

ДЕСПОТИЗМ ФОРМЫ

«триадический закон»

возникновение явления

от простого к

сложному

обособление

индивидуализация

разложение и гибель

ослабление единства и силы

уменьшение числа признаков

упрощение составных частей

Слайд 12

СЛАВЯНОФИЛЫ: К.Н. Леонтьев (1831 — 1891)
Сильное государство — диктатура, жесткая централизация;
Слабое государство— уравнение, демократизация

жизни и ума.

3) вторичное упрощение

демократия, эгалитаризм, либерализм

развитие

1) первоначальная простота

2) цветущая сложность

3) падение государства, расстройство формы, слиянием с окружающим

государство

1) обособление политической формы

2) период наибольшей сложности, высшего единства

аристократия

единовластие

Слайд 13

ПОЧВЕННИЧЕСТВО: Ф. М. Достоевский (1821 — 1881)

ЧЕЛОВЕК

бытие человека

нравственное бытие личности

БОГ

выбор между добром и злом

СВОБОДА

ЛЮБОВЬ

самообожествление,

произвол

отказ от свободы

рабство, пустота

Слайд 14

Л.Н. Толстой (1828 —1910)

наука

критика культуры

вера!

МОРАЛЬ

непротивление злу насилием

Слайд 15

В. С. Соловьев (1853-1900)

философия

наука

религия

«свободная теософия»

нравственное совершенство

стремиться к добру

«истинно-абсолютно-сущее»

выше бытия

бытие и «сила бытия»

целое

Всеединство

истина

Бог

предметы, законы

«образ

Божий»

характеристика знаний

Слайд 16

В. С. Соловьев (1853-1900)

Слайд 17

В. С. Соловьев (1853-1900)

СОФИЯ

божественное единство

совершенное человечество

разумный космос

женское начало

духовное

материальное

ЧЕЛОВЕК

зло

преодоление зла

«свободная теургия»

Слайд 18

Русская религиозная философия начала ХХ века
Русская религиозная философия начала ХХ века представляет собой

оригинальное развитие основных идей оригинальной религиозной философии к. XIX в., выполненное с использованием важнейших достижений европейской мысли.

Слайд 19

П.А.Флоренский (1882-1937)

Слайд 20

П.А.Флоренский (1882-1937)

работа «Столп и утверждение истины» (1911)

Истина

вера

рассудок

«подвиг веры»

истина и есть антиномия

«двуединость» истины

Слайд 21

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Концепция «христианского социализма»

София

Божественная София

земная София

«живая связь между миром и Богом»

Зло

преодоление зла

История

Слайд 22

«Религиозно-философское возрождение». Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

ЛИЧНОСТЬ

СВОБОДА

ТВОРЧЕСТВО

первичная, иррациональная

этика творчества

«вне добра и зла»

дух

новое бытие

субъективный идеализм

подавление

личности

объективизация духа

произведения культуры

отношения в обществе

государство

Слайд 23

«Религиозно-философское возрождение». Николай Александрович Бердяев (1874-1948)

Смысл истории - торжество «царства Божьего»;
Реальная история

- история объективации, «неудача духа», так как «в ней не образуется Царство Божие».
Основа истории — это свобода зла.
Цивилизация механична, убивает живую культуру.
Россия отличается от Запада, представляя единство: Восток-Запад.
«Русская идея» — идея «коммюнотарности и братства людей и народов, искание новой общности».

Слайд 24

Религиозный философ-мистик.

«Религиозно-философское возрождение». Л.И. Шестов (1866-1938)

ПОЗНАНИЕ

РАЗУМ

ВЕРА

ОТКРОВЕНИЕ

«Афины»

«Иерусалим»

Имя файла: Русская-философия.pptx
Количество просмотров: 107
Количество скачиваний: 1