Бытие. Материя и формы ее существования: движение, пространство, время презентация

Содержание

Слайд 2

Бытие

Материя и формы ее существования:
движение, пространство, время

Материя и формы ее существования:
движение, пространство, время

Бытие Материя и формы ее существования: движение, пространство, время Материя и формы ее

Слайд 3

План

1. Проблема бытия в философии
2. Проблема материи как субстанции в философии
3. Движение, пространство

и время как атрибуты материи
4. Материальное единство мира

План 1. Проблема бытия в философии 2. Проблема материи как субстанции в философии

Слайд 4

Бытие как философская категория (Индия)

Чарваки
Мир состоит из четырех элементов: воздуха, огня ,

воды и земли. Их комбинация создает тела, которые после смерти снова превращаются в элементы.
Душа – обладающее сознанием живое тело. Сознание – побочный продукт материи.

Джайнизм
Субстанция- носитель признаков. Субстанция реальна, она обладает неизменностью, порождением, разрушением.
Субстанция души существенным признаком имеет сознание, случайным – желание или страдание.
Неживые субстанции: время, пространство, условия движения и покоя – и материя.
Материя – «то, что поддается соединению и разделению».

Бытие как философская категория (Индия) Чарваки Мир состоит из четырех элементов: воздуха, огня

Слайд 5

Индия

Вайшешика
Есть 9 видов субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время , пространство, душа,

ум
Атомы земли, воды, света и воздуха вечны, а их комбинации не вечны.
Эфир, пространство, время не воспринимаемы, воспринимаемы порожденные ими свойства («звук», «здесь и там», «прошлое, настоящее, будущее»).

Санкхья
Должна быть первопричина мира объектов, отличная и от сознания, и от материальных атомов, т.к. из атомов нельзя объяснить ум и интеллект.
Мир объектов возникает от связи пракрити и Пуруши (Бога, «чистого Я»). Эволюция мира определяется их связью.
Пракрити – первопричина мира объектов, Пуруша – чистый субъект, вне причинного ряда объектов.

Индия Вайшешика Есть 9 видов субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время ,

Слайд 6

Китай «Шу Цзин» (Книга истории)

По преданию «Шу Цзин» (Книгу истории) как сборник текстов составил

и подверг обработке Конфуций (551 – 479 г.г. до н.э.)
«Первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл, пятое – земля.»

Китай «Шу Цзин» (Книга истории) По преданию «Шу Цзин» (Книгу истории) как сборник

Слайд 7

Китай. Лао Цзы «Дао де Дзин»

Дао, которое может быть выражено словами, не есть

настоящее дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей.

Лао-Цзы покидает Китай верхом на буйволе.

Китай. Лао Цзы «Дао де Дзин» Дао, которое может быть выражено словами, не

Слайд 8

Анаксимандр (из Милета).
А. употреблял прилагательное "бесконечный" как один из атрибутов "вечной и

нестареющей природы", "объемлющей все небосводы (миры) и космосы (пространства) в них".
Космогония А.: первая фаза - "выделение" из объемлющего мирового зародыша (аналог яйца мирового); вторая фаза - "разделение" и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная "кора"). Третья фаза - взаимодействие и борьба горячего и холодного рождает оформленный космос.

Анаксимандр (из Милета). А. употреблял прилагательное "бесконечный" как один из атрибутов "вечной и

Слайд 9

Анаксимандр

В центре собирается земля, окруженная водой, воздушной и огненной сферой.

В сохранившемся фрагменте

А. дал первую формулировку закона сохранения материи: Апейрон «не знает старости», он вечен и неуничтожим.
Апейрон вращается, из себя выделяя противоположности (влажное и сухое, холодное и теплое).
Их комбинации создают землю (сухое, холодное), воду (влажное, холодное), воздух (влажное, теплое), огонь (сухое, теплое).

Анаксимандр В центре собирается земля, окруженная водой, воздушной и огненной сферой. В сохранившемся

Слайд 10

Парменид

«Первый путь: есть бытие, небытия вовсе нету;
Здесь достоверности путь и к истине он

приближает,
Путь же: есть небытие и небытие неизбежно, путь этот знанья не даст…
Люди о двух головах. Беспомощно ум их блуждает…
Бытие и небытие тем же самым и не тем же самым зовут…»

Парменид «Первый путь: есть бытие, небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь и к

Слайд 11

словарь

Бытие: сущее как таковое. Бытие – реальность, с которой человеку приходится считаться
Существование: всё

многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии
Действительность: то, что реально существует и развивается, содержит в себе свою сущность, закономерность и результаты своего действия и развития.

словарь Бытие: сущее как таковое. Бытие – реальность, с которой человеку приходится считаться

Слайд 12

Мир существует как беспредельная целостность

Мир существует как беспредельная целостность

Слайд 13

Формы бытия

Бытие природы (вещей, процессов и состояний)
Бытие «второй природы» (артефактов) (всего, что создано

человеком)
Бытие человека в мире вещей
Человеческое бытие, его специфика
Бытие индивидуализированного духовного
Бытие объективированного духовного

Формы бытия Бытие природы (вещей, процессов и состояний) Бытие «второй природы» (артефактов) (всего,

Слайд 14

Материя

Материя

Слайд 15

Материя

«Если бы материя
не была вечной,
давно бы весь
существующий мир
в ничто

обратился»

Тит Лукреций Кар

«Если бы материя
не была вечной,
давно бы весь
существующий мир
в ничто обратился»

Материя «Если бы материя не была вечной, давно бы весь существующий мир в

Слайд 16

Материя

«По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом

на наши чувства».
(П. Гольбах).

Материя «По отношению к нам материя вообще есть всё то, что воздействует каким-нибудь

Слайд 17

В.И. Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм»

«Материя есть философская категория для обозначений объективной реальности, которая

копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас».

В.И. Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм» «Материя есть философская категория для обозначений объективной реальности,

Слайд 18

Движение

Движение

Слайд 19

Апории Зенона

Апории Зенона

Слайд 20

Парадоксы Зенона Апория места

Всё существующее существует в каком-то месте.

Место, если оно существует, тоже должно существовать в каком-то

«втором» месте.

Это «второе» место должно существовать в каком-то «третьем» месте и т.д. до бесконечности.

Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо.

Парадоксы Зенона Апория места Всё существующее существует в каком-то месте. Место, если оно

Слайд 21

Парадоксы Зенона Апория делимости

Если бытие делимо, то каждая частица бытия будет одновременно

и бесконечно большой

и вовсе лишённой величины

(как делимая до бесконечности),

(как

результат бесконечного деления).

Парадоксы Зенона Апория делимости Если бытие делимо, то каждая частица бытия будет одновременно

Слайд 22

Парадоксы Зенона Апория сложения

Если бытие делимо, т.е. состоит из частей, то оно будет

или бесконечно большим

или вовсе лишённым величины

(если его

части имеют какую-то величину),

(если его части величины не имеют).

Парадоксы Зенона Апория сложения Если бытие делимо, т.е. состоит из частей, то оно

Слайд 23

Парадоксы Зенона Апория счисления

Если существует многое, то число вещей должно быть одновременно

и ограниченным

и бесконечным

(так как их ровно столько, сколько

есть),

(так как между любыми из них есть другие).

Парадоксы Зенона Апория счисления Если существует многое, то число вещей должно быть одновременно

Слайд 24

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху,

так как прежде,

чем догнать её, он должен пройти то место, из которого она вышла,

и, таким образом, черепаха всегда будет находиться впереди Ахилла.

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую

Слайд 25

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» (деление на два)

Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и

черепаха),

а прежде, чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и т.д. до бесконечности.

так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом,

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» (деление на два) Ахилл вообще не сдвинется с места

Слайд 26

Парадоксы Зенона Апории движения

Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства.

Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства.

Парадоксы Зенона Апории движения Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной

Слайд 27

Парадоксы Зенона Апория «Стрела»

Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место в пространстве (иначе её нет

вообще).

Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, и это верно для любого места её траектории.

Она занимает в пространстве место, равное её размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).

Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Летящая стрела в любой момент времени занимает какое-то место

Слайд 28

Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой окажется

и минимальная, т.е. неделимая, единица пространства).

Парадоксы Зенона Апория «Стадий»

Если две колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы,

то они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друг друга.

Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным

Слайд 29

Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность

Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни движения

нет, ибо они немыслимы.

Но чувства свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей.

У нас есть, таким образом, два источника знания, которые опровергают друг друга.

Какой же из них следует признать достоверным?

Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни

Слайд 30

ВЫВОДЫ ЭЛЕАТОВ

Доверять следует разуму.
Движение – иллюзорно.
Истинное бытие
неподвижно.

ВЫВОДЫ ЭЛЕАТОВ Доверять следует разуму. Движение – иллюзорно. Истинное бытие неподвижно.

Слайд 31

Марксизм

Движение – способ существования материи, а последняя существует не иначе, как в пространстве

и во времени.

Марксизм Движение – способ существования материи, а последняя существует не иначе, как в

Слайд 32

Формы движения материи

Формы движения материи

Слайд 33

Пространство и время

Пространство и время

Слайд 34

Пространство и время

Пространство и время – априорные формы созерцания (И.Кант)

Пространство и время Пространство и время – априорные формы созерцания (И.Кант)

Слайд 35

Трансцендентальная эстетика Время как априорная форма созерцания

3 2 1

Трансцендентальная эстетика Время как априорная форма созерцания 3 2 1

Слайд 36

Трансцендентальная эстетика Пространство как априорная форма созерцания

Трансцендентальная эстетика Пространство как априорная форма созерцания

Слайд 37

Трансцендентальная эстетика Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания

Априорная основа геометрии

Априорная основа арифметики

Изотропно

Однонаправленно

Трёхмерно

Одномерно

Бесконечно

Бесконечно

Форма внешнего созерцания

Форма внутреннего

созерцания

Пространство

Время

Трансцендентальная эстетика Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания Априорная основа геометрии

Слайд 38

Пространство и время

Пространство и время – пустые (абсолютные) вместилища материи
(Исаак Ньютон)

Пространство и время

– формы движения материи
(Фридрих Энгельс)

Пространство и время Пространство и время – пустые (абсолютные) вместилища материи (Исаак Ньютон)

Слайд 39

Пространство и время

Пространство и время – единый
четырехмерный континуум
(А. Эйнштейн)

Пространство и время Пространство и время – единый четырехмерный континуум (А. Эйнштейн)

Слайд 40

Пространство и время (объективные)

Объективны, независимы от сознания человека
Бесконечны, вечны, неисчерпаемы
Единство непрерывности и прерывности,

делимости и неделимости

Зависимость свойств пространства и времени от движения материи проявляется при скорости, близкой к скорости света. Тела и частицы сокращаются в длину в направлении движения, время замедляется.

Пространство и время (объективные) Объективны, независимы от сознания человека Бесконечны, вечны, неисчерпаемы Единство

Слайд 41

Субъективные пространство и время

Зависят от внутреннего мира человека, от движения его мыслей и

чувств
Психологический возраст человека определяется тем, сколько им сделано и сколько предстоит сделать.

Чем больше дел (или событий) предполагается у человека впереди, тем он моложе; чем больше их позади, в прошлом, тем он старше.
Например, семейные, имеющие детей молодые люди старше своих сверстников.

Субъективные пространство и время Зависят от внутреннего мира человека, от движения его мыслей

Слайд 42

Художественное пространство и время

Условны
(зависят от
вида искусства,
его языка,
особенностей восприятия,
Эпохи и замысла

художника

Художественное пространство и время Условны (зависят от вида искусства, его языка, особенностей восприятия,

Слайд 43

Художественное время

Есть временные искусства (например, музыка).
В них художественное событие разворачивается во времени.
Танцевальное,

театральное и киноискусство оперируют художественными событиями, протекающими и во времени, и в пространстве.

Живопись – искусство пространственное. Время в нем представлено либо как мгновение («сейчас»), либо как «вечность».
Лишь немногие художники, как Леонардо да Винчи, пытались передать событие как протекающее во времени.
Но в любом случае художник, отражая действительность, осмысливает ее в художественном образе.

Художественное время Есть временные искусства (например, музыка). В них художественное событие разворачивается во

Слайд 44

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 1495-1497.

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». 1495-1497.

Слайд 45

Художественное пространство

Художественное пространство на картине или фреске отличается от пространства физического. Трехмерный мир

здесь моделируется на плоскости при помощи перспективы.
Важная для восприятия картины иллюзорная точка схода может не совпадать с формально-геометрической. Она может перемещаться в зависимости от того, на какой части произведения фиксируется внимание.
Художник изображает «видимое» пространство, в создании которого принимает участие не только глаз, но и мозг, перерабатывающий ощущения в образ мира.

Этот образ не только зрительный, но и смысловой. Совпадение иллюзорной и формальной точек схода может использоваться как прием, выделяющий смысловой центр картины.
Создавая художественный образ, художник может использовать разные виды перспективы (прямую, обратную и иные варианты, соответствующие ближнему плану, среднему и дальнему, а также сознательно отклоняться от математически вычисленной истинной перспективы для концентрации внимания зрителя на тех или иных фигурах.

Художественное пространство Художественное пространство на картине или фреске отличается от пространства физического. Трехмерный

Слайд 46

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. Афинская школа. 1508-1511

Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура. Афинская школа. 1508-1511

Слайд 47

Ренессансная перспектива, передающая глубину пространства, работает на выделение смыслового центра картины.

Ренессансная перспектива, передающая глубину пространства, работает на выделение смыслового центра картины.

Слайд 48

Это Аристотель и Платон.
В то же время группы слушателей написаны в ином

ракурсе, с более высокой точки зрения (горизонт СС).
Хотя люди расположены в глубину», их готовы на одном уровне. Поэтому они выглядят как слушающие, а не как «почетный караул». Здесь Рафаэль сознательно использовал различие точек зрения.

Это Аристотель и Платон. В то же время группы слушателей написаны в ином

Слайд 49

Слайд 50

Для изображения фигур переднего плана Рафаэль использует аксонометрию и лёгкую обратную перспективу.

Для изображения фигур переднего плана Рафаэль использует аксонометрию и лёгкую обратную перспективу.

Слайд 51

Мантенья, Андреа. Христос в Гефсиманском саду. 1455 (аксонометрия, или параллельная система перспективы)
Аксонометрия и обратная

перспектива могут использоваться при изображении близких участков пространства, лежащих за границами конуса нормального видения, то есть на расстоянии до 7 метров

Мантенья, Андреа. Христос в Гефсиманском саду. 1455 (аксонометрия, или параллельная система перспективы) Аксонометрия

Имя файла: Бытие.-Материя-и-формы-ее-существования:-движение,-пространство,-время.pptx
Количество просмотров: 125
Количество скачиваний: 0