Философия Ф. Ницше. Проблема переоценки ценностей презентация

Содержание

Слайд 2

Фридрих Ницше – великий немецкий философ и
писатель.
Родился 15 октября 1844 г.
Среднее

образование получил в знаменитой
наумбургской школе Пфорте.
В 1862 г. поступил в Боннский университет,
немного погодя перешел в Лейпцигский
Университет.
В 1868 г. базельский университет предложил ему профессуру по кафедре греческой словесности.
Франко-прусскую войну 1870-1871 проработал на передовых позициях в качестве санитара.
В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, пытался написать историю своей жизни.
В 1879 г. оставил профессуру.
Умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.

Слайд 3

Кризис старых течений

К. Маркс резонно замечал, что повышенные меры господства человека над природой

оборачиваются все большим его закабалением, а накопление вещественного богатства ведет к духовному опустошению человека, отчуждению его от продуктов собственного труда. По Марксу, причина этого коренится в конфликте между живым и овеществленным трудом, вытекающим из противоречий общественного способа производства.
Вильгельм Дильтей (1833-1911), представитель так называемой «философии жизни», с огорчением писал: «Одной из наиболее действительных причин, не перестающих доставлять все новую и новую пищу скептицизму, является анархия философских систем. ...Оглянемся ли мы назад или посмотрим вокруг себя, везде мы видим в хаотическом беспорядке беспредельное многообразие философских систем».

Слайд 4

Философские альтернативы XIX-XX веков

Философские альтернативы XIX-XX веков представляют собой принципиально новые, психологические философские

системы, игнорирующие человеческий разум. Это некая совокупность различных течений и парадигм свободной мысли.
Философы нового типа пытаются понять и оценить смысл жизни и деятельности отдельного индивида как личности (антропология). Чтобы не оказаться в плену общих фраз - «обо всех понемногу и ни о ком всерьез».
Философия жизни — это весьма оригинальное учение, сделавшее предметом своего критического осмысления не материю и не дух, а жизнь в ее целостности. Философия жизни стремится понять «жизнь из нее же самой»;

Слайд 5

Философская теория ценностей и понятие переоценка ценностей

Теория ценностей - это система философских проблем,

характерных для так называемых гуманитарных наук - антропологии, социологии, культурологии, этики, эстетики, психологии и т.д.
Переоценка всех ценностей — выдвинутое Ф.
Ницше требование ультрарадикальной
критики всех ценностей, в том числе
христианства, с тем чтобы превратить их в
ценности с противоположным содержанием.
Ценности рассматривались Ницше как
«пунктуации человеческой воли», изменение
которых изменяет само человеческое
существование.

Слайд 6

Нигилизм Ф. Ницше

Ницше заявляет: 
"Бог мертв. Из-за сострадания к людям умер Бог". Это не

просто утверждение атеизма, это утверждение того, что нет прежнего Бога - высшей ценности и смысла, и что человек сам виновен в его смерти, это необходимый и неизбежный процесс. "Это значит - "христианский Бог" утратил свою власть над сущим и над предназначением человека". 
Нигилизм, вера в "ничто", пессимизм - это
ответная реакция на ложность старой истины,
это упадок, но это и первый шаг к правдивости, борьба льва, бывшего навьюченным
верблюдом, с драконом "тысячелетних
ценностей", и отвоевывающего себе свободу для
нового созидания.

Слайд 7

Типы Нигилизма:

пассивный нигилизм

активный нигилизм

Классический или восторженный нигилизм

Слайд 8

«Новая» этика и мораль в учениях Ницше

Этика Ницше является этикой самооправдания ни в

каком обычном смысле этого слова. Он ставит силу воли выше всего. 
Такие этики, как христианская и буддистская, содержат в своей эмоциональной основе универсальное сочувствие, а этика Ницше - полное отсутствие сочувствия 

"Я оцениваю силу воли, по количеству сопротивления, которое она может оказать, по количеству боли и пыток, которые она может вынести, и знаю, как обратить ее к ее собственной выгоде. Я не указываю на зло и боль существования пальцем укора, но, напротив, я питаю надежду, что жизнь может однажды стать еще более злой и еще более полной страданий, чем когда-либо".

"В целом сострадание парализует закон развития - закон селекции. Оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели". 

Слайд 9

Теория «сверхчеловека»: переоценка ценностей

. «Явление Ницше, имеет огромное значение для судьбы человека. Он

хотел пережить божественное, когда Бога нет. Бог убит, пережить экстаз, когда мир так низок, пережить подъем на высоту, когда мир плоский и нет вершин. Свою, в конце концов, религиозную тему он выразил в идее сверхчеловека, в котором человек прекращает свое существование. Человек был лишь переходом, он лишь унавоживал почву для явления сверхчеловека».
"Сверхчеловек - смысл земли". "Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором". "Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым... сверхчеловек - это море, где может потонуть ваше великое презрение".

Слайд 10

Самое высокое, что может пережить человек, учит Ницше – это "час великого презрения". Презрения

к самому себе, к своим слабостям и порокам, к своей несправедливости, к "жалкому довольству собою",называемому добродетелью.
Фридрих Ницше попытался пройти путь к сверхчеловеку. Итогом было безумие. Степень погружения в проблему превзошла меру личной выносливости. "Кто нападает на свое время, нападает лишь на себя".
Человек имеет цель
внутри себя; его цель –
это жизнь. Вот эта
идея абсолютной
ценности человеческой
жизни по существу
явилась тем лозунгом,
который объединяет
все творчество Ницше.

Слайд 11

Возникло новое направление в философии - аксиология – учение о ценностях.
После ницшевской

"переоценки ценностей" исчезла слепая вера в прогресс, так как он ярко показал скорое наступление кризиса человечества. "Похоже, что с Ницше нигилизм становится пророческим", - писал Альбер Камю.
Идеи Ницше странным образом повлияли и на историю: весь период конца XIX и первой половины XX века можно назвать периодом "переоценки ценностей". В первую очередь, это связано с революциями в России, и в Германии. Сам Ницше, конечно, не являлся идеологом ни фашизма, ни коммунизма, наоборот самая суть его учения противоположна этим доктринам. Но "переоценка ценностей" все же произошла и кардинально изменила жизнь в мире на протяжении целого века.
Имя файла: Философия-Ф.-Ницше.-Проблема-переоценки-ценностей.pptx
Количество просмотров: 106
Количество скачиваний: 0