Философия. ХХ век презентация

Содержание

Слайд 2

Феноменология

Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Германия
«Картезианские размышления» редактировал лучший ученик – Мартин Хайдеггер

Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938) Германия «Картезианские размышления» редактировал лучший ученик – Мартин Хайдеггер

Слайд 3

Философия как строгая наука

«Назад к вещам»
Возврат «к вещи как таковой»
Надо избавиться от

предпосылок (наслоений):
- материалистических
- идеалистических
-традиционных
- субъективных
Задачи:
- увидеть предмет исследования таковым, каков он есть
- адекватное описание предмета

Философия как строгая наука «Назад к вещам» Возврат «к вещи как таковой» Надо

Слайд 4

Феномены сознания

Эйдосы - идеальные сущности
Эйдос – первичное, важное, не обусловленное никаким фактом
Эйдосы

- необходимая основа знания

Феномены сознания Эйдосы - идеальные сущности Эйдос – первичное, важное, не обусловленное никаким

Слайд 5

Интенциональность сознания

Выражает направленность переживаний на предмет
Соотнесение с предметами опыта
Чувственная

и интеллектуальная интуиция
Интенциональные объекты - феномены

Интенциональность сознания Выражает направленность переживаний на предмет Соотнесение с предметами опыта Чувственная и

Слайд 6

Феноменологический подход

Явление вещи и сама вещь – не одно и то же
Явления не

являются, но переживаются
Любой акт сознания направлен на предмет
Разновидности актов сознания неотделимы от интуитивных актов:
- чувственное восприятие
- представление
- воображение
Переживать события = иметь акты восприятия, направленные на эти события
Собственные переживания «Я»

Феноменологический подход Явление вещи и сама вещь – не одно и то же

Слайд 7

Феноменологический метод

Сознание - основной объект исследования
Рассматривается как целостный поток переживаний
Феномены - основные

элементы потока переживаний
Феномен:
– самостоятелен
- сложная структура
Феномен как целостность может быть обнаружен и рассмотрен только в интуитивном акте
Феноменологический метод – это метод непосредственного «слияния» с потоком сознания
Феноменологический метод противоположен дедуктивно-расчленяющему методу естественных наук
Предмет феноменологии - поток феноменов
Феномен – сущность

Феноменологический метод Сознание - основной объект исследования Рассматривается как целостный поток переживаний Феномены

Слайд 8

Феноменологическая редукция

Вариант метода сомнения (Декарт)
Подвергнуть сомнению всё и дойти до того, существовании

чего уже усомниться нельзя
1.«Вынести за скобки» мир
2. Остаётся сомнение
3. Сомневаюсь «Я»
«Я» - есть

Феноменологическая редукция Вариант метода сомнения (Декарт) Подвергнуть сомнению всё и дойти до того,

Слайд 9

Интерсубъективность

«Бытие-для-меня»
«Мир другого»
«Бытие-для-всех-вообще»
«Жизненный мир» – не сам по себе, а взятый в

его значимости для человека
«Естественная установка» - человеческий опыт
«Феноменологическая» - мир символов и значений, конституированных трансцендентальным Я
Влияние на: экзистенциализм, персонализм, структурализм

Интерсубъективность «Бытие-для-меня» «Мир другого» «Бытие-для-всех-вообще» «Жизненный мир» – не сам по себе, а

Слайд 10

Универсальная феноменологическая онтология

Мишель Анри (1922–2002
Внутренняя связь Божественного Откровения и человеческой души (Мейстер

Экхарт)
Единство человека и Бога (Къеркегор)
Христианская любовь как примирении с жизнью (Гегель)

Универсальная феноменологическая онтология Мишель Анри (1922–2002 Внутренняя связь Божественного Откровения и человеческой души

Слайд 11

Жизнь как автоаффекция

Опыт откровения сущности следует искать в самой жизни
Человек - «человеческая реальность»,

«экзистенция без трансценденции»
Жизнь похожа на в себе существующую имманентную монаду
Автоаффекция: «Я» - страдаю – чувствую - вижу - мыслю и т.д.
Автоаффекция — не индивидуальный субъект, а сущность обнаружения
Откровение абсолютно в своем внутреннем опыте

Жизнь как автоаффекция Опыт откровения сущности следует искать в самой жизни Человек -

Слайд 12

Метод

Метод «универсальной феноменологической онтологии» не должен быть интуитивным
Интуиция не является конечной мыслью

Актуальный акт сознания - перманентный посыл к горизонту потенциальных актов

Метод Метод «универсальной феноменологической онтологии» не должен быть интуитивным Интуиция не является конечной

Слайд 13

Герменевтика

Греч. hermeneutike – толкование
Совокупность правил и техник истолкования текста в ряде областей знания

- филологии, юриспруденции, богословии и
Понимание - осмысление социального бытия - процесс понимания бесконечен
Воплощён в принципе герменевтического круга

Герменевтика Греч. hermeneutike – толкование Совокупность правил и техник истолкования текста в ряде

Слайд 14

Герменевтический круг (по Шлейермахеру)

Принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого
Процесс

понимания начинается с понимания целого
Целое имеет преимущество перед частью
Понимание целого складывается из понимания отдельных частей
Для понимания частей необходимо предварительное понимание целого
Понимание текста — движение по кругу от целого к части и от части к целому
Текст - часть творчества писателя
Творчество писателя — часть литературы
Текст - часть душевной жизни автора

Герменевтический круг (по Шлейермахеру) Принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого

Слайд 15

Варианты

Текст и биография его автора - часть и целое (по Дильтею)
Онтологическая,

а не методологическая категория (По Хайдеггеру)
Движение от пред-понимания к пониманию
Понимание ситуации (текста) возможно только на основе предварительного понимания (пред-понимания)
Понимание - «набрасывание» смысла
Появляется смысл - можно истолковать текст в целом
Первичное прояснение смысла возможным благодаря ожиданию найти определенный смысл в тексте
Разработка предварительного наброска смысла текста, подвергающегося постоянному пересмотру является пониманием смысла текста

Варианты Текст и биография его автора - часть и целое (по Дильтею) Онтологическая,

Слайд 16

Исторические разновидности

Перевод - опыт иного и перенос смысла в свой язык
Реконструкция -

воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла
Диалог - формирование нового смысла - и субъективности - в соотношении с существующим

Исторические разновидности Перевод - опыт иного и перенос смысла в свой язык Реконструкция

Слайд 17

Историческая эволюция герменевтики

Античность - искусство толкования знамений (воли богов)
Средние века - экзегетика

как толкование Священного Писания
Возрождения - понимание как реконструкция (филологическая герменевтика)
Протестантская культура – религиозная герменевтика - проекты отделения в Писании божественного от привнесенного человеком

Историческая эволюция герменевтики Античность - искусство толкования знамений (воли богов) Средние века -

Слайд 18

Техники реконструкции

Цель - вживание во внутренний мир автора
Фиксация содержательного и грамматического плана

текста
Создание условий для эмпатии (вчувствование) в субъективность автора
Воспроизведение творческой мысли автора

Техники реконструкции Цель - вживание во внутренний мир автора Фиксация содержательного и грамматического

Слайд 19

Вильгельм Дильтей

1833 - 1911
Герменевтика была вспомогательной дисциплиной - набор техник оперирования с

текстом
Философская герменевтика - возможность гуманитарного исследования
Герменевтический метод + историческая реконструкция ситуации возникновения текста
Основа - описательная психология
Приоритет- история

Вильгельм Дильтей 1833 - 1911 Герменевтика была вспомогательной дисциплиной - набор техник оперирования

Слайд 20

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ МАРКСИЗМА

Карл Маркс
1818 — 1883
Протестант
«Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»

(Д.)
Фридрих Энгельс
1820 — 1895
Сын преуспевающего текстильного фабриканта
Пиетизм
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884)

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ МАРКСИЗМА Карл Маркс 1818 — 1883 Протестант «Различие между натурфилософией Демокрита

Слайд 21

«Манифест коммунистической партии»

21 февраля 1848 г. (Лондон)
Задачи и методы борьбы коммунистических

партий
«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма»
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
Программа перехода от капитализма к коммунизму
Диктатура пролетариата
1. Экспроприация земельной собственности
2. Высокий прогрессивный налог
3. Отмена права наследования
4. Конфискация имущества эмигрантов и мятежников
5. Национализация банка – монополия государства
6. Централизация транспорта в руках государства
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану
7. Одинаковая обязательность труда для всех
8. Устранение различия между городом и деревней
9. Общественное и бесплатное воспитание всех детей
10 Устранение фабричного труда детей в современной его форме
11.Соединение воспитания с материальным производством

«Манифест коммунистической партии» 21 февраля 1848 г. (Лондон) Задачи и методы борьбы коммунистических

Слайд 22

Проблема человека

Социальная сущность:
- определяется социальными условиями
- окружающей общественной средой
Социальная сущность человека не

может быть постоянной
Среда - историческая эпоха, социальный строй, классовые и групповые интересы
Среда - индивидуальные условия и особенности его развития
Человек - продукт обстоятельств и воспитания
Человек способен изменить общественную среду и себя
Индивидуальность - личностное измерение человеческого бытия
Связь между сознанием общественного богатства и развитием богатой человеческой индивидуальности

Проблема человека Социальная сущность: - определяется социальными условиями - окружающей общественной средой Социальная

Слайд 23

Проблемы свободы

Свобода личности - способность человека реализоваться
Знания, умения, навыки - основа сознательного

поступка
Знание + Опыт = Цель
Прошлое - цель – настоящее – цель – будущее
Цель:
- обусловлена существующим положением вещей
- выход за пределы существующего положения
Выбор целей - условие свободы человека, но не сама свобода
Человек свободен в той мере, в какой свободно общество, в котором он живет

Проблемы свободы Свобода личности - способность человека реализоваться Знания, умения, навыки - основа

Слайд 24

Теория отчуждения

«Отчуждение»:
1. Любой результат труда принимает материальную форму и отчуждается (отделяется) от

творца
2. От процесса труда
3. Психическое состояние человека, не чувствующего себя свободным в своих действиях - объект манипуляции внешних сил
4. От собственной сущности и людей друг от друга
Причина отчуждения — частная собственность на средства производства
Упразднение частной собственности – замена на общественную
Результат - подлинная коллективность
Человек получает возможность для созидательной творческой деятельности
Социализм – « От каждого по способностям, каждому по труду»

Теория отчуждения «Отчуждение»: 1. Любой результат труда принимает материальную форму и отчуждается (отделяется)

Слайд 25

Коммунизм

Социализм - основа для формирования подлинной коллективности
Подлинная коллективность всех групп и организаций

возможна при полной победе коммунизма
Построение коммунизма6
- неразрывное единство общества и личности
- свобода не подавляется
- не нивелируется индивидуальное развитие членов коммунистического общества
- единство общественных и личных интересов позволяет превратить объективные требования общественного движения во внутренние побуждения личности
- каждый человек непосредственный творец общественной жизни
- простор для безграничной реализации всех способностей человека в его свободном развитии
«От каждого по способностям, каждому по потребностям»

Коммунизм Социализм - основа для формирования подлинной коллективности Подлинная коллективность всех групп и

Слайд 26

В. И. Ленин

1870—1924
Марксизм - методология познания и изменения социальной действительности
Единственно верная революционная теория

трудящихся масс
Материалистический подход к действительности:
- максимально полный охват событий, исключающий односторонность;
- изучение тех явлений и процессов, которые имеют особую важность для деятельности широких трудящихся масс.
- опора на материальную основу — производственные, экономические отношения
- видение за движением отдельных людей и небольших коллективов положение и интересы больших общественных групп — классов;
- оценивание обстановки развития общества
Всемерная политизация учения
Диктатура пролетариата как теории и практики марксизма.

В. И. Ленин 1870—1924 Марксизм - методология познания и изменения социальной действительности Единственно

Слайд 27

Маоизм

Мао Цзэдун
1893 — 1976
«Пусть расцветают сто цветов» (1957)
«Большой скачок» (1958-1963)
«Культурная

революция» (1965-1976)
Официальная идеология КПК

Маоизм Мао Цзэдун 1893 — 1976 «Пусть расцветают сто цветов» (1957) «Большой скачок»

Слайд 28

Идеи Мао Цзэдуна

Общественная практика - источник познания
Этапы развития процесса познания
Цели познания


Критерий истины
Учение о плановом товарном характере социализма
Разработка вопроса о формах распределения при сохранении главенствующей роли распределения по труду
Теория «новой демократии»
«Правильный путь взятия политической власти китайского образца» — «теория окружения города деревней»
Разработано учение о стратегии и тактике революции
Теория «трёх миров» - принцип независимости и самостоятельности в международных отношениях

Идеи Мао Цзэдуна Общественная практика - источник познания Этапы развития процесса познания Цели

Имя файла: Философия.-ХХ-век.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0