Философия неоплатонизма презентация

Содержание

Слайд 2

ИСТОЧНИКИ Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус -

ИСТОЧНИКИ
Асмус В. Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус - М.: Высшая Школа,

1976 – 328 с.;
Из истории кембриджского неоплатонизма XVII века: перевод и научный комментарий к философскому труду Ральфа Кедворта «Трактат о вечной и неизменной нравственности»;
http://psylib.org.ua/books/lose008/index.htm;
http://pstgu.ru/news/smi/2011/05/02/29577/;
М. В., Коснырева Основные идеи кембриджского неоплатонизма XVII в. (2002);
https://nsu.ru/classics/bibliotheca/ploti01/index.htm;
Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВАТЕЛЬ НЕОПЛАТОНИЗМА КОНЦЕПЦИЯ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ СПОР О ДУШЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВАТЕЛЬ НЕОПЛАТОНИЗМА
КОНЦЕПЦИЯ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ТЕРМИНОЛОГИЯ
СПОР О ДУШЕ И ЕЕ СУТИ
МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ УМОМ
ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ БЫТИЯ
ВЛИЯНИЕ
КЕМБРИДЖСКИЕ

НЕОПЛАТОНИКИ
Слайд 4

ОСНОВАТЕЛЬ НЕОПЛАТОНИЗМА Достижения: Систематизировал учение Платона о воплощении триады в

ОСНОВАТЕЛЬ НЕОПЛАТОНИЗМА

Достижения:
 Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе;
 Определил Бога как неизъяснимую

первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путём эманации(«излияния»);
 Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого;
Разработал сотериологию неоплатонизма.

Плотин (204/205 -270) 
Ликополь, Египет, Римская Империя - Минтурны,Кампания

«Плотин, философ нашего времени, казалось, всегда испытывал стыд от того, что жил в телесном облике, и из-за такого своего настроения всегда избегал рассказывать и о происхождении своем, и о родителях, и о родине»
Порфирий, "Жизнь Плотина"

Слайд 5

КОНЦЕПЦИЯ 1. Наличие «запредельного первоначала» (Единое). 2. Учение о космических

КОНЦЕПЦИЯ

1. Наличие «запредельного первоначала» (Единое).
2. Учение о космических  иерархиях (Триада: Единое — Нус (Ум) — Мировая душа)
3.

Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией).
4. Недоверие к материи как к «темницам души».
5. Призыв к «восхождению души к своему истоку» 

Неоплатонизм представляет собой синтез:
Идей Платона,
Логики и толкований Аристотеля, не противоречащих Платону;
Пифагореизма и орфизма;
Идей халдейских оракулов и египетской религии (теургия);
Идей индуистской философии (эманации духа в материю и его возвращение и слияние с Богом-Абсолютом).

Характерные черты:

Слайд 6

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 

Слайд 7

ТЕРМИНОЛОГИЯ Эманация - понятие античной философии, онтологический вектор перехода от

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Эманация - понятие античной философии, онтологический вектор перехода от высшей сферы

Универсума к низшим, менее совершенным сферам; т.е. распространение избыточной полноты абсолютного Бытия [за пределы собственно своего бытия].
Слайд 8

ТЕРМИНОЛОГИЯ Сотериология (греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение,

ТЕРМИНОЛОГИЯ

Сотериология (греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγος — учение, слово) —  обратна эманации, заключается в спасении человеческое души, путем возврата

(поднятия) к Единому. Достигается путем разъяснения людям, насколько они выше, чем чувственные предметы.
Задача души - преодолеть все низменные порывы и страсти— и путём добродетелей, аскетизма, теургии, творчества стремиться к слиянию с Единым.
Слайд 9

СПОР О ДУШЕ И ЕЕ СУТИ

СПОР О ДУШЕ И ЕЕ СУТИ

Слайд 10

МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ УМОМ «Когда я мыслю, то я вижу

МОЖНО ЛИ ВИДЕТЬ УМОМ

«Когда я мыслю, то я вижу умопостигаемую субстанцию,

иначе я ошибался бы при мышлении»    Плотин

Ничего не может быть нелепее утверждения, что видимое нашими глазами существует, а усматриваемое нашим умом не существует».
   Августин Аврелий (Блаженный Августин),   "О бессмертии души"

Слайд 11

ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ БЫТИЯ 1. Единое, Бог, Благо - первооснова мира,

ИЕРАРХИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ БЫТИЯ

1. Единое, Бог, Благо - первооснова мира, первоначальная сила, сверхмировое,

сверхра́зумное, непознаваемое.

2. Нус, νοῦς, мысль, разум, ум - позноваемое, является одновременно  и объектом, и субъектом своего мышления.

ЭМАНАЦИИ

3.  Душа -появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных.

ЭМАНАЦИИ

Слайд 12

ВЛИЯНИЕ Неоплатонизм благодаря своей продуманной логике и категориальной диалектике оказал

ВЛИЯНИЕ

Неоплатонизм благодаря своей продуманной логике и категориальной диалектике оказал значительное влияние

на христианское богословие. Яркий тому пример — труды Дионисия Ареопагита, которые получили название Ареопагитики. Дионисий Ареопагит рисует величественную картину небесной иерархии, отсветом которой является и земной порядок жизни. Идея «лестницы природы», которую мы находим у многих средневековых авторов, в том числе у Фомы Аквинского также содержалась в философии неоплатонизма и Аристотеля. 
Неоплатонизм оказался главным теоретическим источником пантеизма в западной философии средневековья.
Неоплатоническую интерпретацию ислама стремился дать Ибн Сина, под влиянием которого находился Сухравар-ди, разработавший учение о сверхчувственном свете . Переосмысление неоплатонических представлений в духе ортодоксального ислама осуществил ал-Газали, соединив их с суфийским учением о единении с божеством в сверхумном экстазе.
Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции.
К концу средневековья сильное влияние неоплатонизма сказалось в немецкой мистике XIV—XV вв.. Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Марсилио Фичин.
Немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Шеллинга, и Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей «Истории философии».
Слайд 13

КЕМБРИДЖСКИЕ НЕОПЛАТОНИКИ Гравюра Бенджамина Уичкоута, лидера и вдохновителя кембриджского платонизма

КЕМБРИДЖСКИЕ НЕОПЛАТОНИКИ

Гравюра Бенджамина Уичкоута, лидера и вдохновителя кембриджского платонизма

Критика кембриджского неоплатонизма

была направлена против:
пуританизма с его религиозной непримиримостью;
кальвинизма и его идеи божественного предопределения;
сенсуализма Гоббса;
картезианского механицизма.

 Принцип единства религии и разума

«Я не противопоставляю рациональное духовному, поскольку духовное есть наиболее рациональное»
 Б.Уичкоут

Имя файла: Философия-неоплатонизма.pptx
Количество просмотров: 177
Количество скачиваний: 0