Слайд 2Средневековая философия
(II-XIVвв.)
«Философия –служанка богословия»
Philosophia est ancilla theologiae
Тесное переплетение теологии и философии
Сближение христианства с античной философией
Противоречивый
период:
фанатичен
духовная свобода личности
Слайд 3 Восприятие времени:
в античности (физически) - круговое, циклически повторяющееся время
человек частица мироздания
в средневековье
- устремление в будущее (к вечности)
человек протягивает руку, минуя природу - к Богу
«Время есть подвижный образ вечности, подобие вечности в эмпирическом мире становления» (Платон)
"Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание« (А.Августин)
Слайд 4Возникновение темы собственного несовершенства:
Человек кроме души обладает телом, а тело поддается искушению
Раздвоение личности
Задачей
человека становится преображение
Личность – это непроницаемый для других, свой, особый мир, он доступен, открыт только для Бога.
Слайд 5Основные принципы
Теоцентризм – источник и причина всего сущего - Бог.
Креационизм – сотворение
мира Богом из ничего.
Провиденциализм – попечительство Бога над миром.
Персонализм - человек как персона обладает разумом, свободой воли, совестью.
Символизм – Все явления мира знак и символ божественного присутствия, творения. Задача - постижение скрытого в священных писаниях смысла божественных символов.
Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, о загробной жизни, о цели космоса и истории и их конце
Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на Земле
Слайд 6Средневековая философия
ЦЕРКОВНАЯ ДОГМА
Вся философская мысль пользуется религиозным понятийным аппаратом, приводится в соответствии
с церковным учением.
Идея духовного равенства всех людей
Перед Богом все равны!
Церковь постепенно становится главенствующей
Апологетика - защита идей христианского учения
Слайд 7Основные вопросы и проблемы:
о творении мира, грехопадении, искуплении, воскрешении
проблема соотношения христианства с античным
наследием, борьба с ересями и т.п.
Средневековая философия– начинается тогда,
когда впервые ставит себя на службу религии
и заканчивается тогда – когда они расходятся
Слайд 8Основные черты истолкования:
РЕТРОСПЕКТИВНОСТЬ
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ
ДИДАКТИЗМ
Слайд 9СООТНОШЕНИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА
Бог - «сверх-бытие»
основной инструмент познания – ВЕРА,
как способность души
человека
Бог - открывается через откровение,
которое зашифровано в Библии
Слайд 10Основные подходы к проблеме соотношения веры и разума
Вера самодостаточна и не нуждается в
обосновании (Тертуллиан)
Вера и разум дополняют друг друга. (Климент Александрийский, Августин)
Теория «двойственной истины»
Истину способна адекватно представить только философия (Аверроэс)
Методы познания философии и богословия различны, но лишь частично — по предмету (Фома Аквинский) .
Если имеет место противоречие между утверждениями, то либо утверждения религии следует признать сверхразумными, либо в обосновании утверждений философии следует искать ошибки
У веры и разума собственные истины. Истины науки выше истин религии (У.Оккам).
Утверждения и положения веры основываются на откровениях и канонических писаниях и не подразумевают рационального обоснования
«Не следует множить сущее без необходимости»
Слайд 11АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА
опирается с одной стороны на 4-е догмата:
Творения
Грехопадения
Искупления
Воскрешения
с другой,
на понимание человека
как
разумного существа
Слайд 12Бог создает человека с душой и телом
Человек - посредник между природой и Богом
живет
одновременно в 2-х мирах
поскольку Бог создал только Благо – изначально как тело так и душа – должны быть благими.
Тело будет благим только когда будет под контролем разумной Души
Слайд 13Основные этапы средневековой философии
Апологетика (II-Y вв)
установление триединства Бога, доказательство существования Бога,
приспособление раннехристианских ритуалов и символов к зарождающейся христианской церкви.
Патристика (III-YIII вв.)
установление господства христианской церкви.
Схоластика (IX-XIY вв.)
период переосмысления узаконенных в предыдущий период христианских догматов
Слайд 14Апологетика (II-Y вв)
Патристика (III-YIII вв.)
Становление – защита церковных догматов, разработка основных вопросов.
Источники
оформления
с одной стороны, античная философия
с другой - христианская телеологическая доктрина
Слайд 15Основные представители
Тертуллиан (ок160-220)
Климент Александрийский (ок.150-215)
Ориген (185- 254)
Василий Великий (330-379)
Григорий Богослов (329-389)
Григорий Нисский (321-394)
Григорий
Великий (590-604)
Иоанн Златоуст (347-407)
Иоанн Дамаскин (675 -753)
Северин Боэций(480-524)
Августин Блаженный (354-430)
Слайд 16Аврелий Августин (354-430)
Блаженный Августин, Святитель Августин, Учитель Благодати,
епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов
Один из Отцов христианской церкви,
родоначальник христианской философии истории
Основные труды
«Исповедь»
«О граде Божием»
Учение о предопределении:
человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие
Человеческая история - есть борьба двух враждебных царств —
царства приверженцев всего земного и царства Божия (отождествляет с римской церковью).
Слайд 17Бог творит мир из ничего, по своей доброй воле.
Мир представляет собой лестницу
Человек
– самая последняя ступень перед Богом
Человек соединяет в себе 2 начала (тело и душа)
Душа обладает свободой воли
Душа свободна в своих решениях
Слайд 18СВОБОДА ВОЛИ:
Бог дал нам способность понимать и дал свободу выбора
способность не согрешать (Адам)
неспособность согрешать (Христос)
«Подобно тому, как
мы иногда желаем того чего не можем, точно так же иногда мы можем то, чего не желаем»
Не только желать, быть, но и волить в благом
Слайд 19Концепция свободы воли: «ЖЕЛАТЬ И МОЧЬ»
«Свобода – это не способность выбора, а это
способность исполнять»
Действиями человека руководит
Бог
Предопределение — это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому
Слайд 20Доказательство бытия Бога
Бог – некая точка отсчета
Бог - "невозможная возможность" духа человека, который
в напряжении собственных усилий способен стать достойным божественного Человечества
Поскольку в мире все изменчиво, все текуче –
должен быть кто-то, что бы двигал, что бы кто-то остановил движение.
Значит есть какая-то сила, которая запускает движение, и поддерживает его
Душа наша вспоминает истину
Значит Бог есть, т.к. все откуда-то взялось
Слайд 21Теодицея
Человек свободен
Зло не в мире, зло в человеке, порождаемое его волей.
Основа зла – это абсолютизация
собственной возможности
Чтобы понять истинное понятие о мире человек должен пройти искушение злом
«Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а темнота – света, так и зло – отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе»
Слайд 22ВЕРА И ЗНАНИЕ
– тождественны, но первенство отдается откровению
Разуму отводится подчиненная роль
«не
понимать, что бы верить, а верить, чтобы понимать»
Смысл: со сложившимися ожидаем, поэтому наше познание apriori существующих форм.
Человек не просто заброшен в этот мир, а Бог заботится о нем.
Человек не Бог, он слаб, но способен к силе веры
ПРИЗЫВ СОМНЕНИЯ «сомневаюсь, следовательно существую».
Главное путь поиска
Слайд 23Каждая душа уникальна
Неотделима от человека, бессмертна.
Память (на основании ее человек идентифицирует себя )
Ум
– (анализ своих способностей, возможностей)
Воля – (корректирует собственное несовершенство)
Из за того, что человек несовершенное существо, одна из частей превалирует в нем
Слайд 24ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ :
ПРОШЛОЕ? НАСТОЯЩЕЕ? БУДУЩЕЕ?
Настоящее настоящего – непосредственное созерцание
Настоящее прошедшего - это память
Настоящее
будущего – его ожидание
Все это раз и навсегда соединено в Боге
и реализуется в вечности
Библия – историография,
согласно которой все, что предрекли пророки – сбудется в установленные сроки
Слайд 25ИСТОРИЯ ВСЯ ПРЕДСКАЗУЕМА
Основание: Божественный Промысел, опека Провидения
У Бога есть некоторый Божественный План
состоит
из 6-ти положений(выделил 6 эпох – эоны):
1. наказание людей за первородный грех
2. испытание человеческой способности сопротивляться злу, и их воли к добру
Слайд 263. искупление первородного греха
4. призвание лучшей части человечества к построению священного сообщества праведников
5.
отделение праведников от грешников
6. окончательное воздаяние по заслугам
Символическое деление на эпохи ( важна логика истории )
Град Божий всемирное духовное сообщество людей .
Диалектику истории рассматривает на 2-х сообществах:
Сообщество земное (Каин)
Сообщество небесное (Авель)
Слайд 27Всех людей можно разделить на эти сообщества
Но в реальном мире все перемешаны,
Страшный суд
(Каин или Авель?).
Изменить Промысел Бога невозможно.
История – процесс, конечной целью которого является Град Божий.
Слайд 28Схоластика (YIII-XIY вв.)
отличительные черты – оторванность от реальной действительности,
замкнутость консерватизм,
крайний
догматизм,
полное и беспрекословное
подчинение религиозным идеям,
схематичность,
назидательность и учительство
Слайд 29Схоластика
философия, сконцентрированная вокруг университетов
и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики
Аристотеля
Схоластика – цель философски обосновать религиозное учение и догматы церкви
(Библия, как жестко нормативный текст – абсолютная истина)
Слайд 30ОБУЧАЮТ ИСКУССТВАМ
Тривиум (1-я ступень)- троепутье
Грамматика
Риторика
Диалектика (логика и философия вообще)
Квадриум (2-я ступень) - четверопутье
Арифметика
Геометрия
Музыка
Астрономия
Так же предметом изучения были библейские тексты и расхождения
Много внимания - к форме материала, к логике, лингвистике.
Слайд 31Основные представители
Гуго Сен-Викторский
Петр Дамиани
Иоанн Росцеллин
Ансельм Кентерберийский
Иоанн Скотт Эриугена
Фома Аквинский (1225 -1274)
Уильям Оккам
Петр Абеляр
Сигер Брабандский
Роджер Бэкон
Слайд 32Основные проблемы
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Проблема универсалий
Слайд 33Проблема УНИВЕРСАЛИЙ
выделяют два направления :
РЕАЛИЗМ – сторонники считают подлинно существующими не сами
вещи, а их общие понятия
НОМИНАЛИЗМ - реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия – воспринимаются как имена вещей (т.е. существуют не до, а после вещей).
Слайд 35ФОМА АКВИНСКИЙ (1221-1274)
Пик средневековой схоластики,
гений философии
«Сумма теологии»
«Сумма философии» (против
язычников)
Систематизатор схоластики
Вершина западной теологической мысли
Официальный идеолог католицизма
Томизм (неотомизм)
Слайд 36ЧЕЛОВЕКА
НАДО ПРИНИМАТЬ ЦЕЛИКОМ – с душой и с телом:
Человек без тела – привидение
Тело
без человека –труп
Человек – личность, которая ведет к примату интеллекта над волей
Природа – не злое начало
Подготовка к царству Божию.
Слайд 37 Цель – Бог
Все в мироздании происходит по законам Божиим.
Поэтому следует
жить в единстве с природой.
Раз Бог нас послал на землю – то с целью.
Цель человека – в достижении загробного блаженства
Средство- добродетельная жизнь
Слайд 38Вере следует подвинуться и уступит место разуму.
Истина одна:
Христос и его учение, но
к ней можно прийти 2-мя путями:
ПУТЕМ ВЕРЫ – через откровение к Христу
ПУТЕМ РАЗУМА – науки
Но и вера и разум ведут к истине, исходят из Божественного Откровения.
Но иногда –
вера и разум приходят в противоречие.
Вера и откровение не могут обманывать,
значит надо искать ошибку в разуме.
Разграничивает две области:
Философию – истина разума
Теологию – истина Откровения
Слайд 39Богословские истины – сверхразумны
Не все истины откровения доступны рациональному доказательству.
Первая роль за верой,
философия ниже.
Слайд 40ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЬСТВ БЫТИЯ БОГА:
Бытие бога может быть доказано лишь на основании существования мира
и является творением Бога:
1.Движение (онтологическое)
2. Причина (космологическое).
3. Случайность и необходимость
4. Степень совершенства
5. Цель (телеологическое)