Философия средневековья (I-XIV вв. н.э.) презентация

Содержание

Слайд 2

Характеристика средневековой философии Религиозная - (теологическая) Христианская «Служанка богословия»

Характеристика средневековой философии

Религиозная -
(теологическая)
Христианская
«Служанка
богословия»

Слайд 3

ТЕОЦЕНТРИЗМ (Бог – абсолютный источник жизни и блага)

ТЕОЦЕНТРИЗМ
(Бог – абсолютный источник жизни и блага)

Слайд 4

Креационизм – творение мира Богом из ничего 1. Идея творения:

Креационизм – творение мира Богом из ничего

1. Идея творения:
Мир –

результат
творения Бога
2. Идея откровения:
Вера- единственный
способ познания
сверхъестественного
Слайд 5

Провиденциализм Бог управляет миром История человечества – исполнение его предначертаний

Провиденциализм

Бог управляет миром
История человечества – исполнение его предначертаний
------------------------------------------------------
Развивается экзегетика

– искусство толкования религиозных текстов
Слайд 6

Особенности мировоззренческой позиции: вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира,

Особенности мировоззренческой позиции:
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия души

и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.
Слайд 7

Патристика Схоластика Основные вехи средневековой философии

Патристика

Схоластика

Основные вехи средневековой философии

Слайд 8

Основные этапы развития философии средневековья ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с I

по IX вв.
На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 9

Августин Блаженный (354-430 гг.) яркий представитель патристики «Исповедь», «О граде

Августин Блаженный (354-430 гг.) яркий представитель патристики

«Исповедь»,
«О граде Божьем»
Град земной – жизнь

во плоти
Град Божий – жизнь по духу

«ЛЮБИ БОГА, и тогда делай, что хочешь»

Слайд 10

Философия истории Августина ВЛАСТЬ Смысл истории человечества – нравственный прогресс

Философия истории Августина

ВЛАСТЬ

Смысл истории человечества – нравственный прогресс (очищение души

и подготовка к вечной жизни)
Слайд 11

Августин Блаженный заложил основы католицизма; основал исповедальный жанр в философии

Августин Блаженный

заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в философии и литературе;
предложил линейное

представление о времени;
обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)
Слайд 12

Средневековая патристика.

Средневековая патристика.

Слайд 13

Гностицизм Основные идеи: Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений Делили

Гностицизм Основные идеи:

Переосмысление религиозных, мифологических и философских представлений
Делили людей на 3 категории:

«плотские» люди, «душевные» люди, «духовные» люди
Противопоставление духа и материи
Слайд 14

Слайд 15

Манихейство Основные идеи: Мир рассматривали как арену борьбы добра и

Манихейство Основные идеи:
Мир рассматривали как арену борьбы добра и зла (Божественного

и дьявольского)
Путь спасения человека - аскетический образ жизни
Слайд 16

Догматика Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые

Догматика

Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать

все живущие на Земле:
Существование Всевышнего в трех лицах;
Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
Избавление человечества от грехов.
Слайд 17

Средневековая схоластика.

Средневековая схоластика.

Слайд 18

Спор о природе универсалий (общих понятий) Реализм - направление теологической

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм
- направление теологической философии, сторонники которого

считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона.

Номинализм
Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 19

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики Автор работ «Сумма теологии»,

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников»,

комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;
логически доказал существование Бога;
систематизировал схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.
Слайд 20

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»: должен существовать

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

должен существовать первый двигатель;
в

цепи действующих причин должна существовать первая причина;
все вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо;
вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.
Слайд 21

Исследование проблемы познания Фомой Аквинским: Откровение и разум (вера и

Исследование проблемы познания Фомой Аквинским:
Откровение и разум (вера и знание) –

не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия
Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания
Вера и разум дают истинное значение
Если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание
Все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо
Слайд 22

Значение философии средневековья: Именно на основе религиозных духовных ценностей был

Значение философии средневековья:

Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен

тот глубокий социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры;
религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества;
мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии;
философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.
Слайд 23

Пьер Абеляр Основные идеи: Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой

Пьер Абеляр Основные идеи:

Подчеркивал преимущества разума перед слепой верой
Сформулировал теорию «двух истин»,

достигаемых с помощью веры и разума
Считал, что универсалии – это понятия, возникающие в ходе познания вещей при помощи абстрагирующей деятельности ума
Имя файла: Философия-средневековья-(I-XIV-вв.-н.э.).pptx
Количество просмотров: 151
Количество скачиваний: 0