Неклассическая философия презентация

Содержание

Слайд 2

Становление и развитие неклассической западной философии

было связано с неприятием фундаментальных принципов классического философствования

и попытками радикального их переосмысления.
неклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму,
интенсифицирует интерес к человеку-в-мире,
обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности,
характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля философии

Слайд 3

стратегии неклассического философствования

1) социально- критическая: сосредоточивает свои усилия на преодолении созерцательности классической

философии;
2) аналитическая: актуальной становится критика субстанциализма философской классики.
3) экзистенциально-феноменологическая: отвергает объективизм предшествующей философской традиции.

Слайд 4

Специфика:

Разнообразие философских школ знаменует собой плюрализм философской мысли.
различные течения объединяет рефлексивность,

проявляющаяся в том, что философия постоянно выявляет и переосмысливает наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.
Философское познание выступает особым самосознанием культуры, активно влияющим на ее развитие

Слайд 5

Аналитическая стратегия философского знания:

Позитивизм оформился в 30-х годах 19 века
Позитивизм –

это философское направление, радикально отвергавшее принципы метафизического и спекулятивного философствования.
Основан на принципе, что все подлинное, «положительнее» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат синтеза отдельных специальных наук.
Философия с т. зр. позитивизма, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Слайд 6

Классический позитивизм

Представители: О. Конт, Дж. Миль, Г. Спенсер, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.


Огюст Конт (1798-1857) –поставил задачу вылечить философию от болезни абстрактных размышлений.
Своей особой заслугой в философии Конт считал открытие закона трех стадий духовного развития человека:
человечество проходит 3 стадии эволюции: теологическую, философскую научную (позитивную).

Слайд 7

О.Конт:

Признаком наступления третьей (позитивной) стадии является преобладание в сознании общества закона постоянного подчинения

воображения наблюдению. Научным признается то, что доступно наблюдению, а задачей науки является не объяснение, а только описание фактов.
Конт вводит в оборот понятие социологии как учения об обществе. Строит иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология.

Слайд 8

Второй этап позитивизма – эмпириокритицизм (махизм)

( критика опыта) носит ярко выраженный

субъективно-идеалистический характер.
Э. Мах, Р. Авенариус настаивали на исключении из науки понятий субстанция, причинность, материальное, идеальное и др., т.е. решали задачу демаркации науки: Необходимо оставить только точные научные данные, очищенные от субъективности познающего субъекта, его переживаний, особенностей мозга, особенностей восприятия объекта. Гл. принципом становится экономия мышления, а не принцип истинности науки.

Слайд 9

Неопозитивизм (логический позитивизм) М.Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

является современным, третьим этапом эволюции

позитивизма - получают свое дальнейшее развитие тенденции махизма ( 20-е г.г. ХХ в.)
сформировался в результате применения математической логики к философскому исследованию. Уходя от решения коренных философских проблем, сосредоточивается на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.

Слайд 10

Неопозитивизм (логический позитивизм).

научность знания тождественная логичности.
Логичным является все то, что соответствует

правилам логики высказываний.
Позитивист должен использовать новый метод мышления, а гл. задачей является анализ языка, т.е. прояснение, уточнение смысла и значение его выражений. предлагают использовать принцип верификации:
( лат.– «веритас» (истина) и «фацис» (делаю) и буквально означает «делаю истинным»)

Слайд 11

Постпозитивизм

вырос на базе изучения естественных наук. До конца не ясно применим

ли он для общественных и гуманитарных наук.
Постпозитивисты предложили новые модели науки как знания, деятельности и социального института,
Представители: К. Поппер. Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.

Слайд 12

анализ науки в постпозитивизме

Т.Кун выступил с «концепцией революций в науке»,
Рассматривал вопросы о

механизмах динамики и роста науки, об отличии науки от псевдонауки.
В развитии науки выделяет 2 фазы: эволюционную и революционную.
Способ развития нормальной науки – кумуляция, т.е. увеличение в науке знаний о мире.
Процесс перехода от одной парадигмы к другой Кун назвал научной революцией, т.е. процессом изменения видения мира.

Слайд 13

Анализ проблемы роста знания в постпозитивизме

И. Лакатос выдвинул «концепцию научно-исследовательских программ»,

в рамках которых осуществляется динамика научного знания.
П. Фейерабенд, называвший себя «гносеологическим анархистом», в парадоксальной форме проанализировал критерии научной рациональности и механизмы развития научного знания.

Слайд 14

Экзистенциально-феноменологическая стратегия философствования

Отличительной чертой экзистенциально-феноменологической стратегии явилась критика объективизма предшествующей, особенно новоевропейской философии.


Основным предметом стал человек-в-мире, а задачей философии - содействие человеку в обретении им аутентичного (без внешнего влияния) личностного бытия.

Слайд 15

Феноменология

в широком смысле слова - учение о феноменах (явлениях). Получила развитие в сочинениях

Канта и Гегеля.
Феноменология в узком смысле слова – направление в философии ХХ века.
Это субъективно-идеалистическое направление.
Родоначальник современной феноменологии – немецкий философ Э. Гуссерль. Для Э. Гуссерля основным предметом анализа было познавательное отношение человека к миру

Слайд 16

Основные идеи феноменологии:

каждый человек обладает сознанием;
сознание всегда направлено на объект (интенционально);

все, что мы познаем, - это не факты действительности, а явления (феномены) нашего сознания;
Гл. задача феноменологии – изучение деятельности самого сознания. Для этого необходимо:
1) воздерживаться от суждений о внешнем мире (феноменологическая редукция);
2) очистить сознание от всего, что связано с физической, биологической и психической природой человека (трансцендентальная редукция).

Слайд 17

Феноменология

изучает чистые неизменные структуры сознания, чистые смыслы (эйдосы). Сознание – это поток эйдосов.

Он не зависит от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.
Феноменология поставила очень важные проблемы: формирование смыслов, коммуникация, понимание.

Слайд 18

Экзистенциализм (философия существования)

Опирается на идеи философии жизни (Шопенгауэр, Ницше), субъективный идеализм Кьеркегора

и феноменологию Гуссерля.
исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем.

Слайд 19

Основные этапы развития экзистенциализма:

Слайд 20

Экзистенциализм подразделяют на:

религиозный
атеистический
условно атеистический

Н.Бердяев, Л.Шестов, Г. Марсель
Ж.П.Сартр

А. Камю, М. Хайдеггер

Слайд 21

Экзистенциализм:

Центр. место занимает проблема экзистенции (человеческого существования)
Бытие человека нельзя постичь с

помощью рациональной философии или естественных наук - только интуитивно. Человеческое существование – это поток переживаний, в который вовлечен и сам исследователь. Он не просто изучает человеческое существование (экзистенцию), но и сам живет в нем.
Для описания человеческой жизни используются понятия «страх», «вина», «надежда», «отчаяние» и др.

Слайд 22

Экзистенциализм:

За повседневными переживаниями человека скрывается трансцендентная сущность (Бог у Бердяева и Ясперса, Ничто

– у Сартра).
Важной характеристикой человеческого бытия является интенциональность – направленность на что-то вне его самого. Поэтому для экзистенции (человеческого существования) характерна также открытость, незамкнутость.
Экзистенция – это незавершенное бытие. Человек смертен, поэтому экзистенции присуща еще и конечность.

Слайд 23

Экзистенциализм:

Противоречие между конечностью и открытостью экзистенции составляет трагедию человеческой жизни.
С т. зр.

экзистенциализма сущность жизни раскрывается при осознании смерти.
Существование человека – это «бытие-к-смерти».

Слайд 24

Экзистенция – это созидание человеком себя.

Условием и способом реализации индивида является свобода.


Быть свободным – значит быть самим собой.
Свобода в экзистенциализме представляет два обязательных условия: 1) свободу воли (возможность выбора цели) 2) свободу действия (возможность достичь цели).
Человек всегда вынужден выбирать и принимать ответственность за свой выбор. Поэтому свобода – это тяжелое бремя, но отказаться от него невозможно.

Слайд 25

Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв.

Философская герменевтика:
(от греч. «разъясняю», «истолковываю»

)
Гл. проблема – проблема понимания. Герменевтика возникла еще в античном мире. Ее развитие привело к возникновению в ХХ веке общей герменевтики (особой гуманитарной науки), а затем и философской герменевтики. Ее основатели – немецкие философы Фридрих Шлейермахер и Вильгельм Дильтей.

Слайд 26

Ф.Шлейермахер / В.Дильтей

герменевтика – это учение «об искусстве понимания» письменных документов. Основой понимания является

личный психологический опыт.

Г. – это фундамент всего гуманитарного знания.
Любой текст, событие или явление можно понять путем личного сопереживания («вчувствования»). Однако личный опыт определяется тем, в каких социальных и культурных условиях сформировался человек. Понимание – это «вживание» в текст или событие, к-рые являются элементами общей духовной культуры.

Слайд 27

герменевтика

Текст – не только рукописные произведения, но и любые произведения искусства, исторические события

и другие объекты, которые «поддаются» пониманию.
Процесс понимания – это движение по герменевтическому кругу: С одной стороны, текст рассматриваю по отношению к эпохе, литературному жанру и пр. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора. Но сама его духовная жизнь – часть исторической эпохи.
Понимание текста с этих двух сторон и есть герменевтический круг.

Слайд 28

Г. Гадамер

разрабатывал философское применение герменевтики.
Для него понимание – это форма, в

которой мир дан человеку. Она лежит в основе нашего отношения к миру.
Процесс понимания текста неотделим от процесса самопонимания читателя. Однако это не означает, что интерпретатор изменяет текст.
Истолкование – это понимание того предметного содержания, которое несёт в себе текст. Оно не зависит ни от наших намерений, ни от желаний автора.

Слайд 29

4. Структурализм и постструктурализм

Cтруктурализм – особый метод анализа в гуманитарных науках.
основан

на изучении структуры объекта: 1) выявление в объекте элементов и подсистем; 2) выявление отношений между элементами (подсистемами) и всей системой в целом.
Развитие структурализма связано с развитием системного подхода и общей теорией систем.

Слайд 30

В структурализме любой объект

это особый язык или текст, «написанный» на этом языке

→ – определенная система, которая обладает внутренней структурой.
Структура включает в себя элементы, подсистемы разных уровней и определенные отношения между элементами и подсистемами. К этому языку или тексту применяются методы, разработанные в лингвистике.

Слайд 31

структурализм

Слайд 32

Особое внимание уделяется в постструктурализме проблеме интертекстуальности – взаимодействия текстов в сознании субъекта.


При восприятии произведения в сознании человека возникает «перекличка» между различными идеями, авторами и культурами. Единство текста разрушается – происходит его деконструкция (франц. философ Ж. Деррида считал её важнейшим философским методом)
С т. зр. постструктурализма текст не вызывает интереса сам по себе. Текст – это повод для собственных размышлений субъекта. Цель изучения текста – выявление тех ассоциаций, которые он вызывает.

Слайд 33

Постмодернизм.

от лат. “post” (после) и “modernus” (современный) = «постмодерн».
В настоящее

время постмодернизм – это направление в философии ХХ в. Постмодерн – это особая эпоха в развитии современной культуры.
Впервые этот термин применил Ж.Ф. Лиотар в статье «Состояние постмодерна».

Слайд 34

Постмодернизм

критикует классическую европейскую философию и культуру.
Гл. задача постмодернизма – освобождение человека

от диктата разума, традиций и культуры.
Свою гл. цель видят в свободе от чего бы то ни было. Отсюда – отрицание любых норм и традиций, отказ от любых авторитетов.
Свой идеал видят не в обязательной работе, а в свободной деятельности – игре.
Философия тоже превращается в игру. Она лишается высокого или глубинного смысла.

Слайд 35

Философия тоже превращается в игру…

Все прежние философы пытались обнаружить суть бытия, которая

скрывается за поверхностью. Ж. Делёз отрицает существование чего-либо, что скрывается за этой поверхностью: Философ уподобляется «блохе», которая скачет по поверхности, а философия становится «развлечением». Серьезная же философия (от Сократа до Гегеля) рассматривается как «извращение».
Р. Рорти высказывает точку зрения постмодернизма на истину: Истина – это не характеристика реальности, а свойство текста. Языковые тексты никак не связаны с миром: действительность не говорит, говорят только люди. Поэтому любая истина относительна, может быть подвергнута сомнению и деконструкции.

Слайд 36

Деконструкция

Сост. в поиске противоречий и скрытых смыслов в тексте, несказанного – в

сказанном. Возможно бесконечное количество интерпретаций одного и того же текста, причем все они – одинаково неправильные. В результате деконструкции исчезает целостность текста («смерть автора»), однако и сам субъект тоже распадается.

Слайд 37

Одна из самых интересных проблем в постмодернизме – это «бунт против языка».

Любой

язык предлагает собственную классификацию объектов и обусловливает наше восприятие мира. Для спасения от диктатуры языка необходимо ввести «языковую анархию» - использовать разнообразные языки. С таким пониманием языка связано смешение стилей и жанров, нарушение последовательности в постмодернистских произведениях. Философия превращается в литературу, выполняющую функцию интеллектуального развлечения.

Слайд 38

Постмодернистская философия

выразила общую культурную ситуацию конца ХХ века: плюрализм всех форм экономической,

социальной, политической и духовной жизни, а также специфические черты современной массовой культуры (анализ культуры массового общества - Ж. Бодрийяр и др.).
Имя файла: Неклассическая-философия.pptx
Количество просмотров: 186
Количество скачиваний: 0