Философия сознания презентация

Содержание

Слайд 2

Рене Магритт (1898-1967)

1. Сознание как предмет философского осмысления

Слайд 3


1. Сознание как предмет философского осмысления

СОЗНАНИЕ – фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный

и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

Слайд 4

Сознание есть некая целостность, в которой объединены все психические функции, но которая не

сводима ни к одной из них. Сознание – это высшая ступень развития психики

Психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции), сознание же проявляется только как целое

Понятие «психика» шире понятия «сознания», ибо психика помимо сознания содержит в себе подсознание, бессознательное и др.

Работа психики является постоянным фактором жизнедеятельности человека. Работа сознания фактор переменный (оно частично отсутствует, например, во сне или под гипнозом)

Если психика присуща всем возрастным периодам человеческой жизни, то сознание отсутствует в младенчестве и может сокращаться в старости в результате возрастных изменений в организме

Слайд 5

В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания.

Истоки исторически

первого субстанционального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц). Субстанциональный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.

Платон (427-347 до н.э.)

Слайд 6

Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет свое начало в философии Нового времени

Согласно этому подходу, развивавшемуся в рамках метафизического материализма (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание – это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, то есть вопрос о том, как соотносятся психика и работа мозга.

Ж. Ламетри (1709-1751)

Слайд 7

Строгое разграничение, установленное на метафизическом уровне Декартом между мыслящей субстанцией (дух, душа, разум)

и протяженной (материя, тело, инстинкты, физиология), субстанциями противоположными и несоизмеримыми, стало одним из основополагающих начал современной философии.

Дуализм Декарта сталкивается с рядом трудностей, самой серьезной из которых является объяснение любого произвольного движения: если ум и тело полностью разделены, то как рука поднимается именно в тот момент, когда мысль решает сделать такое движение? Как показано на рисунке из «Трактата о человеке», согласно Декарту, взаимодействие между зрением и движением управляют, с одной стороны шишковидная железа, а с другой – мысль.

Слайд 8

Человек не только мыслит, но (и в этом трудность) его мысль способна

изменять состояние его протяженной субстанции.

Решением, предложенным Декартом, стало взаимодействие: считается, что в человеческом теле имеется такое физическое место, где происходит контакт и взаимообмен информацией. Декарт обнаружил это место касания (сегодня мы сказали бы «интерфейс») между разумом и телом «в некоей очень маленькой железе, называемой шишковидной» (эпифиз), расположенной в центре мозга, обосновав свой выбор тем, что эта железа присутствует в мозгу в единственном числе (все остальные мозговые структуры симметрично располагаются в обоих полушариях, правом и левом)

Густая сеть нервов, соединяющих, по Декарту, шишковидную железу с периферийными органами и обеспечивающих обмен информацией между разумом и телом

Слайд 9

Шишковидная железа свободно колеблется во всех направлениях. В ее движении, которое, согласно Декарту

, не подчиняется законам гравитации, и заключается секрет физиологии мысли

Однако, в натуралистически-функциональном подходе к анализу сознания не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность.

Слайд 10

Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями

Первая из

них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Гегель), выявившей влияние культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надындивидуальное сознание.

И. Кант (1724-1804)

Слайд 11

Вторая версия этого подхода была заявлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс)

В рамках

диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надындивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей.

Слайд 12

Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках экзистенциально-феноменологической

и психоаналитической традиций

Первая из них (Э. Гуссерль, Ж.П. Сартр) в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект – объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку.

Слайд 13

Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э Фромм)

Поставила перед философией

проблему бессознательного, то есть проблему существования скрытых детерминант сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека. 

Карл Густав Юнг (1875-1961)

Слайд 14

Наряду с перечисленными традициями постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт)

и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер)

стремится представить бытие сознания через структуры языка. В концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс рече- и текстопорождения, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.

Изображение расположения фигур на шахматной доске является синхронным описанием. Эта же партия может быть описана диахронно, с изложением ее истории, как показано в это последовательности:
1= Ca2 – c3; Pg5 – f8
2= Pb5 – c5; Ch7 – f8
3= Aa2 – c3; Pg5 – f8

Слайд 15

2. Проблема структуры и функции сознания

Слайд 16

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований

которой были выделены следующие составляющие единого целого –интеллект, эмоции, воля, интуиция, внимание, память, знания, ценности, нормы.  


Слайд 17

В целенаправленных действиях человека проявляется его воля – сторона психической деятельности, получающая свое

выражение в осознанных поступках. На бессознательном уровне мышление проявляется как интуиция; возможно и как неосознанное творческое вдохновение. Направленность психических процессов, как познавательных, так и эмоционально-волевых, выражаются во внимании. Сознание человека также невозможно представить без памяти – способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.

Интеллект человека определяет совокупность познавательных процессов. Это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Слайд 18

В рамках психоаналитического подхода (З. Фрейд) в 20 в. в душевной жизни человека

была зафиксирована особая бессознательная сфера, некий бездонный резервуар переживаний, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее поведение

Слайд 19

В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы

Слайд 20

Реформаторская версия психоаналитической философии (К.Г. Юнг) постулировала наличие в индивидуальной психике наличие архетипов

Архетипы

(прообразы) – коллективное бессознательное, за которым скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека.

Слайд 21

Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм), вслед за немецкой классической

философией выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием надындивидуальную (общественную) сферу, поставила вопрос об их социокультурной детерминации.

Слайд 22

Марксистская философия подробно рассматривает диалектику общественного и индивидуального сознания

Индивидуальное сознание человека – это

его духовный мир, который непрерывно развивается, обогащается, изменяется. Оно складывается в процессе усвоения знаний и включает в себя чувства, идеалы, интересы, волевые качества, взгляды.

Слайд 23

Стержень индивидуального сознания – самосознание – это социально формируемое свойство, которое состоит

в осознании личностью своего “Я” как субъекта общения, познания и преобразования действительности, ясного понимания своих целей и смысла жизни. Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

Слайд 24

Самосознание

Слайд 25

Самосознание включает в себя:

Самонаблюдение (наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого

себя);
Самоутверждение (стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности);
Самооценку (ту ценность, значимость, которой человек наделяет себя и отдельные свои стороны);
Самочувствие (комплекс ощущений, отражающих степень комфортности состояния человека);
Рефлексию (мыслительный процесс направленный на анализ и понимание самого себя);
Ретроспекцию (припоминание и анализ лично наблюдавшихся и пережитых событий и своих действий в них);
Антиципацию (представление о своих действиях в событиях до того, как они будут реально осуществлены).

Слайд 26

Общественное сознание – это духовное, психическое отражение общественного бытия, и прежде всего

материальных условий жизни людей, в разнообразных социальных чувствах, интересах, представлениях, взглядах и теориях, которые возникают в определенный исторический период у большинства социальных групп людей.

Общественное сознание как бы впитывает, поглощает духовные достижения отдельных людей, а индивидуальное – несет в себе черты общественного.
Отношение индивидуального сознания к общественному опосредуется многими обстоятельствами: возрастом, образованием, способом жизни и характером деятельности индивида, его потребностями, интересами, уровнем культуры и т.д.
Индивидуальное и общественное сознание, как правило, не совпадают: индивидуальное сознание или опережает общественное или отстает от него.

Слайд 27

Общественное сознание имеет сложную структуру, в нем выделяются разные формы и уровни,

которые взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом. Вместе с тем, сознание целостно и люди обладают разными его формами и уровнями одновременно.

К уровням общественного сознания относятся: обыденное (повседневное) сознание, массовое сознание, общественная психология и теоретическое сознание.
Общественное сознание существует и проявляется в разных формах, основными из которых являются политическое сознание, правосознание, религиозное и моральное сознание, эстетическое сознание, философия, наука.

Слайд 28

Основные функции сознания:

 
• познавательная;
• целеполагающая;
• регулятивная;
• креативная.
Сознание человека позволяет

ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Слайд 29

3. Сознание, язык, коммуникация.

Проблема искусственного интеллекта.

Слайд 30

Язык и общение, как известно, являются важными составляющими социальных основ происхождения сознания. Неразрывная

связь мышления и языка проявляется в разнообразных явлениях.

Во-первых, развиваясь на основе знания, то есть сознательного отражения явлений объективного мира в человеческом мозге, мышление не существует без материального носителя, а именно языка, обозначенного в словах. Осуществляя познание, человек образует идеальные образы предметов и явлений, в которых отражаются наиболее общие свойства предметов и явлений; он называет тот или иной предмет словом («стол», «кафедра», «человек»). Слова и их сочетания – основные элементы членораздельной речи.

Слайд 31

Во-вторых, неразрывная связь мышления и языка проявляется в том, что с самого

начала своего существования язык служил средством передачи социальной информации, средством общения людей. Только благодаря языку человеческая мысль становится достоянием других людей и дает возможность обмениваться мнениями, опытом, ощущениями, идеями.

Слайд 32

В-третьих, речь выступает не только важнейшим средством взаимного общения людей, средством передачи социальной

информации, но и орудием их мышления. Уже в тот момент, когда в голове человека мысль только начинает формироваться, это происходит в форме словесных образов. Ясность мышления находится в прямой зависимости от того, насколько четко и удачно в языковом материале выражена та или иная мысль. «Чистых» мыслей не бывает, без языка мысль не может быть не только выражена, но вообще не сможет возникнуть в голове человека.

Слайд 33

Неразрывная связь языка и сознания проявляется в том, что благодаря языку человечество сохраняет

и накапливает плоды познавательной деятельности,

которые в печатном, письменном виде передаются от одного поколения к другому, то есть язык оказывается главным орудием социальной памяти

Слайд 34

Объективный мир, влияя на человека, отражается в виде представлений, мнений, идей и других

духовных феноменов, которые составляют содержание мышления. Сознание находит свое воплощение в продуктах культуры (включая язык и другие знаковые системы), приобретая форму идеального

Слайд 35

 

Проблема искусственного интеллекта.

Слайд 36

Разработки в области искусственного интеллекта заложили реальную основу для проверки философских и научных

гипотез о природе человеческого разума. Философия оказалась сопричастной экспериментальной деятельности, осуществляемой при разработке программ искусственного интеллекта.

Так, например, в ходе попыток создания универсальных обучающихся программ (М. Бонгард) была успешно апробирована идея Дж. Локка о распознании как основе мышления.

Джон Локк (1632-1704)

Слайд 37

Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646-1716)

Создание программ, понимающих естественный язык, программ, способных доказывать

математические теоремы, в частности, базируется на трактовке разума Г. Лейбницем, рассматривавшим его не в качестве “чистой доски”, а, выражаясь современным языком, как совокупности специализированных программ, подключающихся к работе по мере необходимости

Слайд 38

Широта охвата работ Лейбница была огромна. Он писал на темы лингвистики, геологии, физики,

математики и, конечно, философии. При жизни великий философ получил признание главным образом как математик и изобретатель арифмометра.

Слайд 39

Человеческий мозг:

утверждая, что рационализация чистого разума не должна зависеть от конкретной

суммы полученного опыта, Иммануил Кант изменил направление академических работ по изучению человеческого рационализма

Слайд 40

Д.Б. Пиранези «Фантазии на тему темниц» (1761)

Кант часто сравнивал разум с тюрьмой,

из которой невозможно выйти. Действительно, ум может мыслить только через априорные синтетические формы пространства- времени и причинности

Слайд 41

Наиболее многозначительная метафора кантианской идеи связана с кибернетикой.

Разум, описанный Кантом, истолковывает ощущения,

поступающие извне так же как компьютер обрабатывает введенные данные. Системные программы (коды работы машины) выполняют ту же роль, что и априорные синтетические формы в сознании

Время
Пространство
Причинность

Слайд 42

ИТАК, за обнаружившейся необходимостью введения в программы искусственного интеллекта “универсальных объяснительных схем”

просматривается идея И. Канта о существовании “априорных синтетических суждений”, таких, как понятие причинности, представление о пространстве и времени

Слайд 43

Во 2-й половине 20 в., благодаря информационно-компьютерной революции, возникли новые возможности исследования работы

человеческого мозга и его функций с помощью систем искусственного интеллекта
Имя файла: Философия-сознания.pptx
Количество просмотров: 223
Количество скачиваний: 1