Философское осмысление России как цивилизации презентация

Содержание

Слайд 2

ПЛАН: 1. Философско-исторические идеи Илариона и Филофея. 2. Концепция Российской

ПЛАН:

1. Философско-исторические идеи Илариона и Филофея.
2. Концепция Российской цивилизации П.Я.Чаадаева. Проекты

развития России западников, славянофилов и революционных демократов.
3. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Концепция места России в Европе и Азии К.Н. Леонтьева. Концепция локальных цивилизаций Л.И. Мечникова.
4. Евразийская концепция Российской цивилизации. Марксистская концепция Советской цивилизации. Концепция будущего локальной цивилизации А.А. Зиновьева.
5. Концепция Российской цивилизации А.С. Панарина. Учение о Российской цивилизации и русском мире А.Г. Дугина.
Слайд 3

Вопрос № 1: Философско-исторические идеи Илариона и Филофея

Вопрос № 1:

Философско-исторические идеи Илариона и Филофея

Слайд 4

Иларион один из первых киевских митрополитов, сподвижник Ярослава Мудрого. Его

Иларион

один из первых киевских митрополитов, сподвижник Ярослава Мудрого. Его перу принадлежит

«Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом в 1037-1050 гг.
Первая часть по своей форме «Слово» Илариона представляет собой торжественную проповедь, обращенную к верующим и убеждающую их в превосходстве христианства над иудаизмом.
Вторая часть – о русском христианстве, в третьей части возносится похвала князю Владимиру.
Слайд 5

Как итог, в сочинении Илариона впервые выражена мысль, в дальнейшем

Как итог, в сочинении Илариона впервые выражена мысль, в дальнейшем очень

часто повторяющаяся в русской философии, - мысль о великом будущем Русской земли, русского народа, приобщившегося к мировой истории после принятия христианства.
Слайд 6

Другая версия идеологии московской централизации связана с теорией игумена псковского

Другая версия идеологии московской централизации связана с теорией игумена псковского монастыря Филофея (XVI

в.).
В «Послании к великому князю Василию» Филофей сформулировал ее выводы. Главный из них: «Все христианские царства сошлись в одно твое... два Рима пали (Римская империя и Византия.), третий стоит, четвертому же не бывать».
Слайд 7

Таким образом, России предписывалась роль хранительницы единственно истинно христианской православной

Таким образом, России предписывалась роль хранительницы единственно истинно христианской православной веры;

в свою очередь православие объявлялось «русским», а русское государство — единственным и подлинно христианским и в этом смысле вселенским царством.
Слайд 8

Вопрос № 2: Концепция Российской цивилизации П.Я. Чаадаева. Проекты развития России западников, славянофилов и революционных демократов

Вопрос № 2:

Концепция Российской цивилизации П.Я. Чаадаева. Проекты развития России западников,

славянофилов и революционных демократов
Слайд 9

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856) философ и общественный деятель,

Петр Яковлевич Чаадаев (1794 – 1856)

философ и общественный деятель, участник войны 1812

г., друг Пушкина. Чаадаев первым в истории русской мысли создал систему философского знания. Его идеи наиболее полно выражены в «Философических письмах».
Слайд 10

Онтология Чаадаева также носит религиозный характер. Основная идея гносеологии Чаадаева

Онтология Чаадаева также носит религиозный характер.

Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Разум,

познающий мир, сам подчинен законам этого мира. Главными средствами познания физического мира являются опыт, рассуждение и интуиция, законы духовного мира могут быть поняты только путем Божественного откровения.
Слайд 11

Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов. Западничество было

Идеи Чаадаева положили начало спору западников и славянофилов.

Западничество было представлено именами А.И.

Герцена. Н.П. Огарева, Т.Н. Грановского и др.; западнических взглядов придерживались также В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев.
Слайд 12

Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали

Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.)

концентрировали свое внимание на

национальном своеобразии русской культуры, отстаивали национально-самобытный путь России во всемирной истории. Они не были противниками развития связей с другими странами в области промышленности, торговли, но политическую культуру Запада считали для России неприемлемой.
Слайд 13

В контексте русской религиозной философии сформировалось значительное для русской философии

В контексте русской религиозной философии сформировалось значительное для русской философии в

целом идейное течение, в основе которого понятие «русская идея».
Под русской идеей принято понимать комплекс проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового целого, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета.
Слайд 14

Вопрос № 3: Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Концепция места

Вопрос № 3:

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Концепция места России в

Европе и Азии
К.Н. Леонтьева. Концепция локальных цивилизаций
Л.И. Мечникова
Слайд 15

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) Его культурологическая концепция изложена в книге

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)

Его культурологическая концепция изложена в книге «Россия и Европа»

(1869). Поскольку Данилевский принадлежал к кругу «почвенников» (поздних славянофилов), его целью было обоснование особого места России в истории человечества. Он хотел доказать, что у России — собственный путь развития самобытной культуры, отличающийся от европейского пути, следование по которому было бы гибельным для России.
Слайд 16

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) Согласно его концепции, все существующее в

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891)

Согласно его концепции, все существующее в своем развитии подчинено

закону «трех фаз», проходя через периоды:
1).первоначальной простоты;
2) цветущей сложности;
3) вторичного смесительного упрощения.
Слайд 17

Вопрос № 4. Евразийская концепция Российской цивилизации. Марксистская концепция Советской

Вопрос № 4.

Евразийская концепция Российской цивилизации.
Марксистская концепция Советской цивилизации.
Концепция будущего локальной

цивилизации
А.А. Зиновьева
Слайд 18

Еврази́йство русское философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции

Еврази́йство

русское философско-политическое движение, выступающее за отказ от европейской интеграции России в

пользу интеграции с центральноазиатскими странами. Евразийское движение, появившееся в среде русской эмиграции в 1920-1930-е гг., приобрело популярность к началу XXI века.
Слайд 19

Вопрос № 5: Концепция Российской цивилизации А.С. Панарина. Учение о

Вопрос № 5:

Концепция Российской цивилизации А.С. Панарина. Учение о Российской цивилизации

и русском мире
А.Г. Дугина
Слайд 20

По-мнению Александра Сергеевича Панарина, цивилизация, с одной стороны, исходит из


По-мнению Александра Сергеевича Панарина, цивилизация, с одной стороны, исходит из того,

что есть свод неких надгосударственных норм, которые делают эту цивилизацию предсказуемой, с другой стороны, цивилизация – это не жесткий и неизменяемый код, а «некоторые предпосылки, установки и партитуры, достаточно неясно написанные, чтобы не стеснять нашу моральную и творческую свободу, и в то же время не давать вечных гарантий, которые человеку противопоказаны».
Слайд 21

К проблемам, порожденным современным пореформенным периодом, А.С. Панарин относит захват


К проблемам, порожденным современным пореформенным периодом, А.С. Панарин относит захват

духовной власти в России зарубежной элитой и неумелое заимствование достижений западной культуры без той аскезы, которая их породила.
Слайд 22

Согласно геополитической теории Александра Гельевича Дугина, мир политически биполярен: одна


Согласно геополитической теории Александра Гельевича Дугина, мир политически биполярен: одна

сторона — это евразийские континентальные державы, тяготеющие к авторитарным режимам, а вторая — атлантические державы, представленные США и Великобританией с либерально-демократическим устройством.
Их сосуществование, по его словам, исключено. Лидирующую роль в Евразии Дугин приписывает, понятно, России, а целью геополитики определяет реставрацию ее державной позиции.
Имя файла: Философское-осмысление-России-как-цивилизации.pptx
Количество просмотров: 15
Количество скачиваний: 0