Средневековая философия – служанка богословия презентация

Содержание

Слайд 2

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Начало средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.). Средневековая философия

- это философия эпохи феодализма V - XV веков. Начало средневековой философии ознаменовано союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза.

Слайд 3

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Тесная связь со Священным писанием, которое рассматривалось исчерпывающей и универсальной

парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории.

Монотеизм. Единый, трансцендентный бог был решительно немыслим в рамках античной философии.

Креационизм. Бог творит мир и человека из ничего, без посредников, через «слово». Бог и творение - реальности различного онтологического статуса. Подлинным бытием обладает только бог, сотворенный мир существует не благодаря себе, а благодаря другому. Идея творения составляет основу средневековой онтологии.

Слайд 4

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Отношение веры и знания

Основной тезис - вера выше разума

Основной философский

вопрос – отношение
общего к единичному

Слайд 5

Этапы развития средневековой философии

Патристика

Схоластика

Слайд 6

Промежуточные этапы патристики

Патристика

Апологетика (II - III вв. )

Классическая патристика (IV - V

вв. )

Заключительный период (VI - VIII вв.)

Слайд 7

Патристика

Патристика - это совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей II-VIII вв., имевших главной целью

защиту и теоретическое обоснование христианской религии. Латинское слово «патрис» означает «отцы церкви». Соответственно, «патристика» - учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного предания.

Слайд 8

Апологетика

Промежуточный этап патристики (II - III вв.). В этот период происходит оформление и

прояснение христианского мировоззрения, теоретическая защита христианства от его многочисленных врагов - прежде всего от римского государства и языческой философии. «Истинная философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть христианская религия». Главная проблема - отношение к языческой философии и культуре. Татиан, Теофил, Тертуллиан, Арнобий считали их творением дьявола, а Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций стремились показать совместимость христианства и языческой мудрости.

Слайд 9

Классическая патристика (IV - V вв.)

Формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой христианской

мысли. Наиболее острые проблемы - тринитарная (учение о соотношении ипостасей отца, сына и святого духа), христологическая (сочетание в Христе двух природ - божественной и человеческой), антропологическая ( вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в плане его спасения и искупления) и др. Различают западную и восточную патристику. Наиболее яркие фигуры на Западе - Амвросий Медиоланский, Иероним Стриданский, Аврелий Августин; на Востоке - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст. Византийские богословы более органично связаны с античной культурой, нежели философы латинского Запада. Византийская философия - это драматический напряженный поиск духовных основ новой христианской культуры, определивший дальнейшее развитие не только Византии, но и других стран на целое тысячелетие. Огромную роль в систематизации средневекового мировоззрения сыграли труды Псевдо-Дионисия Ареопагита.

Слайд 10

Яркие представители западной патристики

Амвросий Медиоланский

Аврелий Августин

Слайд 11

Яркие представители восточной патристики

Григорий Нисский

Григорий Богослов

Василий Великий

Иоанн Златоуст

Слайд 12

Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.)

Стабилизация догматики, энциклопедическое кодифицирование наук во

главе с теологией. Греческие мыслители - Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама; западные - Боэций и Кассиодор.

Слайд 13

Яркая фигура заключительного этапа патристики

Иоанн Дамаскин

Слайд 14

Достижение патристики

Основным теоретическим достижением патристики стало признание того, что Мир - результат

творения Бога ; Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать». Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души. История человечества мыслится ,как поступательное движение к нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать. Смысл истории - нравственный прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на все повороты истории. Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека.

Слайд 15

Схоластика

Схоластика – это средневековая философия Западной Европы (V-XI вв.). Название первоначально восходит к

словам - «ученый», «школьный». Представители схоластики стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение в противовес отцам церкви, которые в постижении бога опирались преимущественно на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание. Если Тертуллиан на первое место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую, ибо абсурдно», то родоначальник средневековой схоластики Ансельм Кентерберийский видел в вере лишь предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».

Слайд 16

Важнейшие проблемы схоластики

Рациональное доказательство бытия бога, креационизм, соотношение веры и разума, свобода воли

и теодицея, провиденциализм, борьба с пантеизмом и аввероизмом. Одна из основных проблем схоластики - это проблема универсалий, т.е. природы общих имен, или понятий. Обладают ли понятия самостоятельным субстанциальным бытием, или же они только имена для обозначения единичных вещей?

Слайд 17

НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ

В зависимости от ориентации философа на аристотелевское или платоновское наследие, схоласты

делились на номиналистов и реалистов.
Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия. Это - Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др.
Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не имеют онтологического статуса и есть лишь имена для обозначения единичных вещей. Это - Росцелин, Пьер Абеляр и др.

Слайд 18

ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА

Пьер Абеляр - средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из

основоположников и представителей концептуализма: понятия – имена, фиксируют общие черты отдельных вещей. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения.

Слайд 19

ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА

Ансельм Кентерберийский

Аврелий Августин

Слайд 20

ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА

Фома Аквинский - итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель

церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.

Слайд 21

Альберт Больштедский или Великий

Альберт Великий (Больштедский) пытался примирить реалистов и номиналистов, утверждая, что,

во-первых, универсалии существуют до вещей в уме бога. Во-вторых, они существуют в вещах, как единое во многом. В-третьих, существуют после вещей, как отвлеченные понятия о вещах в человеческом уме.

Слайд 22

ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Развитие теологического рационализма привело к утверждению теории двойственной истины, согласно которой

истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины получила свое обоснование в учении Уильяма Оккама и послужила теоретической базой разрыва философии и теологии, что знаменовало собой завершение средневековой философии.

Слайд 23

УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Уильям Оккам

Слайд 24

ВЫВОД

На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению. Впервые мир

был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением, по своей природе разумным и духовным. Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает, что во всех вещах скрыты религиозные ценности. Философия начинает понимать себя как наука, помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» .

Слайд 25

Средневековая философия

В основе философии и культуры средних веков лежит текст и слово.

Бог недоступен для познания, но открывает себя человеку. Его откровение явлено в текстах Библии, толкование (экзегетика) которых и есть основной путь богопознания. Отсюда огромная роль истолкования и интерпретации. Благодаря многозначности текстов Священного писания открывалась возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. Знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию служит вера. Тварный мир частично постижим с помощью разума.

Слайд 26

Средневековое мышление

Особое внимание уделяется проблеме человека. Человек не просто момент космоса, вещь

среди вещей, а существо привилегированное, созданное богом по образу и подобию своему. Человек - господин и повелитель всего, что создано для него (природы). В основу средневекового понимания проблемы души и тела легли догматы о боговоплощении - крайне парадоксальном в силу трансцендентности бога и человека, чуждом всем дохристианским религиям, и догмату воскресения во плоти. Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения - теодицею (оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла), эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Культура средневековья имеет символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.

Слайд 27

Средневековая философия

Средневековая философия - это философия, основанная на традиции, преемственности, консерватизме. Ее

пронизывает дуализм божественного и человеческого, небесного и земного, сакрального и греховного. Она выступает как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

Слайд 28

Основные понятия

Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина

философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.
Апологетика - сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.
Креационизм - учение о «сотворении» мира богом из ничего.
Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.
Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.
Патристика - учение отцов церкви, относится к IV - VIII в.в.
Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами - провидением, богом.
Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. Идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.
Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.
Схоластика - «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское учение.
Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога.
Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла.
Теоцентризм - направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.
Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов. Эсхатология - учение о конце света.
Имя файла: Средневековая-философия-–-служанка-богословия.pptx
Количество просмотров: 108
Количество скачиваний: 0