Философия средних веков презентация

Содержание

Слайд 2

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Этапы развития и

Условия формирования западноевропейской философии в Средние века.
Этапы развития и характерные

черты средневековой философии.
Патристика. Философия Августина Аврелия.
Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
Учение об универсалиях: номинализм и реализм.

План лекции.

Слайд 3

Средние века V в.(распад Римской империи)– XIV- нач.XV в. В

Средние века V в.(распад Римской империи)– XIV- нач.XV в.

В социально-экономическом

отношении это период господства феодальных отношений. Характерные черты феодализма:
частная собственность на землю, преобладание натурального хозяйства;
закрепощение крестьян;
иерархическая структура общества;
монархическая форма правления;
медленные темпы социального развития.
Слайд 4

Отличительная особенность Средних веков – господство религиозных убеждений и становление

Отличительная особенность Средних веков – господство религиозных убеждений и становление институтов

религиозной власти.
Философия развивалась в рамках теологии,
была «служанкой богословия» (Ф.Энгельс).
Теология (богословие) – изложение учения о Боге, а также комплекс правил и норм жизни верующих.
Слайд 5

Этапы развития средневековой философии. 1) Апологетика (II – IV вв.)

Этапы развития средневековой философии.

1) Апологетика (II – IV вв.)
(апологеты –

защитники христианства).
Тертуллиан, Тит Флавий, Ориген и др.
2) Патристика (V – IX вв.)
(лат. pater – отец)
Григорий Нисский, Августин Аврелий.
3) Схоластика (X – XV вв.)
(с лат. «школьная философия»)
Пьер Абеляр, Альберт Великий,
Фома Аквинский.
Слайд 6

Характерные черты средневековой философии. теоцентризм; умозрительный характер; креационизм; идея откровения; дидактизм; экзегетика.

Характерные черты средневековой философии.
теоцентризм;
умозрительный характер;
креационизм;
идея откровения;
дидактизм;

экзегетика.
Слайд 7

Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Главные труды: «Исповедь»,

Августин Аврелий (Блаженный) (354 – 430 гг.). Главные труды: «Исповедь», «О граде

Божьем».

Учение о Боге и мире.
Учение о познании.
Учение о душе.
Проблема свободы воли.
Взгляды на общественную жизнь.

Слайд 8

Схоластика («школьная философия») Стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным

Схоластика («школьная философия»)

Стремилась сделать христианское вероучение популярным и доступным для широких

слоев населения.
Философское мышление здесь рассматривалось как средство для доказательства истинности религиозной веры.
Слайд 9

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) Монах родом из Италии,

Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.)

Монах родом из Италии, католический теолог,

профессор богословского факультета Парижского университета.
Главные произведения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».
В основе учения Ф.Аквинского – религиозная интерпретация идей Аристотеля.
Его учение – томизм – официальная доктрина католической церкви.
Слайд 10

Вопрос о соотношении веры и разума: «знать, чтобы верить»

Вопрос о соотношении веры и разума:
«знать, чтобы верить»

Слайд 11

Система доказательств существования Бога. все, что движется, имеет источник движения

Система доказательств существования Бога.

все, что движется, имеет источник движения , значит,

существует первоисточник движения – Бог;
каждое явление имеет причину, следовательно, существует первопричина всех явлений – Бог;
все случайное зависит от необходимого, значит, существует первая необходимость – Бог;
во всем существуют степени качеств, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства – Бог;
все в мире имеет цель, значит, существует нечто, направляющее все вещи к цели – Бог.
Слайд 12

Спор об универсалиях в философии Средних веков: ОБЛАДАЮТ ЛИ ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ (УНИВЕРСАЛИИ) РЕАЛЬНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ?

Спор об универсалиях в философии Средних веков:

ОБЛАДАЮТ ЛИ ОБЩИЕ

ПОНЯТИЯ
(УНИВЕРСАЛИИ)
РЕАЛЬНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ?
Слайд 13

РЕАЛИЗМ (лат. realis – реальный) В основе – учение Платона.

РЕАЛИЗМ (лат. realis – реальный)

В основе – учение Платона.
Первоначальное, подлинное

бытие – мир общих понятий.
Универсалии содержатся в божественном разуме, Бог по универсалиям (образцам) творит мир.
Слайд 14

РЕАЛИЗМ: крайний – подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие

РЕАЛИЗМ:
крайний – подлинной реальностью обладают только общие понятия, существующие до единичных

вещей и независимо от сознания и материального мира;
умеренный – общие понятия существуют реально, но проявляются только в конкретных вещах.
Ф.Аквинский: универсалии существуют «до вещей» (в божественном разуме), «в вещах» (как конкретное проявление общих понятий), «после вещей» (в человеческом разуме как результат абстрактного мышления).
Имя файла: Философия-средних-веков.pptx
Количество просмотров: 152
Количество скачиваний: 0