Философия средних веков. Востока и запада презентация

Содержание

Слайд 2

Особенности мировоззренческой позиции: креационизм; идея «откровения»; вера в существование Бога,

Особенности мировоззренческой позиции:
креационизм;
идея «откровения»;
вера в существование Бога, ангелов, потустороннего мира, бессмертия

души и т.д.
«греховность» как переход ответственности за грехопадение Адама и Евы;
страдание как путь познания Бога;
«чудо» как видимое проявление воли Бога;
аскетизм;
молитва как обращение к Богу в ритуальной форме восхваления и благодарения;
исповедь и покаяние как христианское таинство.

Теоцентризм философии средневековья в Западной Европе признавал Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – его творением.

Слайд 3

Тертуллиан Карфагенский (160-220); Августин Блаженный (354-430); Боэций (480-524); Альберт Великий

Тертуллиан Карфагенский (160-220);
Августин Блаженный (354-430);
Боэций (480-524);
Альберт Великий (1193-1280);
Фома Аквинский (1225-1274);
Пьер Абеляр

(1079-1142);
Уильям Оккам (1285-1349)

Наиболее яркие представители средневековья:

Слайд 4

Основные этапы развития философии средневековья ПАТРИСТИКА (учение «отцов церкви») охватывает

Основные этапы развития философии средневековья

ПАТРИСТИКА
(учение «отцов церкви»)
охватывает с I

по IX вв.
На этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

СХОЛАСТИКА
(от лат. schola –школа)
охватывает с IX по XV вв.
Представляет собой школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви под влиянием философского наследия Аристотеля.

Слайд 5

Августин Блаженный как видный представитель патристики Автор работ «О граде

Августин Блаженный как видный представитель патристики

Автор работ «О граде Божьем», «Исповедь»,

«Против академиков» и др.;
заложил основы католицизма;
основал исповедальный жанр в философии и литературе;
предложил линейное представление о времени;
обосновал идею господства Церкви над государством, а Папы – над монархами;
выдвинул идею социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью)
Слайд 6

Спор о природе универсалий (общих понятий) Реализм - направление теологической

Спор о природе универсалий (общих понятий)

Реализм
- направление теологической философии, сторонники которого

считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии. Согласно реалистам универсалии существуют до вещей. Они продолжают учение Платона об эйдосах.

Номинализм
Реально существуют сами конкретные вещи, в то время как общие понятия есть лишь имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Они продолжают учение Аристотеля.

Слайд 7

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики Автор работ «Сумма теологии»,

Фома Аквинский как крупный представитель схоластики

Автор работ «Сумма теологии», «Против язычников»,

комментариев к Библии, к произведениям Аристотеля;
логически доказал существование Бога;
систематизировал схоластики;
автор неотомизма;
исследуя проблему бытия, разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
разработал проблему соотношения религии и науки, веры и разума.
Слайд 8

должен существовать первый двигатель; в цепи действующих причин должна существовать

должен существовать первый двигатель;
в цепи действующих причин должна существовать первая причина;
все

вещи мира случайны, но случайное зависит от необходимого, поэтому должно существовать абсолютное необходимое существо;
вещи обнаруживают различные степени совершенства, поэтому должно существовать и абсолютно совершенное существо, воплощающее в себе саму идею совершенства;
целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, поэтому необходимо согласиться с тем, что имеется сверхприродное разумное существо, которое упорядочивает мир.

Доказательства существования Бога Фомой Аквинским в «Сумме теологии»:

Слайд 9

Основные направления арабской философии периода зарождения (VII-IХ вв.): Мутакаллимы –

Основные направления арабской философии периода зарождения (VII-IХ вв.):
Мутакаллимы – сторонники радикального

ислама, основоположником считается Аль-Ашари (874-935 гг.);
Мутазалиты («обособившихся») – исламские философы, учение которых носит относительно материалистический характер. Родоначальник – Аль-Кинди, впоследствии представителями этого направления были также Аль-Фараби и Ибн-Сина;
Суфизм (от араб. означает буквально «человек в одежде из шерсти» – считали высшим благом добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и мистику.

Под арабской философией понимается совокупность философских учений, созданная мыслителями стран Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком.

Слайд 10

Особенности: усиление материалистических идей, развитие медицины; заимствование древнегреческой философии и

Особенности:
усиление материалистических идей, развитие медицины;
заимствование древнегреческой философии и превращение арабской в

арабо-греческую.

Арабская философия IX–XV вв.

Слайд 11

Аль-Кинди (800-879) Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) Аль-Фараби (870-950) Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038)

Аль-Кинди (800-879)
Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037)
Аль-Фараби (870-950)
Ибн-Аль-Хайсам (Альгазен) (965-1038)
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198)
и другие.

Представители

арабской философии:
Слайд 12

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.) Ибн-Сина – ученый-энциклопедист создал около 450 работ,

Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037гг.)

Ибн-Сина – ученый-энциклопедист создал около 450 работ, из которых

до нас дошло около 240;
создал около 50 трудов по медицине: «Канон врачебной науки», «Книга исцеления» «Указания и наставления», «Книга знания» и др.
дал анатомическое описание человека, характеристику телесной структуры, изучил проблемы нервных и психических болезней и их лечения;
пытался отделить философию от теологии.
Слайд 13

Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот

Именно на основе религиозных духовных ценностей был постепенно преодолен тот глубокий

социально-политический и духовный кризис, который явился причиной гибели античной культуры;
религиозная философия оказала стимулирующее воздействие и на духовное развитие общества;
мыслители Средневековья внесли существенный вклад на разработку ряда ключевых понятий и проблем философии;
философия средневековья внесла существенный вклад в укрепление нравственных устоев общества, проповедуя вечные, общечеловеческие нравственные ценности.

Значение философии средневековья:

Имя файла: Философия-средних-веков.-Востока-и-запада.pptx
Количество просмотров: 144
Количество скачиваний: 0