Философия истории. Критерии общественного, исторического прогресса презентация

Содержание

Слайд 2

История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с

История – те изменения, которые переживало и переживает человечество с момента

своего возникновения.
Философия истории изучает общие закономерности и принципы исторического (общественного) развития.
Слайд 3

Критерии общественного (исторического) прогресса: Количество и качество произведенных материальных и

Критерии общественного (исторического) прогресса:

Количество и качество произведенных материальных и духовных благ

и соответствие их потребностям людей;
Уровень развития производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта);
Уровень научно-технического прогресса;
Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
Слайд 4

Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод; Уровень демократизма

Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод;
Уровень демократизма и гуманизма

(человек – главная ценность);
Развитие духовной сферы общества;
Уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п.
Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
Слайд 5

Концепции развития истории: Циклическое развитие (представления древних цивилизаций) Линейное развитие

Концепции развития истории:

Циклическое развитие (представления древних цивилизаций)
Линейное развитие – история имеет

начало и конец, определенную направленность (христианская концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.)
Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса)
Слайд 6

1) Циклические концепции истории Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего

1) Циклические концепции истории

Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего мира и

сохранились в представлениях таких религий, как индуизм и буддизм.
Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
Слайд 7

2) Линейные концепции истории Признают наличие у истории внутренней логики,

2) Линейные концепции истории

Признают наличие у истории внутренней логики, направленности и

конечной цели развития.
Христианство: история человечества – движение от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).
Слайд 8

Ж. Кондорсе: история – движение общества ко всё более совершенному

Ж. Кондорсе: история – движение общества ко всё более совершенному состоянию

благодаря развитию человеческого разума, прорывам в познании.
Гегель: история – процесс обретения человечеством всё большей разумности и свободы.
Слайд 9

4. Формационный подход К. Маркса: Вся история рассматривается как закономерный

4. Формационный подход К. Маркса:

Вся история рассматривается как закономерный процесс

смены общественно-экономических формаций.
Каждая формация является более совершенным типом организации общества.
Типы формаций:
Первобытнообщинная;
Рабовладельческая;
Феодальная;
Капиталистическая;
Коммунистическая (социалистическая).
Слайд 10

5. Позитивистский подход Автор – О. Конт и др.. В

5. Позитивистский подход

Автор – О. Конт и др..
В измененном, доработанном

виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет широкое распространение, особенно в западных странах.
Элвин Тоффлер (1928-2016гг.):
концепция «Третьей волны».
Общество в своем развитии проходит ряд стадий («волн»):
Слайд 11

Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм,

Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное правление, традиционализм, консерватизм

в мышлении и поведении, главный регулятор – власть). Длилась тысячелетия;
Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.
Слайд 12

Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество. Главная ценность

Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество.
Главная ценность и регулятор

– знания;
В экономике сфера услуг преобладает над производством товаров;
У власти – элита специалистов.
Высокая социальная мобильность.
Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
Слайд 13

Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные); Падение роли бюрократии

Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные);
Падение роли бюрократии и государственной

власти;
Рост электронных коммуникаций
Интеграция человечества в единое целое
Рождение особой ответственности, понимания угроз миру, безопасности, экологии.
Слайд 14

3) Многолинейные концепции развития истории История развития общества многовариантна, не

3) Многолинейные концепции развития истории

История развития общества многовариантна, не существует единой

схемы и цели общественного развития.
Примеры:
концепции локальных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва,
концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Слайд 15

Концепции локальных цивилизаций (культур) Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и

Концепции локальных цивилизаций (культур)

Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский и др..
Главная идея:

единой истории человечества не существует. Это совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
Слайд 16

Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной,

Не западные цивилизации – не хуже и не лучше западной, они

просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать диалог, а не подгонять под западные мерки.
Слайд 17

Н. Данилевский (1822 - 1885) Русский философ, социолог, предшественник концепций

Н. Данилевский (1822 - 1885)

Русский философ, социолог, предшественник концепций локальных цивилизаций

XX века.
Главный труд – «Россия и Европа».
«Культурно-исторический тип» - система культуры народа или близких по духу и языку народов.
Выделял ряд К.-И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т.д.
Слайд 18

Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из

Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в одну из фаз

своего развития.
Фазы развития К.-И. типов:
Бессознательная
П-д становления (государства, социальных институтов)
П-д расцвета
П-д упадка («апатии») и умирания.
Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
Слайд 19

Освальд Шпенглер (1880-1936) Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы».

Освальд Шпенглер (1880-1936)

Немецкий социальный философ, автор труда «Закат Европы».
Выделял восемь Великих

культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская (фаустовская)).
Слайд 20

Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации»

Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка (стадию «цивилизации» -

когда духовный импульс исчезает и идет только развитие техники и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия.
Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
Слайд 21

Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру: Массовая урбанизация населения

Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру:
Массовая урбанизация населения (отток

в большие города)
Главной ценностью становятся деньги, имущество.
Бурное развитие техники
Резкое падение рождаемости
Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
Слайд 22

Арнольд Тойнби (1889-1975) Английский историк и социолог, автор многотомного труда

Арнольд Тойнби (1889-1975)

Английский историк и социолог, автор многотомного труда «Исследование истории».
Концепция

локальных цивилизаций:
Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую), Китайскую, Индийскую, Исламскую, Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт.).
Слайд 23

М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская

М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая – Православно-христианская русская

и т.д.).
Все цивилизации влияют друг на друга
Гибель цивилизации происходит тогда, когда утрачивается её культурно-творческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
Слайд 24

К. Ясперс: «Осевое время» К. Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист,

К. Ясперс: «Осевое время»

К. Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист, психиатр.
Во

8 – 2 вв. до н.э. («осевое время»)в истории человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск.
Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации.
Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.
Имя файла: Философия-истории.-Критерии-общественного,-исторического-прогресса.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0