Философия свободы. Лекция №10 презентация

Содержание

Слайд 2

План лекции

1. Понятие свободы в истории философии.
2. Проблема свободы и её социальный аспект.
3.

Грани свободы.
4. Цитаты и афоризмы о свободе.

Слайд 3

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены

разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст.1)
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст.3)
(Декларация прав человека и гражданина, 1789 г., Франция)

1. Понятие свободы в истории философии

Слайд 4

Условие счастья
Отсутствие всяких преград и помех
Наличие свободы выбора
Средство для достижения цели
То, чего хотят

все

Свобода – это …

Слайд 7

Вольтер считал, что Свобода – это право делать всё, что не запрещено законом.


Н.Бердяев считал, что по-настоящему любит свободу тот, кто утверждает её для другого.

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов.»
Вольтер

Слайд 8

1. Этика: функции, структура, виды, категории

Слайд 9

1.2 Структура этики
Соответственно выделенным выше функциям этика делится на три уровня: 
эмпирический,
теоретический ,
нормативный.

Слайд 10

2. Проблема свободы и ее социальный аспект

Два аспекта проблемы свободы в философии

Природный аспект

Социальный

аспект

Может ли человек в своей жизни сам делать выбор и следовать ему?

Может ли человек быть свободным в обществе?

Слайд 11

Две стороны социального аспекта свободы

Ответ на вопрос о свободе человека в обществе имеет

две стороны

Социальная сторона

Этическая сторона

Слайд 12

Социальная сторона свободы личности

Проблема связана
с социально-политической и социально-экономической независимостью личности.

Слайд 13

Георг Гегель о свободе

Георг Гегель
(1770-1831) –
немецкий философ

Георг Гегель рассматривал историю общества

как прогресс в реализации свободы.

Слайд 14

Гегель о свободе

Древневосточные народы
Свободен лишь один человек

Греки и римляне
Свободной является группа людей

Современные

германские народы
Свободны все

Слайд 15

Карл Маркс о свободе

Карл Маркс
1818-1883 –
немецкий философ

Карл Маркс более точно показал

социальную зависимость человека от общества.

Слайд 16

Карл Маркс о свободе

К.Маркс доказал, что свобода может быть

Личной

политической

военной

религиозной

физической

раб

пленник

холоп

Крепостной крестьянин

Слайд 17

Карл Маркс о свободе

Свобода может быть экономической

Человек лично свободен, но вынужден работать

на «хозяина», потому что ему не на что жить

Эти отношения характерны для капиталистического общества

Слайд 18

Карл Маркс о свободе

На высших стадиях развития общества (социализм и коммунизм) личная и

экономическая зависимости преодолеваются.
Человек становится свободной индивидуальностью.

Слайд 19

Но на практике, пока существует государство, человек не может пользоваться полной свободой.
Государство ограничивает

свободу законами и другими предписаниями.

Такое ограничение неизбежно, так как позволяет поддерживать равные права членов общества и его стабильность.

Слайд 20

Правовое государство

Цель правового государства

Гарантия прав личности

Слайд 21

Создатели модели правового государства

Томас Гоббс
1588-1679

Джон Локк
1632-1704

Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755

Слайд 22

Этическая сторона проблемы свободы

Правовое государство даёт человеку широкие права и возможности.

Главный принцип демократической

правовой системы:
«Всё, что не запрещено, - разрешено»

Слайд 23

Этическая формула свободы

Твоя свобода кончается там,
где начинается независимость другого

Слайд 24

3. Грани свободы

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной

личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. 

Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Слайд 25

Эмпирический уровень

На уровне эмпирического исследования определяют факты, которые имеют отношение к моральной жизни человека и

общества, собирают и описывают их, устанавливают закономерности.
Задача этики на этом уровне – описание морали. Это происходит в разделах: социология морали, психология морали, история обычаев.

Слайд 26

Нормативный уровень
Задача этики на этом уровне: внедрение в общественную жизнь проверенной совокупности ценностей и

норм, стандарта человеческой моральности, моральное воспитание и стимуляция духовного развития человека.

Слайд 27

Профессиональная этика

Слайд 28

2. Идеал

Понятие идеала впервые возникло в христианской морали в результате осознания несоответствия между

должным и сущим:
Достоинством человека и реальными условиями жизни;
Обликом земного человека и образом Иисуса Христа.
Христианская мораль в качестве идеала утверждала образ святого, аскета.

Слайд 29

И. Кант писал: «Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда

не достигнешь», это «необходимое руководство человеческому разуму». Идеал, по мнению Канта, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни. Идеалом свободы является свобода духа.
В.Ф. Гегель утверждал, что идеал:
является противоположностью действительности;
развивается через это противоречие;
реализуется в плодах деятельности мирового разума.

Слайд 30

3. Добродетель и порок

Человек и добродетелен, и порочен. Он несовершенен.
Добродетели и пороки являются

характеристиками личности, служащими для ее оценки другими людьми.
Ориентация на добродетель предполагает наличие чувства собственного достоинства, желание сохранить его. Установка на добродетель основана на цельности внутреннего мира человека.
Добродетели указывают, каким должен быть человек, чтобы правильно вести себя, выполнить свой долг.

Слайд 31

Классификация добродетелей

В этике принято выделять следующие виды добродетелей:
Добродетели античной Греции: умеренность, мужество, мудрость,

справедливость.
Христианские добродетели: вера, надежда, любовь, милосердие.

Слайд 32

4. Цитаты и афоризмы о свободе

«Свобода состоит не в том, чтобы делать
то,

что хочется, а в том, чтобы иметь
возможность делать то, что должно
хотеть, и не быть принуждённым делать
то, что не хочешь» Ш.Монтескье

«Свобода есть
подчинение закону,
самим себе данному»
Ж-Ж. Руссо


«Свобода есть подчинение закону, который личность сама на себя возложила»
И.Кант

Слайд 33

Добродетели античной Греции

Слайд 34

Аристотель выделял добродетели:
ума (разумные) – они развиваются в процессе обучения (мудрость, рассудительность);
характера –

нравственные добродетели. Они:
Являются результатом действий, опыта (поступая справедливо, человек обретает добродетель справедливости);
Характеризуются сознательностью, произвольностью, намеренностью.

Слайд 35

Понятие «свобода»

По Гоббсу, «свободный человек – тот, кому ничто не препятствует делать желаемое,

поскольку он по своим физическим и умственным способностям в состоянии это делать».

Слайд 36

Критика

Г.Гегель: «Обыкновенный человек полагает, что он свободен, если ему дозволено действовать по своему

произволу, между тем именно в произволе заключена причина его несвободы».

Слайд 37

Руссо о произволе

«Знаете ли, – пишет Ж.-Ж. Руссо, – какой верный способ сделать

вашего ребёнка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа». Руссо считает, что суть истинной свободы состоит в том, чтобы «предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти».

Слайд 38

Понятие «свобода»

Свобода – познанная необходимость.
Свободен в выборе не тот, кто не имеет стесняющих

препятствий. Отсутствие их дает человеку только внешнюю свободу. Свободен тот, кто принимает во внимание обстоятельства внешнего мира (стесняющие преграды), но ощущает себя внутренне свободным в выборе решений в этих обстоятельствах.

Слайд 39

Человек, чтобы стать свободным должен овладеть своим телом и духом

Существует внешняя и внутренняя

свобода. Внешняя свобода – это отсутствие ограничений. Внутренняя свобода – это умение пользоваться своими силами, владение самим собой.
Человек, по Гегелю, должен воспринимать себя как предмет владения. Человек лишь посредством усовершенствования своего собственного тела и духа «вступает во владение собой и становится собственностью самого себя». Только так, становясь собственностью самого себя, он может приобрести внутреннюю свободу. Владение же телом и духом достигается образованием, занятиями, привычками и представляет собой «внутреннюю собственность духа».
Имя файла: Философия-свободы.-Лекция-№10.pptx
Количество просмотров: 8
Количество скачиваний: 0