Философская мысль эпохи Просвещения презентация

Содержание

Слайд 2

Хронология


476 г НЭ XIII – XVI века конец XIX сер. XX

Слайд 3

Повторение


Античность

Средневековье

НОВОЕ ВРЕМЯ

Возрождение

Досократики

Идеалисты

Эллинисты

Патристика

Схоластика

Английское Просвещение

Французское Просвещение

Немецкое Просвещение

Слайд 4

В эпоху Возрождения:

На смену схоластике приходит гуманизм, в радикальных проявлениях – антропоцентризм.
Признание человека

высшей ценностью приводит к отказу от священных текстов как основ:
познания,
понимания общества и государства
Поиск нового метода познания выражается в противостоянии рационалистов и эмпириков
Поиск новой основы государства и общества приводит к идее «государство для человека», вместо античного «счастлив не человек, счастливо государство», равенства людей.

Слайд 5

Просвещение: эпоха

критика традиционных институтов, обычаев и морали,
окончательное свержение феодальной идеологии,
борьба за

свободное философское мышлении, борьба разума против веры.
политические свободы и демократия
религиозная толерантность, веротерпимость.
рыночные механизмы, идеология капитализма.

Слайд 6

Просвещение: обзор философии

Философы французского Просвещения преимущественно:
Материалисты
Рационалисты. Природа и люди — это механизмы, действующие

по единым законам => желание перестроить на законах разума общество.

Слайд 7

Tabula rasa («чистая доска»)

Основание эмпиризма.
Отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного

содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.

Слайд 8

Томас Гоббс

Эмпирик, материалист
Естественное состояние человека
Общественный договор
Государство - Левиафан

Слайд 9

Естественное состояние человека

Естественное состояние:
люди не стремятся к совместной (полисной) жизни
Поступки людей базируются на

чувственности,
естественное состояние – это война всех против всех.
равенство всех на применение силы, равенство желаний.
естественным правом является «право на все».
понятия добра и зла сводятся к жизни и смерти => для защиты этого единственного блага – жизни, человечество заключает договор о создании Левиафана,
передавая ему свой суверенитет (который из народного превращается в государственный)
решая считать его действия своими

Слайд 10

Левиафан

Естественная свобода естественного состояния уничтожает сама себя, и поэтому должна быть ограничена.
Обязанности суверена

по обеспечению внутреннего спокойствия государства.
Левиафан порождён договором, но сам его стороной не является, ведь то был договор между людьми о его создании.
Договор установил единство воли Левиафана и подвластных ему (считать действия государства своими), а значит, о какой-либо несправедливости действий власть имущих не может быть и речи, ведь это значило бы признать собственные действия таковыми.
оставшаяся в естественном состоянии часть человечества может быть уничтожена Левиафаном. Ему же следует следить за поддержанием абсолютной власти, бороться с вредными учениями (разделениями властей, свободой совести).
Левиафан не допускает чрезмерного богатства как человека, так и города – а то они власть отнимут…

Слайд 11

Джон Локк

Эмпирик и материалист.
Естественные права человека в естественном состоянии.
Общественный договор
Разделение властей

Слайд 12

Естественное состояние

Естественное состояние – явление нормативное, а не хаотичное.
Нормы естественного права нам

даны от природы.
Определяют естественные для каждого человека права и обязанности
Не могут быть изменены государством.
Должны быть им защищаемы

Слайд 13

Естественные законы

жизнь принадлежит Богу, ибо им она дана, так что не в человеческой

власти ее лишать.
человек владеет телом, и следовательно имеет право распоряжаться результатами работы этого тела – трудовая теория собственности.
правовое равенство, равенство всех перед законом в правах и свободах.

Слайд 14

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и

действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления .Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Имя файла: Философская-мысль-эпохи-Просвещения.pptx
Количество просмотров: 75
Количество скачиваний: 0