Феноменология и гуманитарное познание презентация

Содержание

Слайд 2

Феноменология

 (греч., от phainomenon - феномен, и logos - слово), — идеалистическое философское направление,

стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собственно области философского анализа — рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры

Слайд 3

Феноменология

Иммануил Кант – учение об эмпирическом явлении в отличие от учения о вещи-в-себе
Фридрих

Вильгельм Гегель – метафизическое изображение сознания в его диалектическом поступательном движении от чувственной непосредственности – через ступени самосознания, нравственности, искусства, религии, науки, философии – к абсолютному знанию
Гуссерль – исследование значения и смысла, наука о сознании, созерцающем сущность. Важнейшей особенностью этого сознания является интенциональность, т.е. сознание о чем-либо
Мартин Хайдеггер – интерпретация феноменологии как онтологии с попыткой поставить на место трансцендентального субъекта существование
Морис Мерло-Понти – учение о восприятии, «опись сознания как вселенской среды»

Слайд 4

Феноменальный и ноуменальный мир

Ноумен (греч. noumenon — мысленное, умопостигаемое) - возможная, но недостижимая

для человеческого опыта объективная реальность, синоним понятия «вещь в себе», «демаркационное понятие», указывающее на пределы нашего познания
Ноумены могут быть постижимы лишь верой
Свобода – независимость от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира

Феномен - (греч. phainomenon — являющееся) — понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств
В феноменальном мире истинны только естественные, научные знания
Законы природы – принципы организации трансцендентального субъекта
Мир явлений – детерминирован механистически

Слайд 5

Синтетическая работа созерцания

Но почему мы видим один движущийся автомобиль, а не несколько похожих неподвижных автомобилей в разных

местах?

И почему мы видим автомобиль движущимся в определённом направлении, а не скачущим взад-вперёд?

Не будь у нас памяти, мы не могли бы воспринимать изменяющиеся во времени объекты.

Слайд 6

Синтетическая работа созерцания

Почему мы не извлекаем из кладовых памяти вчерашние или даже прошлогодние ощущения, соединяя их в единый

образ?

Слайд 7

Время как априорная форма созерцания

3 2 1

Этого не происходит потому, что наша память

упорядочена во времени.
Содержащаяся в нашем разуме «шкала времени» позволяет нам помнить не только содержание, но и последовательность ощущений

Слайд 8

Пространство как априорная форма созерцания

Почему воспринятые в разных местах части тел соединяются осмысленным образом?

Слайд 9

Пространство как априорная форма созерцания

Потому что в нашем разуме, содержится не только «шкала времени», но и определённая модель

пространства

Слайд 10

Время и пространство как априорные формы чувственного созерцания

Априорная основа геометрии

Априорная основа арифметики

Изотропно

Однонаправленно

Трёхмерно

Одномерно

Бесконечно

Бесконечно

Форма внешнего созерцания

Форма внутреннего созерцания

Пространство

Время

Слайд 11

Трансцендентальное единство апперцепции

Апперцепция (лат. ad, к, percepcio, восприятие) – рефлектирующее сознание (в отличие от неосознаваемых восприятий –

перцепций); самосознание

Трансцендентальное (лат. transcendentalis, выходящий за пределы) – в кантовской философии то, что делает возможным опытное познание (в отличие от трансцендентного – выходящего за пределы опыта)

– единство и тождественность самосознания как предпосылка познавательного синтеза

Слайд 12

Метафизические начала феноменологии

Предмет восприятия не дан нашей чувственности, а конструируется ею из материала ощущений

Данные ощущений соединяются в

целостный образ (синтезируются) соответственно априорным формам самой чувственности

Слайд 13

Метафизические начала феноменологии И. Кант. Критика чистого разума

Многообразные представления, данные в созерцании, не были

бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали одному самосознанию
Только в силу того, что я могу постичь многообразное [содержание] представлений в одном сознании, я называю их все моими представлениями
Не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путём восприятия… а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связывать и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции

Слайд 14

Метафизические начала феноменологии

Вещь-в-себе

чувства

ощущения

явления

понятия

суждения

Априорные формы чувственности
(пространство и время)

Априорные формы рассудка
(категории)

Продуктивная сила воображения

Разум

Воздействуют
(аффицируют)

правила

схемы

представления

Границы разума

Регулятивные идеи:

Бог, душа, свобода

Трансцендентальное самосознание
(Я)

Слайд 15

Метафизические начала феноменологии

Интуиции пространства-времени
Ощущения

Категории
Восприятия

Вещь-в-себе

Феномен

Сознание

Слайд 16

Идеи чистого разума (категории, расширенные до безусловного)

Душа

Мир

Бог

Абсолютное единство мыслящего субъекта

Абсолютное единство ряда условий явлений

Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще

Безусловное категорического синтеза в субъекте

Безусловное гипотетического синтеза в

объекте

Безусловное разделительного синтеза в системе

Слайд 17

Постулаты практического разума

Свобода воли

Бытие Божие

Бессмертие души

Психологическая идея

Космологическая идея

Теологическая идея

Слайд 18

“Феноменология духа, или наука о сознании” Гегеля

Гегель понимал феноменологию как историю отдельных и

последовательных этапов освобождения мышления от всевозможных притязаний чувственности
„Ибо сознание есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя: сознание того, что для него есть истинное, и сознание своего знания об этом. Так как оба суть для одного и того же [сознания], то оно само есть их сравнение; для одного и того же [сознания] выясняется, соответствует ли его знание о предмете последнему или не соответствует“

Слайд 19

Сознание и самосознание

Но сознание для себя самого есть понятие себя, и благодаря этому

оно непосредственно есть выход за пределы ограниченного и, поскольку это ограниченное принадлежит ему, то и за пределы самого себя

Гегель. «Феноменология духа»

Слайд 20

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ

Похожа на идею БОГА

Но сама по себе не обладает сознанием, личностью, обретая

их только через человека

Слайд 21

Бытие есть разум

Абсолютная идея (Мировой Дух) – то что является основой всего бытия

Для

самопознания ему необходимо проявление - исторический процесс

Мировой Дух управляет природой и обществом, но не осознает себя

История человечества есть мышление Мирового Духа

Слайд 22

Три принципа сознания

Сознание для себя самого есть понятие себя

Сознание в себе самом дает

свой критерий

Сознание проверяет само себя

Слайд 23

Феноменология духа

Субъективный дух

Объективный дух

Абсолютный дух

Психология
Феноменология
Антропология

Нравственность
Мораль
Правосознание

Философия
Религия
Искусство

Слайд 24

Три этапа развития Абсолютного духа

Искусство – непосредственная форма знания

Религия источником знания полагает Бога

Философия

– это мир, схваченный мыслью

Слайд 25

Феноменология Эдмунда Гуссерля

Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859

— 1938)
«Логические исследования» (1901)
«Философия как строгая наука» (1911)
«Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913)
«Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921)
«Картезианские размышления» (1931)

Слайд 26

Понятие теоретической философии

Гуссерль считал, что науки о природе и истории нуждаются в определенном

обосновании. Такое обоснование может дать только философия как строгая наука, в частности наука о феноменах сознания – феноменология
Эмпирическое сознание всегда оказывается искаженным вследствие субъективности, а потому оно нуждается в очищении с помощью редукции, понимаемой как освобождение от естественных человеческих субъективных наслоений. Такая редукционная «поправка на ошибки» дает чистую структуру объекта познания
Бытие зависит от того, как на него смотреть

Слайд 27

Философия как строгая наука

Решающая проблема теории познания - проблема объективности познания
Философия должна внести

ясность в вопрос существования 'вещей', 'событий', 'законов природы' и т.п.
Феноменология - это 'строго научная философия' о феноменах сознания как о чистых 'сущностях, образующих мир идеального бытия', о 'самоочевидных логических принципах', дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода 'феноменологической редукции'

Слайд 28

Феноменологическая редукция

операция, с помощью которой достигается самоочевидная база знания – уровень феноменов

сознания
Пределом феноменологической редукции являются «данные впечатлений»
В процессе осуществления феноменологической редукции «заключаются в скобки» акт постижения, предпосылки, интенции познающего субъекта – все, кроме содержания сознания, принимаемого только как совокупность каких угодно феноменов
Продукты объективирующего познавания есть абсолютное сознание, неотличимое от своего содержания, сознание, для которого не имеет смысла различение возможного и действительного, настоящего, прошлого и будущего

Слайд 29

«ЭПОХЭ»

Гуссерль Э.
Феноменология.
Статья в Британской
энциклопедии

Наше универсальное ЭПОХЭ заключает, как мы говорим, мир в скобки,

исключает мир из поля субъекта, представляющего на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, "заключенный в скобки" мир.
Является не мир или часть его, но "смысл" мира. Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов, полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам "заключенным в скобки"

Слайд 30

Интенциональность

В любом актуальном cogito „взгляд", как луч, исходящий от чистого Я, направляется на

„предмет" соответствующего коррелята сознания… осуществляя весьма разнообразное сознание такого-то

Гуссерль Э.
Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии

Под интенциональностью мы понимали свойство переживания „быть сознанием чего-либо"

Первым делом это чудесное свойство (…) выступило перед нами в эксплицитном cogito: восприятие есть восприятие чего-то…

Действование направлено на такое-то действие, поведение — на поступок, любовь — на то, что любимо, радование — на радостное..

Слайд 31

Интенциональность

(…) что касается интенциональности, мы тотчас же наталкиваемся на одно весьма фундаментальное различение,

а именно — на различение реальных компонентов интенциональных переживаний и их интенциональных коррелятов. (…) Любое интенциональное переживание благодаря своим ноэтическим моментам есть именно переживание ноэтическое; это означает, что сущность его в том, чтобы скрывать в себе нечто, подобное „смыслу", скрывать в себе даже и многогранный смысл

Гуссерль Э.
Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии

Слайд 32

Ноэзис и ноэма в структуре феномена

НОЭЗИС

греч. noesis — мышление
Момент интенционального свершения актов сознания

или способ данности предмета
Содержит два компонента: компонент ощущения и компонент смыслообразования

НОЭМА

греч. noema – мысль
Значение или смысл предмета
Мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли
Фиксирует наполнение интенции содержанием восприятия

Слайд 33

Схема восприятия

R – 1 Полное качественное определение вещи
R – 2 То, что дано

в актуальном восприятии
R – 3 То, что дано в эффективных исполненных качествах
N – Недоступная восприятию физическая реальность
T – То, что не дано в актуальном восприятии, но может быть дано в других восприятиях

К - 3

R - 3

R - 2

R - 1

N

T

Слайд 34

Феномен

«Явление предмета в сознании» или процесс «явления предметом себя» в сознании
«Всякий феномен имеет

свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов»

Слайд 35

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

немецкий философ, давший новое направление немецкой и общемировой философии, является одним

из крупнейших философов XX века
 «Пролегомены к истории понятия времени» (1925)
«Бытие и время» (1927)
«Основные проблемы феноменологии» (1927)
«Введение в метафизику» (1935)
«Введение в „Феноменологию духа“» (1942)
«Время и бытие» (лекция 1949)
«Вопрос о технике» (Die Frage nach der Technik, 1953)
«Онто-тео-логическое строение метафизики» (1957)

Слайд 36

Понятие феноменологии

Феномен есть то, что «кажет себя, то, что выводит на свет и

приводит к ясности»
Логос есть истинность – открывание, то что выводит вещи из сокрытости – в явленность. Логос феноменологии бытия, которое есть мы сами (Dasein) имеет характер герменевтики, через которую само это бытие извещается о своем смысле и своих основных структурах
Феноменология тогда означает: дать увидеть то, что себя кажет, из него самого так, как оно само себя кажет. Взятая предметно-содержательно феноменология, есть наука о бытии сущего (онтология)

Слайд 37

Онтологическое и онтическое в вопросе о бытии

Онтическое – сущностное понимание бытия, предметно-чувственный мир
Онтика -

умозрительное конструирование бытия как такового и его моментов, которым приписывается существование, хотя они существуют безотносительно любых актов эмпирического и теоретического знания, любых феноменов сознания

Онтологическое - это условие возможности сущего, предельная смысловая возможность всякого вопрошания
Онтология - выявление и описание предметных областей, вовлечённых в орбиту человеческой жизнедеятельности

Слайд 38

Предпонимание

способ развертывания понимания как онтологического определения человеческого бытия
организует пространство мышления и задает горизонт

познания
не зависит от рефлексии, а напротив составляет ее основу и источник всех очевидностей сознания
выражает способ бытия человека
Структуру предпонимания образуют «предмнения», «предвиденья» и «предвосхищения», которые в совокупности предопределяют и мышление и поведения человека

Слайд 39

Феноменологический метод у Гуссерля и Хайдеггера

принцип беспредпосылочности
идея фундаментальной онтологии
метод редукции, имеющий целью выявление смыслового

базиса опыта и знания как таковых

Общие положения

Слайд 40

Феноменологический метод у Гуссерля и Хайдеггера

Метод редукции определяется различением объектной и рефлексивной направленности сознания
Редукция

направлена на определенную сферу действительного опыта
Однозначное описание данностей чистого сознания
Дескриптивный (описательный) тип феноменологического исследования

Метод редукции определяется различением естественного и производного опыта
Редукция направлена на возможность опыта как такового
Неопределенность предметов естественного опыта
Герменевтический (понимающий) тип феноменологического исследования

Слайд 41

Феноменологический метод у Гуссерля и Хайдеггера

Идеал строго терминологического языка
Возможна и достижима неискаженная и очевидная

данность феномена
Редукция и феноменологическое описание – разные акты, первый из которых предшествует второму в качестве условия его возможности
Феноменологическое описание носит сугубо положительный характер

Выразительные возможности естественного языка
Открытость всегда и по существу является “несобственной”, т.е. скрывающей
Редукция является внутренним структурным моментом самого описания
Феноменологическое описание оказывается негативным (критическим, деструктивным)

Слайд 42

Онтология

Чтобы проблему бытия истолковать со всей возможной прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ проникновения

в бытие, понимания и концептуального владения его смыслом, а также прояснить возможность определенного сущего в качестве образца и указать подлинный путь доступа к нему

Хайдеггер М.
Бытие и Время

Слайд 43

Онтология

Поскольку экзистенция конституирует себя как просвет в бытии, то и другие Я участвуют

в мире наподобие моего живого Я

Хайдеггер М. Бытие и Время

Сущее — мы сами, имеющие средь многих иных бытийных возможностей ту, которая понуждает нас искать нечто, обозначаемое как Dasein (здесь-бытие)

 Если «бытие-в-мире» («in der-Welt-sein») — экзистенциал, то в такой же мере экзистенциал и «бытие-с-другими» («Mit-sein»). Нет субъекта без мира, как нет изолированного Я без других

Человек — просвет, раскрытие мира, поэтому проблема, есть ли мир и как его бытие может быть доказано, в качестве проблемы, поставленной человеком, лишена смысла

Слайд 44

Морис Мерло-Понти (1908-1961)

французский философ, представитель экзистенциалистско-феноменологического направления в философии ХХ в.
«Структура поведения» (1942)
«Феноменология

восприятия» (1945)
«В защиту философии» (1953)
«Око и дух» (1960)
«Видимое и невидимое» (1964)
«Проза мира» (1969)

Слайд 45

Человек как феноменальное тело

Человеческое поведение «символическое»
Будучи высшим типом целостности и интеграции, оно само

рождает смысл, благодаря которому человек способен создавать вторую природу – экономическую, социальную, культурную
Субъект восприятия - «феноменальное тело», являющееся одухотворенной, интенциональной плотью, совокупностью бытийных «чувственно-смысловых ядер», «системой возможных жизненных позиций», «носителем метафизического смысла»

Слайд 46

Восприятие

Необходимо понять восприятие, как такое вопрошающее мышление, которое скорее позволяет воспринимаемому миру быть,

нежели утверждает его, и перед кото­рым вещи возникают и разрушаются в манере скольже­ния, по сю сторону утверждения и отрицания

Мерло-Понти М.
Видимое и невидимое

Слайд 47

Возникновение смысла

Индивидуально-личностное существование - тело использует свои собственные части в качестве символов, в

которых раскрывается стиль жизни индивида, его эмоционально-аффективные ценности и экзистенциальные значения

Интерсубъективная коммуникация - конвенциональная, символизация, которая находит свое выражение в речи, языке, литературе, искусстве, философии, науке, политике и т.п

Коллективная история и культура - ничто так не расширяет их собственные возможности и не обогащает мир культуры, как личностная коммуникация

Слайд 48

Концепция истории

Отвергает спиритуализм, который растворяет историю в абсолютном разуме (Гегель)
Отвергает материализм, сводящий ее

прежде всего к экономическому значению (Маркс)
Подобно тому как в индивидуальном существовании различные мотивы переплетаются в единстве поведения и деятельности, так в коллективной истории экономические структуры, право, мораль, религия, искусство переплетаются в «теле» социальных событий
Задача историка-феноменолога заключается в том, чтобы проникнуть в толщу этих смыслов, раскрыть и расшифровать их

Слайд 49

Семинар. Феноменология

1. Феноменологические основания метафизики Канта. Мир свободы и метафизика нравов.
2. “Феноменология духа,

или наука о сознании” Гегеля. Сознание вообще, самосознание, разум. Знание как субъективная достоверность и истина.
3. Феноменология Гуссерля. Феноменология как онтология и метод. Структура интенционального акта. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.
4. Соотношение онтологии, феноменологии и герменевтики в “Бытии и времени” М. Хайдеггера.
5. Задача деконструкции истории онтологии и феноменологический метод разыскания М. Хайдеггера.
6. Концепция феноменального тела М. Мерло-Понти.
7. Феноменологическая концепция истории М. Мерло-Понти.

Слайд 50

Литература

1. Алиева Ч.Э. Феноменология: Э.Гуссерль и М.Хайдеггер // Серия “Symposium”, Современная философия как

феномен культуры: исследовательские традиции и новации. Выпуск 7 / Материалы научной конференции Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001
2. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб., 2006
3. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994
4. Демин И.В. «Плоть мира» как условие видения в феноменологической онтологии М. Мерло-Понти. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. Выпуск 2 (14), 2013
5. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. Минск, 1998
6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. С-Пб., 1999
7. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М., 2007
8. Овсянников М.Ф. Гегель. М., Мысль, 1971. Гл. 2 «Феноменология духа»
9. Разеев Д.Н. Учение о феноменальности (феноменология) Канта // Альманах «Метафизические исследования», Метафизические исследования: Понимание. Выпуск 1: Издательство СПбГТУ, 1997
10. Херрманн Фридрих-Вильгельм фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Пер. с нем. И. Инишев. — Минск: Пропилеи, 2000
Имя файла: Феноменология-и-гуманитарное-познание.pptx
Количество просмотров: 149
Количество скачиваний: 0