Философское осмысление России как цивилизации. Лекция 2 (4) презентация

Содержание

Слайд 2

Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все

государства мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия.

Россия, занимающая место посредника между Востоком и Западом, являющаяся Востоко-Западом, призвана сыграть великую роль в приведении человечества к единству.
Н. А. Бердяев «Судьба России»., 1915 г.

Слайд 4

Понятия «государственность» и «государство»

При широком подходе к определению термина «государственность» включает,

помимо государства (государственного строя) как своей ключевой характеристики, также экономический строй и социальную организацию общества, духовно-культурную организацию общества, правовую и информационную системы.

Слайд 5

Государство – это особая организация общества, объединенного общими социальными, культурными интересами, занимающая

определенную территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Слайд 6

Государственность выражает состояние, свойство, качество общества на конкретном историческом этапе его развития.

Государство – историческое выражение, форма государственности.

Слайд 7


«Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит

катастрофу в будущем».
В. О. Ключевский

Слайд 8

Основные модели российской государственности:

Древняя / Новгородско-Киевская Русь. Становление и развитие древнерусской

государственности. Удельный период и образование Русского централизованного государства.
2. Русская государственность в XVI–XVII вв. Кризис и восстановление государственности в период Смуты начала XVII в. Сословно-представительная (соборная) монархия.
Российская империя: от абсолютной к думской монархии.
Трансформация государственности в 1917–1991 гг. СССР (1922– 1991 гг.).
5. Государственность РФ на современном этапе.

Слайд 9


Теории ОИР

эволюционистские

цивилизационные

Слайд 11

Мировая (единая, общечеловеческая) цивилизация – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных

человечеством в процессе общественно-исторического развития.

Слайд 12

Цивилизационный подход к истории базируется на том, что в ходе исторического развития

формируется ограниченное количество особых отличающихся друг от друга стратегий жизни людей, которые господствуют на определенной территории и задают строй жизни.
Локальная цивилизация – сочетание такой стратегии и территории.

Слайд 13

Классификация цивилизаций

- По охвату территорий и людей: локальная, региональная, мировая и ли

глобальная (впитывает достижения всех цивилизаций);
- По типу развития: динамичная, традиционная, непрогрессивная;
- По видам используемой энергии: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
- По религии: буддистская, христианская, мусульманская, языческая, индуистская, конфуцианская и др.
- По времени и пространству: Античная, Древневосточная, Древнерусская, Западно-европейская средневековая и др.
- По влиянию природно-климатических условий на развитие: речные, приморские или морские, первичные или исходные материнские;
- Национальные: китайская, японская, немецкая, английская, испанская, французская, русская и др.
- и др.

Слайд 15

Согласно классификации ЮНЕСКО в мире сосуществуют следующие основные цивилизации:
дальневосточная,
арабо-мусульманская,
индийская,
тропически-африканская,


латино-американская,
европейская (западно-европейская и восточно-европейская православная),
североамериканская.
Основаниями для их выделения являются: уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Слайд 16

В академическом  дискурсе понятие «российская цивилизация» является объектом обсуждения и исследований ученых разных научных

областей. Оно представляет собой комплексное понятие, включающее в себя историю, культуру, политику, экономику, социальные отношения и другие аспекты российского общества.

Слайд 17

Цивилизационная самоидентификация – устойчивое отождествление себя с той или иной цивилизацией, принятие

ее целей и системы ценностей, осознание себя членом данной цивилизации (объединения людей / сообщества национального или наднационального уровня).

Слайд 18


Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и

т. п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Слайд 19

К культурным особенностям российской цивилизации можно отнести
коллективизм,
синтез Востока и Запада,


многонациональность,
многоконфессиональность,
стремление к сохранению сильного централизованного государства,
противоречивость национального самосознания и др.

Слайд 20

С. В. Смирнов в 2013 г. выделил следующие качества русского национального характера:


стойкость,
максимализм,
жестокость (жесткость),
анархизм,
коллективизм,
духовность,
мессианизм.

Русский мессианизм – это христианский универсализм, где православной России уготована роль не политического гегемона, но духовного стержня – нравственного устоя, организующего всемирную жизнь на основе идеалов Правды, Добра, Истины и Справедливости.

Слайд 22

Периодизация русской философии:
Древний и средневековый период русской философии – 11 – 17 вв.;
Русское

Просвещение – 18 – первая четверть 19 вв.;
Российские самобытные философские системы – вт. четверть 19 в. – 1917 г.;
Советский период русской философии 1917 – 1991 гг.;
Постсоветский период р. ф. с 1991 г.

Слайд 23

Отличия русской философии от других национальных философских традиций:
Пристальное внимание к этическим вопросам

и проблеме смысла жизни (как и зачем жить?).
Разработка «русской идеи» – проблемы особой духовной миссии России в мировой истории.
Убежденность в кризисе мировой культуры и как следствие – поиск новых путей развития философии и общества. Стремление выработать программу совершенствования общества.
Неприятие отвлеченности классической западной философии (начиная с 19 в.).
Критика узкого рационализма и общий антисциентизм.
Стремление к синтезу различных подходов, идей, проблематики и т. д. (наиболее ярко это стало проявляться к концу 19 века у В. С. Соловьева и философов Серебряного век, а позже – у Рерихов).

Слайд 24

Основы предмета русской философии составляли:
- проблема человека;
- космизм (восприятие космоса

как единого целостного организма);
- проблемы морали и нравственности;
- проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
- проблема власти;
- проблема государства;
- проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);
- проблема идеального общества;
- проблема будущего.

Слайд 25


Контактные данные
Нагорная Любовь Александровна
сот. : 89135874224
e-mail: poty-lyubov@yandex.ru
URL-адрес

ЭОК: https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=36845
Полное название ЭОК: «Основы российской государственности,
ИСИ, 2023 г.»; краткое название ЭОК: «ОРГ, ИСИ, 2023 г.».
Имя файла: Философское-осмысление-России-как-цивилизации.-Лекция-2-(4).pptx
Количество просмотров: 8
Количество скачиваний: 0