Слайд 2
![План: Исламская философия. История. Основные направления. Представители.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-1.jpg)
План:
Исламская философия.
История.
Основные направления.
Представители.
Слайд 3
![Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-2.jpg)
Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями
народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком. Позднее начинают всё чаще появляться труды на национальных языках исламских стран. Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды средневековых еврейских философов, написанные на арабском языке и испытавшие явное влияние исламской религиозной доктрины.
Слайд 4
![В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-3.jpg)
В наши дни исламская философия претерпела значительные изменения, в том числе
под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» — не единственный, который употребляется в этом значении. Философы и историки философии говорят также об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и т. п.
Слайд 5
![Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной доктриной,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-4.jpg)
Ввиду того, что ислам в мусульманских странах является обязательной доктриной, в
этих странах существуют или существовали своеобразные гибриды традиционных направлений философии с исламской теологией. При этом в настоящее время арабоязычная философия оказывает значительное влияние на философскую мысль Ирана, тогда как обратная тенденция не наблюдается — работы иранских философов в арабском мире малоизвестны.
Слайд 6
![В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа: классический,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-5.jpg)
В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:
классический, или средневековый
(VIII—XV вв.);
позднее Средневековье (XVI—XIX вв.);
современность (вторая половина XIX—XXI вв.).
Возникновение арабской философии связано с деятельностью ранних представителей калама, которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии.
Слайд 7
![В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-6.jpg)
В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским
наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии.
Слайд 8
![Основные направления ИФ: Калам. Восточный аристотелизм. Исламский либерализм. Суфизм.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-7.jpg)
Основные направления ИФ:
Калам.
Восточный аристотелизм.
Исламский либерализм.
Суфизм.
Слайд 9
![Калам. Кала́м — всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-8.jpg)
Калам.
Кала́м — всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном
значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией.
Слайд 10
![Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-9.jpg)
Обращение к разуму как к высшей инстанции — это то, что
объединяло калам и фальсафа и отличало их представителей от догматиков-салафитов, с одной стороны, и мистиков-суфиев — с другой. Различие же между мутакаллимами и представителями фальсафа в том, что для первых отправной точкой рассуждений были нормативные принципы ислама и проблематика, характерная для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и античные модели философствования. Оформился в VIII веке.
Слайд 11
![Восточный аристотелизм. — средневековая мусульманская философия IX—XII веков, опирающаяся на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-10.jpg)
Восточный аристотелизм.
— средневековая мусульманская философия IX—XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля.
Явилась опосредующим звеном между перипатетиками и аверроизмом. Представителями этого направления были: Ал-Кинди, Ибн Сина, Фараби, Ибн Рушд. Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, что проявлялось в его совмещение с неоплатонизмом. Однако Бог скорее понимался как вечный двигатель, существующий при вечной материи. Критику идей этого направления дал Газали.
Слайд 12
![Исламский либерализм. Исламский либерализм, или Евроислам — либеральный ислам, или](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-11.jpg)
Исламский либерализм.
Исламский либерализм, или Евроислам — либеральный ислам, или ислам, проникнутый
европейской культурой. В России и странах СНГ термин — «исламский либерализм» отождествляется с термином — «просвещенный ислам». Мусульмане-либералы отделяют ритуальную составляющую веры от морально-мистической и не придают первой существенного значения. Считается что зачатки либерального ислама появились в Турции в эпоху Кемаля Ататюрка на основе суфизма, религиозного либерализма, европейского пантеизма и даже материализма.
Слайд 13
![Одним из авторитетов евромусульман считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-12.jpg)
Одним из авторитетов евромусульман считается швейцарец египетского происхождения Тарик Рамадан, который
настаивает на сближении европейской культуры и ислама. В частности, он поддерживает идею демократии, призывает евромусульман изучать язык страны проживания и активно включаться в европейское общество. Он полагает, что не следует отождествлять культуру ислама исключительно с арабской культурой.
Слайд 14
![Суфизм. Суфи́зм — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-13.jpg)
Суфизм.
Суфи́зм — мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической
мусульманской философии. Последователей суфизма называют суфиями.
Слайд 15
![Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-14.jpg)
Мусульманские исследователи и историки условно разделяют историю суфизма на три периода:
период аскетизма, период суфизма и период суфийских братств. В связи с широким распространением идей суфизма среди различных слоев мусульманского общества в XII—XIII веках развитие получила спекулятивно-эзотерическая сторона суфийского учения, которая представляла интерес в первую очередь для образованных мусульман . В настоящее время суфизм продолжает играть важную политическую и религиозную роль в жизни исламских государств .
Слайд 16
![Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-15.jpg)
Гибкость суфизма и «открытость» посторонним влияниям сделали его крайне неоднородным .
Суфизм вдохновлял своих последователей, раскрывал в них глубинные качества души и сыграл большую роль в развитии эстетики, этики, литературы и искусства . Путь духовного совершенства суфия лежит только через полное подчинение учителю (муршиду) и выполнение всех его указаний.
Слайд 17
![Аль-Фараби. Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-16.jpg)
Аль-Фараби.
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, —
философ, математик, теоретик музыки, учёный Востока. Один из крупнейших представителей средневековой восточной философии. Аль-Фараби — автор комментариев к сочинениям Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. Его труды оказали влияние на ибн Сину, ибн Баджу, ибн Туфайля, ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы. Ему приписывается создание Отрарской библиотеки.
Слайд 18
![Халед, Амр. Амр Мохаммед Хельми— египетский мусульманский телевизионный проповедник и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/8303/slide-17.jpg)
Халед, Амр.
Амр Мохаммед Хельми— египетский мусульманский телевизионный проповедник и общественный деятель.
Халед является «самым известным и влиятельным в мире исламским телевизионным проповедником». Согласно рейтингу наиболее влиятельных людей мира, опубликованному в журнале Time Magazine, Амр Халед является 13-м по влиятельности человеком мира, а согласно рейтингу журнала Prospect — 6-м по влиятельности интеллектуалом мира.