Исторические типы философии презентация

Содержание

Слайд 2

Вопросы

Вопрос 1. Типы философии.
Вопрос 2. Основные идеи, имена и этапы развития европейской философии.


Вопрос 3. Основные идеи, этапы и имена русской философии. Особенности русской философии.

Слайд 3

Вопрос 1. Типы философии.

Культурно-исторические типы (Н.Я.Данилевский) – это специфические основания, самобытные начала, проявляющиеся

в сфере народности и не передающиеся другим типам.
Поскольку культурно-исторический тип — органическое образование, его эволюция заключается в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до «старости» и смерти. 

Слайд 4

Вопрос 1.

Культурно-исторические типы философии:
Восточная философия (религиозно-философские системы Древней Индии и Китая) и

Западно-европейская философия.
Исторические этапы европейской философии.

Слайд 5

Индо-буддийская

отличается метафизичностью, акцентом на детерминированное религиозными правилами индивидуальное поведение, социально-политической индифферентностью и религиозной

терпимостью при крайней жесткости общественной структуры (варны), компенсирующей слабость политических институтов

Слайд 6

Китайско-конфуцианская

характеризуется религиозной терпимостью, акцентом на социальную этику и детерминированное административными правилами поведение, приматом

жесткой нормы, догматизмом и, в то же время, конформизмом

Слайд 7

Арабо-исламская

цивилизация выделяется своей жесткой установкой на религиозно-детерминированное социальное поведение, влиянием объединенных духовной и светской

власти, догматизмом

Слайд 8

Вопрос 2. Основные идеи, имена и этапы развития европейской философии

Слайд 9

Милет

Эфес

Элея

Афины

Античная философия

Слайд 13

Основные черты древнегреческой философии

Диалектичность. Заключается, с одной стороны, в том, что античные мыслители

отмечали единство и изменчивость мира, наличие в нем противоположностей, и пытались объяснить их, с другой, – в том, что диалектика считалась главным методом философского познания.
Эвристичность. Исходным пунктом и целью философствования для античных мудрецов был свободный, не ограниченный никакими догматами, поиск истины.
Отождествление науки и философии проявлялось в том, что обеим областям теоретической деятельности предъявлялись одинаковые требования: обе считались чисто умозрительными, дающими самоценные истины, не измеряемые их практической полезностью.
Систематичность – стремление к целостности побужало мыслителей разрабатывать комплексные учения, объясняющие всё существующее (система Аристотеля просуществовала до Нового времени).

Слайд 14

Философия античности. Значение

Сформулированы основные принципы демократии.
Логика (основные законы и принципы

мышления).
Онтологические основания науки и выработка принципов систематизации знания.

Слайд 15

Философия средних веков. Этапы

1. Апологетика (II - III вв.). Тертуллиан (Credo quia absurdum

est). Основатель латинской системы богослужения, концепция Троицы.
2. Патристика (IV-VII вв.). Аврелий Августин Блаженный (IV-V вв.). Родоначальник христианской философии истории и концепции психологического восприятия времени. Труды: «Исповедь» и «О граде Божием».

Слайд 16

Схоластика (IX-XV вв.)

Ансельм. Монологион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего

блага».
Фома Аквинский. Сумма против язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Слайд 17

Философия средних веков

Мировоззренческие принципы (определения к семинару!):
теоцентризм,
креационизм,
эсхатология,
теодицея,
провиденциализм.
NB! Значение средневековой философии

для становления современной науки.

Слайд 18

Философия средних веков

Проблемы:
Бог и его Существо;
Христос как Логос и посредник между Богом

и миром;
Человек и его отношение к Богу;
Соотношение веры и разума (примат веры в патристике, равнозначность – в схоластике);
Мир и его устроение (космология);
История и ее цель.

Слайд 19

Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога

Онтологическое доказательство

Бог как абсолютно совершенная сущность

Космологическое доказательство

Телеологическое доказательство

Каузальный вариант

Бог как первопричина (причина всех причин)

Бог как безусловно необходимая сущность

Бог как разумный устроитель мира

Модальный вариант

Слайд 20

Философия Возрождения и Реформации (конец XIV – XVI вв.)

Принципы:
антропоцентризм и пантеизм.
Направления:
гуманистическое и антропоцентрическое

(середина XIV в. — середина XVI в.);
Натурфилософское (вторая половина XV в. — начало XVII в.)
(Термин «Возрождение», или «Ренессанс» (ввел Якоб Буркхардт, в 1860 г. «Культура Ренессанса в Италии»))

Слайд 21

На формирование мировоззрения и становление философии этого периода оказали влияние:

ВГО, кризис феодализма и

зарождение в Европе капиталистических отношений;
совершается мировоззренческий переход от теоцентризма к антропоцентризму;
возрождение «духа» античной культуры и пробуждения интереса к античной философии;
возникает «новое естествознание».

Слайд 22

Антропологический гуманизм и проблема индивидуальности

Гуманизм зародился в Италии. Флоренция – «родина» Ренессанса .
1)

Гуманизм - это мировоззренческая позиция, основанная на признании человека высшей ценностью, его прав и свободы;
2) Гуманизм есть культурное течение, деятели которого (гуманисты - от итал. нumanista) стоят на названной мировоззренческой позиции.
итальянский гуманизм - Данте, Петрарка, Джованни Пико делла Мирандола;
«северный» гуманизм - Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень.

Слайд 23

Данте Алигьери (1265-1321).
“Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового

времени”.
Франческо Петрарка (1304-1374).

Слайд 24

Титаны эпохи Возрождения

Слайд 25

Титаны эпохи Возрождения

515 лет. Этому парню.
13 сентября 1501 года, в понедельник, Микеланджело

Буонарроти приступил к работе над скульптурой.
8 сентября 1504 года Давид был установлен на площади во Флоренции, где и простоял до 1873 года.

Слайд 26

Титаны эпохи Возрождения
Паола Волкова
МОСТ НАД БЕЗДНОЙ Микеланджело Буонарроти 10 из 12 серий
https://www.youtube.com/watch?v=eLh1wRk1q4I

Слайд 27

Первая научная революция

Николай Кузанский;
Тихо Браге;
Коперник;
Кеплер;
Галилей;
Джордано Бруно.

Слайд 28

Ренессанс и Реформация

Протестантизм. М. Лютер, Ж. Кальвин и др.
выступали против церкви как посредницы между

человеком и богом;
против практики индульгенций и «нечистоплотности» католического духовенства;
постулировали догмат о предопределении и личном спасении;
«трудовая этика».

Слайд 30

Френсис Бэкон: путь муравья, путь паука и путь пчелы?

Слайд 31

Ренэ Декарт

Самая используемая научная идея была сформулирована им, когда он, лежа в

кровати наблюдал за полетом мухи. Что за идея?

Слайд 32

COGITO ERGO SUM

Слайд 34

«Две вещи наполняют душу …удивлением и благоговением, … - это звездное небо надо мной

и моральный закон во мне». Найти к семинару: Категорический императив

Слайд 35

«Всё действительное - разумно, всё разумное -действительно». ГЕГЕЛЬ

Слайд 38

Философия информационного общества

Информационная революция запустила процесс построения информационного общества.
Теоретики информационного общества:
Тадао

Умесао, Йошита Масуда, Элвин Тоффлер, Дэниел Белл, Франц Махлуп, Маршалл Маклюэн и другие.

Слайд 39

Теория информационного общества

Джон Кеннет Гэлбрейт
(1908-2006) выделил в истории
человеческого сообщества
три стадии:
Доиндустриальное;
Индустриальное
Постиндустриальное общество

– информационная цивилизация, в которой основой экономики становится не производство промышленных товаров (индустрия), а производство знаний и информации.
Имя файла: Исторические-типы-философии.pptx
Количество просмотров: 191
Количество скачиваний: 0