Исторические типы философии презентация

Содержание

Слайд 2

Литература
Обязательная:

Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012.

Зотов А.Ф.,Миронов В.В.,Разин А.В. Философия: учебник.

М., 2012.

Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.

Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.

Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.

Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.

1

2

3

4

5

6

Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. - М., 2010.

7

Слайд 3

1. Античная философия и ее особенности

Вопрос лекции:

1

Слайд 4

Исторические типы философии
Древний Восток:

Предфилософия народов
Месопотамии

Философия древней
Индии

Философия древнего
Китая

Слайд 5

Европейская
философия

Философия древней Греции и Рима
(VI в. до н.э.- V в. н.э.)

Философия

Средневековья (V -ХIV вв.)

Философия эпохи Возрождения (ХIV -ХVI вв.)

Философия Нового времени (ХVII -нач. ХIХ в.)

Немецкая классическая философия
(ХVIII –сер.ХIХ в.)

Диалектико-материалистическая философия
(философия марксизма ХIХ-ХХ вв.)

Современная философия (ХХ- нач. ХХI в.)

Слайд 6

Предпосылки возникновения:

экономические

Генезис античной философии


духовные


социальные


политические

4

1

3

2

Слайд 7


рост производительных сил общества (развитие земледелия,
ремесел, торговли, товарно-денежных отношений)

развитие мореплавания,

колонизация новых земель, рост
городов как центров экономической и культурной жизни


появление выдающихся мыслителей и относительная свобода
в обществе для их духовного творчества

возникновение первых государств и развитие греческой
рабовладельческой демократии
Зарождение античной философии

социально-классовая дифференциация общества

Предпосылки развития:


потребность в новом типе знания о мире, включая
природу, общество и человека

Слайд 8

Мифология
Роль философии в обществе

Религия

Возможности философии:

объясняет мир из самого себя не прибегая

к
сверхъестественным силам

поиск ответа на вопрос не кем создан мир, а из
чего все возникло и все состоит

дает системное видение, понимание и объяснение
мира при опоре на истинное знание

Слайд 9

Основные
этапы
Досократический
(Vll-V вв. до н.э.)
Сократический
(сер. V – конец lV вв. до н.э.)
Эллинистический
(конец lV –

ll вв. до н.э.)
Римский
(l в. до н.э. -V в. н.э.)

1

2

3

4

Античная философия – совокупность идей, взглядов, концепций,
выработанных философами, проживающими на территории
современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии,
Средиземноморья, эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи
РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 10

Досократический этап античной
философии

Основные философские школы:
Милетская школа
(Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен)

Школа пифагорейцев
Школа Гераклита
Эфесского
Элейская школа
(Ксенофан,

Парменид,
Зенон)
Атомисты
(Левкип, Демокрит)

1

2

4

3

5

Слайд 11


поиск исходных первоначал мира

ярко выраженный космоцентризм

материалистическое понимание и


объяснение явлений природы

появление первой формы диалектики

недискуссионный характер философии

обращение к проблемам познания

человек не выделяется из окружающего
мира, он его часть

признание существования множества богов
Основные
взгляды
Особенности досократовской философии

Слайд 12

Вода

Апейрон

Воздух

Огонь

Атом
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Гераклит
Демокрит

материализм в объяснении явлений
природы

поиск первоначал всего

сущего, из
которого все возникло и все состоит

связь философии и естествознания
Поиск первоначал мира

Слайд 13

Философы

дискуссионный характер
обсуждаемых проблем

оторванность философии
от процесса материального
производства

анализ проблем


политики, государства,
права, морали, искусства
Философия в сократовский период


особая самостоятельная прослойка общества


претензии на духовное и политическое руководство обществом и государством


профессиональные мыслители и учителя в первых учебных заведениях (академиях и ликеях)

Слайд 14

Сократовский период развития
античной философии
Философы


Протагор
Горгий
Сократ
Платон

Аристотель
Особенности взглядов

Развитие логики и риторики, необходимых
для

дискуссий и полемики

Идеалистическая трактовка бытия
(линия Платона)

Возникновение философии как науки

Разработка базовых философских
категорий (бытие, материя, познание)

Особое внимание к этической
проблематике

Доминантность проблем человека


Деятельность первых учебных заведений

Диоген Синопский

Антисфен

Аристипп

Эмпедокл

Анаксагор

Слайд 15

Философия Сократа (470-399 гг.до н.э.)

Учение о добродетели


добродетель - есть знание,

а именно делание добра со знанием


дурные действия происходят от недостатка знания


добродетели можно обучить при помощи умственного образования
Основные добродетели

умеренность (обуздание страстей)

справедливость (соблюдение законов)

храбрость (преодоление опасностей)

1

2

3


разные добродетели –это разные части знания

Слайд 16

Философия Платона (427-347 гг.до н.э.)

Этические взгляды


добро понимается как высшая цель

человеческой деятельности


государство организованное вне нравственных целей не может быть прочным


люди по разному привержены к правде, справедливости, умеренности


добро состоит не в достижении личного счастья, а в совершенствовании общества


в каждом человеке есть три части души (разумная - правители, эмоциональная - воины, чувственная - ремесленники)

Слайд 17


Учение Аристотеля о человеке

главное преимущество человека – его разум

Разум способен познавать общие

начала и на этой основе объяснять частное

дело человека –разумная деятельность, прекрасное ее выполнение

разум обусловливает действия человека, формирует его волю

1

2

3

4

понятие середины – умение выбрать надлежащий и наилучший поступок из всех имеющихся хороших вариантов

5

Слайд 18

Духовная автономия человека в кинической философии

презрение к наслаждениям, богатству, славе,
цивилизованному комфорту

духовная свобода – залог моральной силы и
достоинства в жизни

без дома, общины, государства, а
отечество – весь мир

Модель поведения

разумный, добровольный отказ от излишеств
(лучше не иметь, чем иметь)

тренировка души и тела до готовности противостоять всем невзгодам судьбы
Антисфен
Диоген Синопский
Кратет
Идеал жизни
философа

Слайд 19

Философские школы


Стоики (Зенон)
Философия Эпикура

Скептицизм
( Пиррон из Элиды)
Эклектизм
Особенности взглядов
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ
ФИЛОСОФИИ


Кризис античных моральных ценностей

Пренебрежение к государству и его
институтам

Поиск духовной опоры в самом себе

Материалистический взгляд на мир

Деятельность сократических школ

Высшее благо – счастье и удовольствие

Отрицание прежних авторитетов

Стремление к отрешению от
действительности

Слайд 20


Философские взгляды стоиков

вся природа является живой, она разумна (мыслящая)

бытие обладает направляемой разумом

закономерностью

счастье человека связано с его
близостью с природой, так как она ведет его к добродетели

судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет - тащит

1

2

3

основными человеческими добродетелями являются: благоразумие, умеренность,
мужество, справедливость

6

4

человеческий образ жизни должен быть рационально обоснованным

5

Слайд 21

Философия:

Этика

Атомистика
Философия Эпикура (342-270 гг.до н.э.)

атомы обладают самодвижением и движутся в пустоте

только ощущения истинны и адекватны действительности,
являясь основой познания и критерием истины

нельзя жить приятно не живя разумно, нравственно и
справедливо

необходимо избавляться от зла, так как оно приносит
разнообразные страдания

счастье (невозмутимость духа) достигается посредством
длительного обучения и упражнения

Слайд 22

Римский период развития
античной философии
Философы
Особенности взглядов


Сенека

Марк Аврелий Антонин

Тит Лукреций Кар

Плотин

Порфирий

Ямвлих

Прокл

Близость философии

к государственной
власти

Повышенное внимание к проблемам
человека, общества и государства

Ограниченное внимание к проблемам
природы

Слияние античной и христианской
философии

Нацеленность философии на жизнь в
согласии с собой

Преобладание идеализма над
материализмом

Повышенное внимание к проблемам
смерти и загробной жизни

Слайд 23

2. Средневековая философия как тип мышления

Вопрос лекции:

2

Слайд 24

Замкнутость на самой себе, традиционность,
повернутость в прошлое
Оторванность от реального мира,

догматизм и
назидательность
Оптимистический характер в отношении победы
добра над злом, торжества справедливости

Зарождается в Римской империи в I – V вв. н.э. на
основе раннего христианства и античной
философии
Основные
особенности

Слайд 25

Синтез двух
традиций

Бог –центр мироздания, причина всего сущего

Природа вторична по отношению

к Богу
Человек выделяется из природы и объявляется
творением Бога
В мире установлен незыблемый иерархический порядок
Христианской
Философской
Средневековая
теологическая философия

Собственно христианская традиция:

Слайд 26

Средневековая философия
Основные
черты
зависимость философии от религиозного
мировоззрения

теоцентризм – Бог центр мироздания, истина

и
причина всего сущего

схоластика как тип философии (соединение
религиозной догматики и рационального
её обоснования)

разработка нравственной проблематики, нравственных
принципов и основ духовной жизни


особое внимание к символике слов, текстов
священных писаний
развитие идеализма, сглаживание противоречий
между материализмом и идеализмом


разработка формально-логической проблематики в
интересах рационального обоснования религиозных
догматов и веры

Слайд 27

Философские взгляды Августина (354-430 гг.)


ход истории, жизнь общества – борьба

двух противопо-
ложных царств – Земного и Божественного


земное царство, воплощенное в государстве, его
учреждениях, божественное представлено
священнослужителями


в силу несовершенства и греховности людей и
удаленности их от Бога светская власть должна
быть подчинена духовной власти


короли и императоры должны выражать волю
христианской церкви и подчинятся
непосредственно папе
смирение с бедностью, властью, терпение и надежда
в жизни угодны Богу


счастье человека, как высшее блаженство, понимается как
углубление в себя, постижение божественной истины

Взгляды

Слайд 28

Религиозно-философские взгляды Ф.Аквинского
(1225/1226-1274 гг.)


вера и разум одновременно участвуют в процессе


познания факта существования Бога


если человеческий разум противоречит вере, то он
дает неистинное знание


все в мире делится на то, что можно познать
рационально и то, что разумно непознаваемо


лишь через Божественное откровение может
быть познана проблема сотворения мира
вера обладает большей достоверностью чем знания


человек по своей природе существо общественное

Взгляды


главной целью государственной власти – сохранение в
обществе мира и справедливости, способствовать тому,
чтобы подданные вели добродетельный образ жизни

Слайд 29

Логические основания доказательства существования Бога

если все в мире движется, то должна
существовать его

первооснова

все, что существует имеет свою причину,
То должна существовать первопричина
всех причин

случайность в мире зависит от необходимости,
а всеобщей необходимостью является Бог

все существующее в мире имеет различные степени совершенства, следовательно должно существовать высшее совершенство

наличие в мире разумного начала, которое направляет все к цели, придает смысл всему

1

2

3

4

5

Слайд 30

3. Философия Возрождения: основные особенности и проблематика

Вопрос лекции:

3

Слайд 31

антисхоластическая направленность, оппозиционность к церкви
(но не отрицание религии и Бога)

принципиально

новое, научно-материалистическое понимание
и объяснение природы

большой интерес к анализу проблем человека, общества
и государства

жизнеутверждающий характер и социальный оптимизм
(идеи социальной справедливости и равенства)

антропоцентризм и гуманизм (вера в безграничные силы и
возможности человека)
Черты философии Возрождения

Слайд 32

Основные
направления
Философская мысль эпохи Возрождения

гуманистическое

натурфилософское

реформационное

социально-политическое

социально-утопическое

Слайд 33

Гуманистическая философия
Д. Алигьери
Ф. Петрарка
Л. Валла


восхваляет человека и его изначально
добрую природу



отходит от трактовки человека как
божественного создания


призывал к активному действию, борьбе
по изменению мира


отвергал аскетизм и самоотрешение


возможности человека и его разума
безграничны


успехов и счастья можно добиться
опираясь на свои силы


человек должен жить не для Бога,
а для самого себя

Слайд 34


Н. Коперник
(1473-1543 )
Д. Бруно
(1548-1600 )
Г. Галилей
(1564-1642 )

Натурфилософское направление


Земля не является центром

Вселенной
(отвергается господство геоцентризма)


Солнце является лишь центром по отношению
к Земле (гелиоцентризм)


Космос бесконечен, его процессы объяснимы
и лишены священного смысла


Вселенная не имеет центра, она состоит из
галактик, число миров в ней бесконечно


Вселенная и бог одно целое, не существует
Бога отдельно от Вселенной

Слайд 35


равенство прав мужчин и женщин

жители верят в Бога, существует полная


веротерпимость


ликвидация частной собственности


равномерное распределение результатов
труда между всеми членами общества

выборность должностных лиц
(прямо или косвенно)
Томас Мор
(1448-1535)
Томмазо Кампанелла
(1568-1639)

общественный совместный характер
жизни, быта и отдыха

Утопизм (в пер. с греч. - место, которого нет) – теория, изображающая идеальный общественный строй на принципах справедливости, свободы, равенства, не осуществимый на практике


совместный обязательный труд
всех людей в интересах общества
Социально-утопическое направление

Слайд 36

4. Становление и развитие философии Нового времени

Вопрос лекции:

4

Слайд 37

Основные
черты
эпохи

формирование опытной науки в
современном ее значении

подготовка и проведение первых

буржуазных революций (Голландия, Англия, Франция)

новое понимание целей и задач познания

постановка вопроса о методологии
научного познания

ослабление духовного диктата церкви на социальные институты и процессы

научные открытия эпохи (законы классической механики, магнетизм, кровообращения и др.)

Слайд 38

Основные школы:


Английский материализм


Идеалистическая
философия


Французский
материализм


Философский рационализм

4

1

3

2
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия
Просвещения

5

Философия
энциклопедистов

6

Философия Нового

времени – совокупность философских направлений, которых объединяла общая нацеленность на познание природы и человека, выработка методологии научного познания

Русская философия

7

Слайд 39


Ф. Бэкон (1561-1626)
Т.Гоббс (1588-1679)
Дж. Локк (1632-1704)

Ж. Ламетри (1709-1751)
К. Гельвеций (1715-1771)
П.Гольбах (1723-1789)
Вольтер

(1694-1778)
Руссо (1712-1778)
Гердер (1774-1803)
Кондорсе (1743-1794)
Б.Спиноза (1632-1677)
Р.Декарт (1596-1650)
Д.Беркли (1684-1753)
Д.Юм (1711-1776)
И.Кант (1724-1804)
Г.Гегель 1770-1831)
Дидро (1713-1784)
Д.Аламбер (1717-1783)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ

Слайд 40

природа - есть единая материальная субстанция

вне природы ничто не может существовать

никакой другой самостоятельно существующей субстанции нет


природа - вечна, она находится в
постоянном движении

природа познаваема на основе
чувственного опыта, а знание – сила
Натурфилософия Нового времени
Т. Гоббс
Дж. Локк
Б.Спиноза
П.Гольбах
Ф.Бэкон

Слайд 41

знание независимо от веры, оно
основано на опыте и разуме

важнейшим источником

человеческих знаний является чувственный опыт

предметом изучения философии и
науки является природа и человек

познание начинается с ощущений и завершается в разуме

истина есть то, что верно отражает вещи в нашем мышлении

критика декартовского положения о наличии врожденных идей в разуме
Эмпиризм Нового времени
Ф.Бэкон

1

2

3

4

5

6

Слайд 42

Философский рационализм Нового времени

исходным началом философии является мышление

духовная субстанция имеет врожденные

идеи (идея Бога, числа, фигуры)

с помощью разума и метода можно логически вывести все знание о мире

основным источником и критерием истинности знания является разум
Р.Декарт

Слайд 43

ясность и отчетливость положений,
не вызывающих никаких сомнений в
их истинности

расчленение сложной

проблемы
на столько частей, сколько требуется
для лучшего ее понимания

мыслить по порядку, начиная от
вещей наиболее простых и постепенно
поднимаясь до самых сложных

не делать никаких пропусков в логических
звеньях исследования, не упускать ничего
существенного
Учение о методе Р. Декарта

Слайд 44

причиной неравенства людей является частная собственность

чрезмерное богатство порождает
праздность и

развращает нравы
Ж.Ж. Руссо
Вольтер

история не есть проявление божественной воли, а творчество самих людей

прогресс в обществе определяется распространением передовых идей и творчеством выдающихся личностей

личный интерес – движущая сила человеческого поведения

чрезмерная власть ведет к деспотизму, а чрезмерная свобода к своеволию
К.Гельвеций

Слайд 45

Философское учение Т. Гоббса о государстве

государство представляет собой
«искусственное тело»

государство есть

аппарат насилия,
оно не имеет божественного
происхождения

люди по договору поступаются своими правами, которыми пользовались в естественном состоянии, взамен на
гарантию своей безопасности

возникло на основе естественного
договора между людьми

цель государства - издавать законы, защищать свободы и собственность граждан

Имя файла: Исторические-типы-философии.pptx
Количество просмотров: 188
Количество скачиваний: 0