История и философия йоги презентация

Содержание

Слайд 2

Роль знаний о философии и истории йоги в профессии преподавателя йоги

Слайд 3

Дхармические религии

Признаки дхармических религий:
Карма
Майя (Сансара)
Брахман/Атман
Средства достижения Брахмана

Слайд 4

Карта Авраамических (розовый) и Дхармических (желтый) религий мира

Буддизм
Джайнизм
Индуизм:
Вайшнавизм
Шиваизм
Шактизм

Дхармические религии Индии

и ЮВА:

Слайд 6

Буддизм

1. Тхеравада (алт.название Хинаяна «Малая колесница»)
1.1. Сарвастивада (вайбхашика), Саутрантика, Ватсипутрия, Самматия и

др… всего около 25-30 школ.
2. Махаяна («Великая колесница»)
2.1. Японская школа (Сингон)
2.2. Школы трактатов (Мадхъямика, Йогачара)
2.3. Школы Сутр (Тяньтай/Тэндай, Нитирэн, Хуаянь/Кэгон)
2.4. Школы Дхьяны (Чань, Дзэн, Сон, Тхиен, Амидаизм, Винаи)
2.5. Ваджраяна («Алмазная колесница») тантрический буддизм, школа мантр. В том числе Тибетские школы (Ньингма, Сакья, Кагью, Гэлуг).

Слайд 7

Карта распространения Буддизма в современном мире

Слайд 8

Карта распространения Буддизма в ЮВА

Слайд 9

Джайнизм

Древняя дхармическая религия возникшая в VI-IX веках до н.э.
Джайнийские библиотеки старейшие в

Индии

Слайд 10

Индуизм

Индуизм уходит своими корнями в ведийскую, хараппскую, дравидийскую цивилизации, из-за чего его называют

древнейшей в мире религией.
Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.
Религиозные положения Индуизма: дхарма, карма, сансара, майя, мокша и йога.

Слайд 11

Периодизация истории Индии

Древняя Индия – Период Индийской (Хараппской) цивилизации (III тыс. – XVII

в. до н.э.)
Ведийский период - приход арийских племен (XIII – VI вв. до н.э.)
Буддийский период (V-III вв. до н.э.)
Классическая эпоха (II в. до н.э. по VI в.) – Государство Гуптов
Средние века (период господства мусульман и англичан)
Современная история

Слайд 12

Устройство общества ведического периода

Предполагается, что эти сословия выкристаллизовались в обществе ариев на протяжении эпохи

«Ригведы»
(1700—1100 гг. до н.э.)
в результате контакта развитой племенной сословной структуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета.

Слайд 13

Устройство общества ведического периода

Дваждырожденные:
Брахманы
Кшатрии
Вайшьи
Шудры (чистые шудры-аграрники, низшие шудры-ремесленники, цирюльники, музыканты)
Неприкасаемые (далиты-угнетенные (кожевники, прачки…))

Слайд 14

Индуизм опирается на следующие тексты

Классификация текстов

Шрути
(услышанное от богов)

Веды
(Ригведа, Яджурведа (черная и

белая), Самаведа, Адхарваведа)

Брахманы и Араньяки (комментарии к Ведам)

Упанишады
(108 канонических упанишад)

Смрити
(записанное)

Пураны
(Рамаяна, Махабхарата)

Агамы, сутры

Самхиты

Слайд 15

Философия Индуизма. Даршаны(способы понимания Вед или ортодоксальные школы):

.
ЙОГА (Описание практических методов для достижения освобождения.

Йога сутры Патанджали)
НЬЯЯ (Ньяя сутры. Освобождение через обретение истинного знания. Основана на логике. Четыре источника знания: восприятие (пратьякша), умозаключение (анумана), сравнение (упамана), и слово авторитета или доказательства (шабда)) Основатель риши Гаутама. Посредством логики Атман осознает себя не телом и сознанием и достигает мокши.
ВАЙШЕШИКА (Все есть определенный тип атомов. Брахман-сила дающая им сознание) Риши Канада. Вайшешика сутры. В чем то схожи с Ньяей.
МИМАНСА (Исследование(пер.., взгляд на Веды через ритуалы. Не ставит своей целью освобождение. С помощью ритуалов достигается взаимодействие с Богами и попадания в райские миры).
ВЕДАНТА (завершение Вед. Сосредоточение на мокше.Араньяки и Упанишады главные тексты. Адвайта Веданта(основное направление, говорит о единстве Брахмана и Атмана. Гаудапада и Шанкарачарья основатели. Мира иллюзорен, реален только Брахман. Достигается через Джняна-йогу.) Двайта Веданта(дуализм в Веданте, основатель Мадхава. Брахман – независимая реальность, все существа зависимы от Брахмана. Реализация через Бхакти-Йогу). Вишишта-Адвайта Веданта. Недвойственный дуализм. Осн. Рамануджа. Признавая тождественность инд.души и Брахмана, говорят о неилюззорности мира. Мир это творческая энергия Брахмана).

Слайд 16

Философия Индуизма. Даршаны(способы понимания Вед или ортодоксальные школы):

.
6. САНКХЪЯ - счет, исчисление. Показывает устройство

и элементы мироздания. Основатель риши Капила.
Классическая санкхъя.
Основной текст Санкхъя-карика, автор Ишваракришна(5 век н.э.)
Дуалистическая модель.
Пуруша(дух) и Пракрити(природа).
Пуруша с помощью тела и сознания погружается в Пракрити, утрачивая при этом самоидентификацию самого себя как Пуруши.
Индивидуальных Пуруш бесконечное множество и они освобождаются , осознав свою независимость от Пракрити.

Слайд 17

САНКХЪЯ

.
В более позднее время Санкхъя трансформируется в не двойственную модель, когда начинает считаться,

что и Пуруша и Пракрити берут свое начало в Парабрахмане.
Цель Санкхъи - освобождение от страдания.
Страдания трех видов:
-От себя - болезни и другие проблемы тела, а также ментальные страдания от неудовлетворенных желаний и от событий.
-От других живых существ.
-От стихий.

Слайд 18

ТАТТВЫ:

.
25 Таттв( количество может отличаться в разных школах и текстах)
1.Пуруша- дух,наблюдатель,Атман.
2.Пракрити- природа, материя.
3.

Буддхи -разум, интеллект.
4. Ахамкара- я есть, эго.
5.Манас- рефлекторный ум.
6. Уши.
7.Кожа.
8. Глаза.
9.Язык.
10. Нос.
11. Руки.
12. Ноги.
13. Голосовой аппарат.
14. Половые органы.
15. Выделительная система.
16. Танматра звука- шабда.
17. Танматра осязания- спарша.
18. Танматра цвета и формы- рупа.
19. Танматра вкуса- Раса-танматра.
20.Танматра запаха- гандха танматра.
21. Акаша- эфир.
22.Вайю- воздух.
23. Агни- огонь.
24.Джала- вода.
25. Притхви -земля.

Слайд 19

САНКХЪЯ

.
Пуруша погружается в Пракрити, сам не обладает качествами(ниргуна), а Пракрити как игровое поле

для Пуруши ими обладает(сагуна).
Качества или свойства Пракрити
- Тамас- качество инерции( в сознании прослеживается как лень, тупость, не знание).
-Раджас- качество движения, действия, динамика.(страсть, энергичность).
-Саттва- равновесие.

Слайд 20

ПРАНА

.
Прана — жизненная энергия. Именно благодаря Пране, Антахкарана (Буддхи, Ахамкара и Манас) взаимодействует

с джняна-индриями (органами восприятия) и карма-индриями (органами действия). Посредством Праны, грубое физическое тело состоящие из 5 Махабхут (Акаша-эфир, Вайу-воздух, Агни-огонь, Джала-вода и Притхиви-земля), становится живым, управляемым организмом. Когда Прана уходит из тела, оно распадается на элементы из которых было создано.

Слайд 21

СУКШМА-ШАРИРА

.
Таким образом, Прана является связующим звеном тонкого тела (Сукшма-шарира) с грубым материальным телом

(Стхула-шарира). Тонкое тело состоит из тонкой материи, которую составляют танматры и включает в себя Антахкарану (Буддхи, Ахамкара и Манас).

Слайд 22

ПАНЧКОША (пять оболочек)

В Тайттирийа Упанишаде описывается система пяти оболчек — Панчакоша.
Аннамайа коша. 
Физическое

грубое тело (Стхула-шарира). Так-же его называют телом состоящем из пищи. Соответствует грубому телу Санкхья-карики. Пранамайа коша. 
Праническое тело. Тот самый энергетический компонент, посредством которого тонкое тело (Сукшма-шарира) входит в грубое тело и контролирует его. Соответствует учению о Пране в Санкхья-карике.
Маномайа коша. 
Тело рефлекторного ума (Манаса). Соответствует этой части тонкого тела в Санкхья-карике.
Виджнянамайа коша. 
Тело познания. Соответствует Буддхи и Ахамкаре тонкого тела Санкхья-карики.
Анандамайа коша. Тело блаженства. Соответствует Пуруше, который использует тонкое тело для получения опыта посредством грубого тела.

Слайд 23

Йога сутры Патанджали

Базовый текст Индийской философской школы йоги.
Датируют II веком до н.э.

или IV или V веком н.э.
Состоит из 4 разделов и 196 сутр.
Глава 1 «О сосредоточении» (самадхи пада)
Глава 2. «О способах осуществления» (садхана-пада)
Глава 3. «О совершенных способностях» (вибхути-пада)
Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада)

Слайд 24

Определение ЙОГИ

«Читта вритти ниродхах» – Не рождение колебаний (вритти) сознания (читта).
Манас (воспринимающий, обрабатывающий

поступающую от индрий (органы чувств) информацию ум)
Ахамкара (чувство «Я», «Я есть»)
Будхи (Высшие психические процессы – интеллект, интуиция)

Слайд 25

Виды ВРИТТИ

правильные идеи (прамана); 
ложные идеи (випарьяя);
фантазии (викальпа); 
идеи, приходящие во время сна (нидра); 
воспоминания (смрити).

Слайд 26

КЛЕШИ

Клеши – аффекты сознания. Причины воплощения.
Авидья – не знание собственной природы Атмана.
Асмита –

ложное отождествление с формой.
Рага – стремление к приятному.
Двеша – избегание неприятного.
Абхинивеша – страх смерти.

Слайд 27

Самскара – повторяющееся действие создающее предпосылку к его повторению.

Васана – это отпечаток

от какой либо самскары ждущей своего времени и определенных обстоятельств, при наступлении которых васана становиться самскарой. (васана – потенция к действию, самскара – само повторяющееся действие)

Рага и Двеша у каждого своя в соответствии с собственными самскарами.

Слайд 28

Аштанга йога

Яма
Нияма
Асана
Пранаяма
Пратьяхара
Дхарана
Дхьяна
Самадхи

Слайд 29

Нияма

Шауча
Тапас
Сантоша
Свадхьяя
Ишвара Пранидхана

Яма

Ахимса
Сатья
Астейя
Апариграха
Брахмачарья

Слайд 30

Асана.

Стхирам Сукхам Асанам
Комфортное положение тела в неподвижности.
Считается, что речь о медитативных асанах идет-падмасана,

сиддхасана.
Словом асана также называют столик, на котором сидит Гуру, в этом аспекте существует объяснение, что Асана- это сиденье для Атмана, то есть необходимо сделать тело таким,чтобы духу было комфортно в нем находиться.

Слайд 31

Пранаяма.

Сдерживание вдохов и выдохов в состоянии комфортной неподвижности(асана) есть Пранаяма.
Контроль жизненной силы.
В Йога

сутрах нет подробного описания Пранаям как техник, описывается уже результат.
Без прохождения пранаямы просто сидеть с закрытыми глазами бесполезно.
Не путать Пранаяму с дыхательными техниками.

Слайд 32

Пратьяхара.

Не связываясь со своими объектами Индрии следуют за умом.
Обычно все как раз наоборот.
Это

не какая то техника, это уже определенное достижение, в результате пранаямы ум становится более сильным и подчиняет индрии.
То есть это состояние постоянное , обыденное, оно не исчезает после практики.

Слайд 33

Дхарана.

В современной йоге часто переводится как концентрация, но более точный термин – удержание

внимания.
Субъект-процесс удержания внимания-объект.
Когда внимание становится способным удерживаться на объекте определенное количество времени, происходит познание объекта или по-другому слияние субъекта и объекта
Успешная дхарана приводит к спонтанной Дхъяне.

Слайд 34

Дхъяна.

С санскрита можно перевести как средство для передвижения для пробужденного ума.
Сейчас часто можно

встретить трактовку дхъяны как созерцание, но этот термин не точен.
Исходя из первого перевода мы можем сказать, что с помощью пранаямы-пратьяхары-дхараны наш ум пробуждается и он может устремиться за пределы ограничений тела.
В тибетском буддизме дхъяны классифицируются от 1 до 8, каждая из которых имеет свои характеристики.
Например 1 дхъяна это спонтанно возникающая во время практики дхараны ананда-блаженство.
Саадхак наслаждается им, пока не находит в себе силы и желания продолжать практику, тогда он может перейти к 2й дхъяне, которая, помимо ананды дает чувство отсутствия тела, раскрытие внутренних пространств разного цвета, ясность(отсутсвие внутреннего диалога).

Слайд 35

Самадхи.

Успешная , длительная дхъяна может привести к Самадхи.
Самадхи- состояние вне описаний, так как

находится вне ограничений тела и чувств, потому языком людей описать ее невозможно, только прямое переживание.
В тексте приводятся различные виды самадхи. Основное деление на самадхи с опорой для Я (савикальпа,савитарка) и самадхи без опоры (нирвикальпа, нирвитарка).
Но в целом до них есть еще низовые самадхи- например джада(темное) самадхи или состояние подобное анабиозу. Вы имеете все признаки самадхи- прекращение сердцебиения и дыхания на неопределенный срок, однако при выходе из этого состояния нет воспоминаний о том, что с вами было.
В любом случае ни о каком самадхи не может быть и речи, если вы не умеете сознательно, волевым усилием останавливать сердце.
Также самадхи не является конечным результатом практики йоги, это только начало настоящей йоги и для качественной трансформации йогину необходимо пройти много тысяч самадхи.

Слайд 36

Сиддхи.

Совершенства достигаются йогином в результате абхъясы и являются знаками на пути.
Сиддхи это взлом

системы Сансары, Пракрити, Природы.
Самъяма на различные Силы(в том числе первоэлементы)дарует различного вида Сиддхи.
Существую большие и малые Сиддхи.
Большие Сиддхи:
-Самъяма на прошлое, настоящее и будущее дарует знание прошлого и будущего.
-Самъяма на смысл звуков и стоящего за ними намерения дарует понимание любого языка.
-Самъяма на собственные самскары дарует знание прошлых жизней.
-Самъяма на внешней форме тела дарует возможность покидать физическое тело.
-Самъяма на действиях, выполняемых бытро или медленно или на дурных предзнаменованиях дарует познание смерти.

Слайд 37

Сиддхи.

Самъяма на связи тела и сознания дарует йогическую силу(всемогущество).
Самъяма на Солнце дарует знание

пространства.
Самъяма на Луне дарует знание расположения звезд.
Самъяма на покое дарует знание движения.
Самъяма на центре Вселененой дарует знание о вселенной.
Самъяма на пространстве в горле дарует свободу от жажды и голода.
Удержание Курма-вайю в неподвижности 24 минут дарует знание неподвижности остановка сердца).
Достигший совершенства в неподвижности наблюдает божественный свет в голове.
Самъяма на сердце ведет к познанию ума.
Устранив причину связанности можно вселятся в другое тело.

Слайд 38

Сиддхи.

Самъяма на удана-вайю дает возможность двигаться над водой, грязью,шипами не касаясь их.
Контроль над

Самана-вайю вызывает горение.(способность выходя всамадхи усилием воли воспламенить свое физическое тело).
Самъяма на слух и акашу(эфир) дарует божественный слух.
Самъяма на связь тела и акаши дарует способность перемещаться в акаше(летать).
Самъяма на скрытой сущности связи между грубой и тонкой природой дает власть над элементами.
Тогда проявляется Анима и другие Сиддхи.

Слайд 39

Сиддхи.

Анима- способность становиться маленьким как атом.
Лагхима- левитация, сверхлегкость.
Махима- бесконечно большим.
Прапти- расширение, вездесущность.
Пракамья- осуществление

желаний.
Вашитва- управление стихиями.
Ишитритва- управление творением посредством воли.

Слайд 40

Сиддхи.

В результате обретается Ваджра-кайя- Алмазное тело, которое может мгновенно перемещаться подобно уму, не

зная границ.
Выйдя за рамки законов природы Йогин обретает всеведение.
Следствие бесстрастия даже по отношению к обретенным совершенствам есть Кайвалья.
Но пока йогин , безразличный к своему могуществу не отрешится и от этой отрешенности, кайвальи не достигает.
Отрешенность от отрешенность дарует Вивеку-различающее знание.
Нечто абсолютно отличное от всех объектов, выводящее за пределы и не имеющее продолжения-таково знание, порождаемое Вивекой.
Уогда обретается чистота, равная чистоте запредельной всему сознательной Таттвы,лостигается Кайвалья.(отождествление себя с Парабрахманом).

Слайд 41

Индуизм Вайшнавизм

К 16 веку выделилось 4 традиции (сампрадаи):
Шри - сампрадая
Мадхва - сампрадая
Нимбарка - сампрадая
Валлалабха

- сампрадая
также выделяют Кришнаизм и Рамаизм

Слайд 42

Шиваизм

Пашупата-шиваизм
Шайва Сиддханта (сиддхантизм)
Кашмирский Шиваизм
Сиддха-сиддханта
Шива-адвайта
Вирашиваизм
Капалика
Агхори

Слайд 43

Пашупата-шиваизм

Древнейшая известная секта шиваитских монахов-аскетов. Бхакты Шивы. Выделяют роль Шивы как высшей причины

и личностного управителя души и мира. Освобожденная душа сохраняет индивидуальность в своем состоянии полного единения с Богом. Конечное слияние уподобляется исчезновению звезд на небе. Сегодня пашупаты, монахи-отшельники, живут в северной Индии и Непале и имеют последователей повсеместно.

Слайд 44

Шиваизм Шайва Сиддханта (сиддхантизм)

Умеренно теистическая, крайне монистическая школа, известная также как пратьябхиджня-даршана, объясняет сотворение

души и мира излучением богом Шивой своего динамического первоимпульса. Как «Я» всего сущего, Шива является имманентным и трансцендентным, реальным, но абстрактным Творцом-Хранителем-Разрушителем. Кашмирский шиваизм, который особенно подчёркивает необходимость признания человеком уже существующего единства с Шивой, является самой последовательно монистической из всех шести школ. Он возник в девятом веке в северной Индии.

Кашмирский Шиваизм

Древняя и широко практикуемая сегодня школа шиваитского индуизма с миллионами последователей. Сегодня ассоциируется с южноиндийской и тамильской формой. Термин шайва-сиддханта означает «последние или признанные выводы шиваизма». Содержится в двадцати восьми Шайва-агамах. 

Слайд 45

Шиваизм Сиддха-сиддханта (натха)

От Шивы передана Матсьендранатху, затем Горакшанатху. Систематизировала и создала всю Хатха-Йогу.

Слайд 46

Шиваизм Шива-адвайта

Основана Шрикантхой 500-200 г.гю до н.э. основной текст «Брахма-сутра-бхашья»

Шиваизм
Вирашиваизм (лингаята)

Шри Джагадгуру Др. Чандрашекхар

Шивачарья Махасвамиджи (Вирашиваит)

Родина штат Карнатака. Героические(вира) шиваиты носящие лингу.

Слайд 47

Шиваизм Капалики

Древнее тантрическое шиваистское направление. Капалики- носящие черепа(единственным имуществом была чаша из черепа). Поклоняются Шиве в

его наиболее грозных обличьях Капалешвары, Бхайравы, Махакалы. Занимаются подготовкой тела к кремации.

Слайд 48

Шиваизм Агхори

Аскетическая религиозная школа, отколовшаяся от капалики в XIVв. Агхори поклоняются Шиве и при этом, в

отличие от других садху, практикуют ритуальный каннибализм, употребляют алкоголь, используют человеческие черепа в различных ритуалах, медитируют на смашанах. Агхора- означает чистеший, один из 5 ликов Шивы. В настоящее время есть два ашрама агхори в Варанаси,однако сильно искажено это течение.

Слайд 49

Индуизм Шактизм

Основан на поклонении Шакти или Дэви – женской богине матери, как изначальной форме

Бога. Характеризуется сильной склонностью к мистицизму.

Слайд 50

Эксперименты с ртутью Кая кальпа Рассаяна Тантра

Раннее средневековье. Капалики.

Слайд 51

Натха сампрадая и средневековая Хатха-Йога

Натха сампрадая. Легенда о Матсьендранатхе.

Слайд 52

Натхи

В культе Натхов 12 разветвлений - ПАНТХОВ. Придерживаются различных подходов йоги и тантры.

Традиция славится мастерами, достигшими сверхъестественных способностей.
84 натха-йогина, 9 из них формы разных богов. (Адинатх — Джйоти-сварупа, Матсьендранатх — Матсья-сварупа, Горакшанатх — Шива, Гаджакантхарнатх — Ганеша, Чаурангинатх — Чандра, Сантошнатх — Вишну, Сатьянатх — Брахма, Удаянатх — Парвати, Ачалачамбхенатх — Ананташеша.)
Тексты натхов. Самые известные – Хатха-йога прадипика, Гхеранда-самхита, Шива-самхита и др…

Слайд 53

Тантризм(каула)

Действительно в тантрических учениях достаточно большое место занимают практики, связанные с ритуальным сексом,

однако цель его было в трансформации семени в высшие формы шакти(энергии) и в целом цель таких ритуалов не в удовлетворении плотских желаний, а в использовании их как трамплина в познании Духа.
В отношении ортодоксальных школ Веданты, в том числе и Йоге по Патанджали, средневековая тантра избирала следующие варианты взаимодействия:
1.Синхронизации или Дакшиначара- тантра правой руки.
2.Компромисс или Мишрачара- смешанный путь.
3. Антагонизм или Вамачара- тантра Левой руки.

Слайд 54

Тантризм.

В тантре реальность признается реальностью, а не иллюзорным миром. Мир это проявление Шакти,

энергии матери Богини.
(Инклюзивная недвойственность).
В связи с этим и тело, чувства и связанные с ними наслаждения (бхога) рассматриваются как благо и рабочие инструменты, а не как препятствия в йоге.
Кула(каула) или Шакти и Акула или Шива.
«Повелительница Кулы наслаждение делает йогой, падшего делает праведным, а сансару- спасающей».

Слайд 59

Хатха-йога прадипика

Датируется XV веком
Автором считается Свами Сватмарама, последователь Горакшанатха, основателя Натха-сампрадайи.
Глава 1. «Асана» (описывает родословную

преемственности, асаны и рекомендации по питанию, ямы, ниямы)
Глава 2. «Шаткарма и Пранаяма»
Глава 3. «Мудра и Бандха» (рассказывает о мудрах, бандхах, нади, кундалини)
Глава 4 «Самадхи» (описывает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи)

Слайд 60

Асана.

В первой главе сразу же упоминаются Адинатх, Матсьендранатх и Горакшанатх и что Сватмарама

был их учеником.(кроме них упоминаются еще 31 бессмертный натхайогин- сиддха).
Говорится о том, что йога действенна пока скрыта, даются рекомендации жизни йогина(уединенно в небольшом доме в подходящем месте, без опасностей связанных со стихиями, в полном добродетели государстве, где без труда можно получать милостыню.
Описывается место для практики(без окон,без щелей, вымазанная коровьм навозом и тд.

Слайд 61

Асана.

6 причин , разрушающих йогу:
Переедание
Перенапряжение
Болтливость.
Излишняя религиозность
Пребывание в компании обычных людей
Неустойчивость

Слайд 62

Асана.

Сказано что практикующий асаны добивается устойчивости тела и ума. Избавляясь от всех болезней,он

достигает абсолютного согласования ума с частями тела.
Асаны: свастикасана, гомукхасана,вирасана, курмасана, куккутасана, уттанакурмасана,дханурасана, матсьендрасана, пашчиоттанасана,маюрасана, шавасана, сиддхасана, падмасана, симхасана, бхадрасана.(15)
Также в 1-й главе упоминается Митахара-йогический образ жизни.
Рекомендации по питанию и так далее.

Слайд 63

Пранаяма.

В начале главы поясняется, что после того как успех в асанах достигнут, можно

под руководством Гуру приступать к пранаяме.
Пока вайю движется в 72000 нади ум активен, взяв под контроль вайю- ум берется под контроль.
Перечисляются следующие виды пранаям:
-Нади шодхана. - Шитали -Плавини
-Сурьябхедана - Бхастрика -Кумбхака(сахита,кевала)
-Уджайи - Бхрамари
-Ситкари - Мурчха

Слайд 64

Мудры.

Упоминается, что целью является пробуждение и подъем Кундалини-шакти через сушумну, чакры и грантхи.
Перечисляются

10 мудр, с помощью которых этого добиваются:
Махамудра, махабандха, махаведха, кхечари, уддияна, джалландхара бандхи,Випарита карани, Ваджроли, Шакти Чалини.

Слайд 65

Кечари мудра

Слайд 66

Самадхи.

Как соль растворяется в воде так и ум с атмой сливается в самадхи.
Когда

движение праны полностью прекращается,ум поглощается самим собой и достигается самадхи.
Описываются сушумна нади, лайя-растворение, мокша-освобождение, шамбхави мудра, джьоти- световые являения, состояние унмани, турия- четвертое состояние. Йони-мудра.
Описываются эффекты пронзания трех грантх.(Брахма грантхи-голова, Вишну-грантхи-узел сердца-хридайя, Рудра грантхи-муладхара).
Также есть детальное описание Нада- внутренний звук-океан-раскаты грома и барабаны, раковина-гонг-звук рога- колокольный звон.

Слайд 67

Классификация йоги

Бхакти
Карма
Раджа
Хатха
Джняна
Мантра

Традиционная парампара
Фитнесс йога
Йогатерапия

Слайд 68

Парампара

ГУРУ

шишья

шишья

шишья

Шишья - ГУРУ

шишья

шишья

шишья

Слайд 69

Парампара Крийя йоги

Бабаджи Махарадж

Шри Лахири Махасайя
(Шьяма Чаран Лахири)
(1828-1895)

Свами Шри Юктешвар Гири


(1855-1936)

Парамаханса Йогананда
(1893-1952)

Тинкори Лахири (1870-1937)

Сатья Чаран Лахири

Шри Шайлендра Шарма
(1957)

Слайд 70

Основные течения йоги в XX и XXI веке

Кришнамачарья
Патабхи Джойс
Айенгар
Шиванада
Дхирендра Брахмачарья
Свами Сатьянанда Сарасвати.
Нью Эйдж

и современные стили.

Слайд 71

Ш.К. Паттабхи Джойс (1915-2009)

БКС Айенгар (1918-2014)

Гита Айенгар (1944)

ТКВ Десикачар (1938-2016)

Шри Тирумалай Кришнамачарья (1888-1989)

Индра Дэви
(Е.В. Петерсон) (1899-2002)

А.Г. Мохан

(1945)

Шриватса Рамасвами (1939)

Шарат Рангасвами Джойс (1971)

Прашант Айенгар (1973)

Слайд 72

Йога Айенгара

Слайд 73

Аштанга Виньяса Йога

Слайд 74

Шри Махариши Картикейя (?-1953)

С. Дхирендра Брахмачари (1925-1994)

Рейнхард Гоммендхалер (1953)

Бал Мукунд Сингх (1952)

Слайд 75

Свами Шивананда Сарасвати (1887-1963)

Написал 296 книг, среди них:
«Кундалини йога»
«Концентрация и медитация»
«Что происходит с душой

после смерти»

Слайд 76

Свами Сатьянанда Сарасвати (1923-2009)

Ученик Свами Шивананды
Основал Бихарскую школу йоги в 1964году

Приемники:
Ниранджанананда Сарасвати
и
Свами

Сатьясангананда Сарасвати (Свами Сатсанги)

Слайд 77

Нью эйдж и современные стили йоги

Кундалини йога
Бикрам
Дживанмукти
Йога теней
Yoga Synergy
Точного выравнивания

Слайд 78

Кундалини йога

Система упражнений, призванная
поднять энергию кундалини из
основания позвоночника с
помощью регулярной практики медитации, пранаям, комплексов асан и пения мантр.

Слайд 79

Йоги Бхаджан 26.08.1929г. – 06.10.2004г.

В середине 1960-х годов стал инструктором в Ашраме Вишвайатан в Нью-Дели, под

руководством Дхирендры Брахмачари.
В 1969 г. эмигрировал в Канаду. В том же году перебрался в Лос-Анджелес.
В 1969 г. Создал организацию 3НО (Здоровые, Счастливые, Благословенные).
В 1972 г. Открыл наркологический центр «3НО СуперЗдоровье».
В 1994 г. Организация 3НО стала членом Совета ООН, как неправительственная организация в качестве консультанта.
В 1989 году Йоги Бхаджан встречался в СССР с Михаилом Горбачевым.

Слайд 80

Бикрам йога

Комплекс упражнений выполняемых в нагретом помещении
Основатель Бикрам Чоудхури
Начальный класс бикрам-йоги включает последовательность

из 26 асан хатха-йоги и двух дыхательных упражнений, которые выполняются в нагретом помещении (38-40 °С) при определенной влажности (40-50 %) в течение 1,5 часов. 
В России первый класс открылся в 2009г.

Слайд 81

Дживамукти йога

Означает «душа, освобождённая при жизни».
Западное направление йоги, в основе которого практика виньяс, изучение

священных текстов, нада-йога, бхакти-йога, пение мантр и медитация.
Основатели Дэвид Лайф и Шэрон Гэннон.
Первая школа открылась 1989 г. в Нью-Йорке.

Слайд 82

Йога теней

Синтез классической хатха-йоги, цигун, восточных единоборств и традиционных индийских танцев.
Основатель Шандор Ремете родился в

1943 году в Венгрии. Азам йоги его обучал отец с 6 лет. Переехал в Австралию, где изучал боевые искусства кэндзюцу и шаолиньцюань.
Воевал во Вьетнаме.
Обучался у БКС Айенгара, затем у последователей Паттабхи Джойса, учился у мастеров аюрведы, системы мармастаана, натья йоги и цигун, танцоров бараттанатья и каттакали.

Слайд 83

Yoga Synergy

Основана в 1984 году Саймоном Боргом Оливером в Австралии, Сиднее. Саймон физиотерапевт,

биолог. Обучался у БКС Айенгара и Шри Паттабхи Джойса в начале 80-х. Суть методики в адаптации техник хатха-йоги под «современного» «человека сидящего».

Слайд 84

Йога точного выравнивания

Основатель Херт Ван Люэн (Нидерланды).
Появилась в середине 80-х.
За основу взята

йога БКС Айенгара и йогатерапия.
Все упражнения выполняются со специальными приспособлениями, которые разработал и придумал сам автор.

Слайд 85

Йога на территории СССР

Универсальная йога
Йога 23
Йога Бойко

Слайд 86

Универсальная йога

Основатель Андрей Лаппа преподает с 1987 г. (Киев)
Первый русский ученик Ш.П.Джойса. Обучался

у БКС Айенгара, в ашраме Шивананды и у других мастеров йоги.

Слайд 87

Йога 23

Основана в 2003 г. (Киев)
Основатель Андрей Сидерский родился 22.12.1960г.

Имя файла: История-и-философия-йоги.pptx
Количество просмотров: 6
Количество скачиваний: 0