Казахская философия презентация

Содержание

Слайд 2

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ:

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ:

Слайд 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ ФИЛОСОФИИ: Казахская философия, как и всякая мировая,

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОЙ ФИЛОСОФИИ:

Казахская философия, как и всякая мировая, начинается с

мифологической предфилософии, которая своими корнями уходит вглубь веков, во 2-1 тыс. до н.э.
Космоцентризм, обусловленный кочевничеством, который является универсальной формой взаимодействия человека и природы, открытость миру.
Кочевой тип культуры выражен во всех уровнях жизни человека. Полная зависимость кочевника от природы предопределила собой обожествление, олицетворение им грозных стихийных сил и явлений
Казахская философия, особенно на ранних этапах развития была синкретична («синкретизм» - «взаимопроникновение»). Это проявлялось в том, что философия казахов причудливо сочетала в себе направления мысли, идеи разных, нередко взаимоисключающих мировоззренческих принципов.
Слайд 4

В течение значительного периода времени казахская философия и социальная мысль

В течение значительного периода времени казахская философия и социальная мысль находили

свое выражение в лоне вербальных форм культуры
Средние века, в период проникновения на территорию Казахстана ислама, в мировоззрение казахов проникают арабские воззрения.
В более поздний период (18-19 в.) в устном народном творчестве преобладает традиция наивно-реалистического и стихийно-материалистического понимания мира, основанного на данных здравого смысла и неосознанного применения законов формальной логики.
Период когда возникает авторская философия -19 век.
Слайд 5

Слайд 6

ФИЛОСОФИЯ КАЗАХСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Во второй половине XIX века в Казахстане

ФИЛОСОФИЯ КАЗАХСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Во второй половине XIX века в Казахстане возникла

и получила развитие философия Просвещения –
Ч. Валиханов, И. Алтынсарин,
А. Кунанбаев.
Особенность: трактовка субстанции мира и человека как разума, разумного начала. Впервые человек рассматривается как единство общего и частного, общественных и личных интересов
Слайд 7

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ (1835-1865) Основатель казахского просвещения , выдающийся представитель демократической

ЧОКАН ВАЛИХАНОВ (1835-1865)

Основатель казахского просвещения , выдающийся представитель демократической культуры, ученый-энциклопедист,

востоковед, путешественник, публицист и общественный деятель. В целом философия мыслителя была направлена на обоснование принципов идей Просвещения.
Основные произведения: «Тенгри», «Следы шаманства у киргизов,», «О мусульманстве в степи», «Записки о судебной реформе» и мн.др.
Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Ч. ВАЛИХАНОВА Материалистические идеи: отстаивает взгляды

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Ч. ВАЛИХАНОВА

Материалистические идеи: отстаивает взгляды о материальности

вселенной, природы, о естественности ее явлений.
Внешний мир существует вне человеческого сознания. Сознание, есть не что иное, как отражение в голове человека окружающей его действительности.
проблему бытия общества понимает с позиции натурализма и географического детерминизма;
человек есть природно-духовное существо, на формирование которого большое влияние оказывает социальная среда.
Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Ч. ВАЛИХАНОВА: Философия политики и права Политика -

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Ч. ВАЛИХАНОВА:

Философия политики и права
Политика - это, прежде всего

власть и способы ее устройства. Всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Только та власть может рассматриваться в качестве политики, которая заботиться о способах своего устройства.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе общения его с другими людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретно сложившейся ситуации.
Был категорическим противником непродуманного распространения юридических законов одного народа на другие без учета особенностей их жизненных условий и обстоятельств. Призывал сохранить суд биев.
Слайд 10

Критика духовенства и антиклерикализм: Благодаря ханжеству, лицемерию, изуверству и фанатизму

Критика духовенства и антиклерикализм:
Благодаря ханжеству, лицемерию, изуверству и фанатизму азиатское

духовенство не только приостановило, но и обусловило собой регресс в развитии восточной культуры, препятствовало распространению истинных знаний, подлинного образования.
Проблема шаманства
Шаманство - религия, тесно связанная с кочевым бытом, а, следовательно, и порождаемая им. Исконной религией казахов считает шаманизм.
Шаманские верования связаны с олицетворением сил природы и обожествлением духа предков
Одной из главных причин возникновения шаманизма является любовь человека к природе, которая пробуждала в людях чувство родства и желание познать удивительные явления мира
Слайд 11

ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН (1842-1889) - один из выдающихся представителей просвещения, демократ,

ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН (1842-1889)

- один из выдающихся представителей просвещения, демократ, педагог-новатор, писатель.

Основные произведения: «Казахская хрестоматия», «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства» и др.
Слайд 12

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Идеи просвещения: Просвещение лежит в основе прогресса всех

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Идеи просвещения:
Просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни.

Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество
Деизм:
Не признавая Бога в качестве силы, властвующей над миром, он признавал его как создателя и творца всего сущего
Слайд 13

АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904) - великий поэт, демократ-мыслитель, композитор. Основное произведение:

АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904)

- великий поэт, демократ-мыслитель, композитор.
Основное произведение: «Книга слов» («Слова

назидания»). Его творческое наследие состоит из множества стихов, поэм, философской прозы, переводов и песенных мелодий. Основоположник казахской письменной литературы.
Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Нравственно-этические проблемы- центральный вопрос философии Абая: основная мысль

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Нравственно-этические проблемы- центральный вопрос философии Абая: основная мысль этической концепции:

«Будь человеком» («Адам бол»). Высший показатель человеческого гуманизма и его предназначения на земле - делать добро, стремиться к красоте, использовать в процессе жизни свой творческий потенциал. Человек - хозяин и создатель своей судьбы.
Каждый определяет свою судьбу сам, но отдельное существование невозможно без всеобщего сосуществования. Все судьбы взаимозависимы и взаимопереплетены, и поэтому, определяя свою собственную судьбу, каждый должен считаться с интересами окружающих, иначе принесет зло и себе, и другим.
Только ответственность за судьбу человека делает человека человеком.
Слайд 15

Критика мусульманского духовенства и ислама: Вскрывает аморализм мусульманских суфиев, называя

Критика мусульманского духовенства и ислама:
Вскрывает аморализм мусульманских суфиев, называя их

«лицемерной сатаной в образе человека», мулл и ишанов - «лженаучными», а все мусульманское духовенство в целом -невеждами из невежд, совратителями людей с пути истины, знаний и добра
Слайд 16

Философское учение Ш. Кудайбердиева (1858 – 1931) Философ-мыслитель, ученый-историк, поэт,

Философское учение Ш. Кудайбердиева (1858 – 1931)
Философ-мыслитель, ученый-историк, поэт, композитор. Как

духовный наследник Абая Кунанбаева , отдавал предпочтение философской антропологии
Основные произведения: «Три истины», «Зеркало казахов», «Каноны мусульманства», «Записки забытого», «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Калкаман-мамыр», «Енлик-кебек»
Слайд 17

ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ - ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ Ш.КУДАЙБЕРДИЕВА: Смысл

ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ - ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ Ш.КУДАЙБЕРДИЕВА:

Смысл жизни человека-

в его стремлении соответствовать гордому званию человека как разумного существа, совершенствовать в себе нравственные начала. Человек способен исправить свою природу, избавиться от своих пороков.
Самым высшим признаком нравственного совершенства человека считает совесть, которую он преподносит как третью истину, называя первой и второй истиной соответственно материалистическое мировоззрение и теологическое миропонимание. Совесть - желание и первейшая потребность никогда неисчезающей, бессмертной души.
В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться «ученые головы». Они должны «разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех». Так можно изменит человека и все человечество.
Слайд 18

ИЕРАРХИЯ ТРЕХ ИСТИН Ш. КУДАЙБЕРДИЕВА ВЕРА признающая Создателя и бессмертие

ИЕРАРХИЯ ТРЕХ ИСТИН Ш. КУДАЙБЕРДИЕВА

ВЕРА

признающая Создателя и бессмертие души

НАУКА

ее бесконечное развитие,

которое неограниченно раздвигает горизонты познания во всем, что касается души

СОВЕСТЬ

изначальная потребность души, способна очистить человечество от нравственной скверны и настраивать его на путь праведной жизни

Имя файла: Казахская-философия.pptx
Количество просмотров: 124
Количество скачиваний: 1