Слайд 2
![Предельные понятия Бытие Физическое материя Мышление Психическое ощущение Мат-зм Ид-зм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-1.jpg)
Предельные понятия
Бытие
Физическое
материя
Мышление
Психическое
ощущение
Мат-зм
Ид-зм
Слайд 3
![Открытия, подорвавшие основы механической картины мира: рентгеновских лучей (1895 г.), радиоактивности урана (1896 г.),](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-2.jpg)
Открытия, подорвавшие основы механической картины мира:
рентгеновских лучей (1895 г.),
радиоактивности урана (1896 г.),
Слайд 4
![Пьер и Мария Кюри](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-3.jpg)
Слайд 5
![электрон (1897 г.), Д. Томсон теория квантов (1900 г.) М. Планк СТО (1905 г.) А. Эйнштейн](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-4.jpg)
электрон (1897 г.),
Д. Томсон
теория квантов (1900 г.) М. Планк
СТО (1905 г.)
А. Эйнштейн
Слайд 6
![признаки «кризиса физики" - "Материя исчезла": ∙радий подорвал принцип сохранения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-5.jpg)
признаки «кризиса физики" - "Материя исчезла":
∙радий подорвал принцип сохранения энергии,
∙электронная теория
- принцип сохранения массы.
Слайд 7
![Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-6.jpg)
Материя -
философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
его ощущениях, существуя независимо от них
Слайд 8
![Атрибутивные свойства материи ∙системность ∙активность (движение, изменение, развитие), ∙ самоорганизация,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-7.jpg)
Атрибутивные свойства материи
∙системность
∙активность (движение, изменение, развитие),
∙ самоорганизация,
∙ пространственно-временная форма,
∙ отражение,
∙ информативность.
Слайд 9
![История понятия «материя» 1. Наглядно-чувственное представление Фалес – влага; Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-8.jpg)
История понятия «материя»
1. Наглядно-чувственное представление
Фалес – влага;
Анаксимен – воздух,
Гераклит
– огонь.
Слайд 10
![2. Вещественно-субстратное представление: Атомистический материализм Левкипп и Демокрит – атомы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-9.jpg)
2. Вещественно-субстратное представление:
Атомистический материализм Левкипп и Демокрит – атомы неделимы.
Механистический
материализм:
Гольбах, Ламетри, Гельвеций, Дидро - идея субстанциональной материи, основы всех процессов.
Слайд 11
![3. Философско-гносеологическое представление: Диалектический материализм: Энгельс, Маркс, Ленин: материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-10.jpg)
3. Философско-гносеологическое представление:
Диалектический материализм:
Энгельс, Маркс, Ленин: материя – объективная реальность,
данная нам в ощущениях.
Слайд 12
![4. Современное представление – субстанциально-аксиологическое (А.Ф. Лосев) Материя понимается с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-11.jpg)
4. Современное представление – субстанциально-аксиологическое (А.Ф. Лосев)
Материя понимается с точки
зрения личности – синтез различных стратегий исследования материи
Слайд 13
![Движение всякое изменение вещей и процессов. Свойства движения: ∙объективность, т.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-12.jpg)
Движение
всякое изменение вещей и процессов.
Свойства движения:
∙объективность, т. е. независимость его
существования от сознания человека.
∙всеобщность как способа существования материи.
∙ абсолютность.
Слайд 14
![Современная классификация форм движения материи: перемещение, электромагнитное, гравитационное(материя)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-13.jpg)
Современная классификация форм движения материи:
перемещение,
электромагнитное,
гравитационное(материя)
Слайд 15
![химическое (таблица Менделеева) геологическое биологическое социальное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-14.jpg)
химическое (таблица Менделеева)
геологическое
биологическое
социальное
Слайд 16
![обусловленность высших форм движения низшими. несводимость высших форм движения к низшим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-15.jpg)
обусловленность высших форм движения низшими.
несводимость высших форм движения к низшим
Слайд 17
![Пространство - протяженность и структурность материальных объектов в их соотношении с другими объектами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-16.jpg)
Пространство - протяженность и структурность материальных объектов в их соотношении с
другими объектами.
Слайд 18
![Время - длительность и последовательность существования материальных объектов в их соотношении с другими объектами.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-17.jpg)
Время - длительность и последовательность существования материальных объектов в их соотношении
с другими объектами.
Слайд 19
![Субстанциональная концепция пространства и времени. Пространство и время - самостоятельные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-18.jpg)
Субстанциональная концепция пространства и времени.
Пространство и время - самостоятельные сущности, существующие
наряду с материей и независимо от нее (механика И. Ньютона, геометрия Евклида).
Слайд 20
![Релятивистская концепция. Пространство и время - не самостоятельные сущности, а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-19.jpg)
Релятивистская концепция.
Пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы
отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами (А. Эйнштейн – ОТО, Лобачевский – неевклидова геометрия).
Слайд 21
![Общие свойства пространства - времени: объективность, всеобщность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-20.jpg)
Общие свойства пространства - времени:
объективность,
всеобщность.
Слайд 22
![свойства пространства: ∙ протяженность, ∙ однородность, ∙ изотропность (равноправность всех возможных направлений), ∙ трехмерность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-21.jpg)
свойства пространства:
∙ протяженность,
∙ однородность,
∙ изотропность (равноправность всех возможных направлений),
∙
трехмерность.
Слайд 23
![Свойства времени: ∙ длительность, ∙ однородность (равноправие всех моментов), ∙ одномерность, необратимость.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-22.jpg)
Свойства времени:
∙ длительность,
∙ однородность (равноправие всех моментов),
∙ одномерность,
необратимость.
Слайд 24
![Наш мир един вещественно, энергетически и структурно. Материя – вещество, поле, вакуум](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-23.jpg)
Наш мир един вещественно, энергетически и структурно.
Материя – вещество, поле,
вакуум
Слайд 25
![Идеальное бытие сознания 1.Проблема сознания в истории философии 2.Сознание – структура, функции. 3. Современные проблемы сознания.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-24.jpg)
Идеальное бытие сознания
1.Проблема сознания в истории философии
2.Сознание – структура,
функции.
3. Современные проблемы сознания.
Слайд 26
![Античная философия: Пифагорейцы: душа – гармония, число Гераклит: душа –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-25.jpg)
Античная философия:
Пифагорейцы: душа – гармония, число
Гераклит: душа – огонь
Платон: душа –
вечная идея (разумная, аффектно-волевая)
Аристотель: душа и тело неотделимы.
Общее: безличностное понимание души.
Слайд 27
![Средневековая философия: душа - искра божественного разума. Новое время: Переход](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-26.jpg)
Средневековая философия:
душа - искра божественного разума.
Новое время:
Переход от категории
душа к категории сознания (Р. Декарт)
Слайд 28
![Субъективно-идеалистическая (Дж. Беркли, Д. Юм): внешняя реальность определяется активностью сознания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-27.jpg)
Субъективно-идеалистическая (Дж. Беркли, Д. Юм): внешняя реальность определяется активностью сознания
Объективный идеализм
(Плотин, Гегель): дух есть синтез ментального и физического, сознание существует в становлении через внутренние противоречия
Слайд 29
![Материалистическая концепция сознания: сознание есть функция мозга. активно-отражательная природа сознания.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-28.jpg)
Материалистическая концепция сознания:
сознание есть функция мозга.
активно-отражательная природа сознания.
Слайд 30
![Сознание - Не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-29.jpg)
Сознание -
Не просто образ, а идеальная форма деятельности, ориентированная на отражение
и преобразование действительности.
Слайд 31
![отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-30.jpg)
отражение
есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений
отражаемого объекта.
Слайд 32
![Формы отражения: ∙ раздражимость, ∙ чувствительность, ∙ ощущение, ∙ восприятие, ∙ психика ∙ сознание, самосознание.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-31.jpg)
Формы отражения:
∙ раздражимость,
∙ чувствительность,
∙ ощущение,
∙ восприятие,
∙ психика
∙
сознание, самосознание.
Слайд 33
![Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-32.jpg)
Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под
влиянием труда и речи.
Слайд 34
![Роль языка и общения в формировании и развитии сознания: человеческая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-33.jpg)
Роль языка и общения в формировании и развитии сознания:
человеческая речь оторвалась
от своей ситуативности,
содержание речи - идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
Слайд 35
![Образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-34.jpg)
Образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное.
Слайд 36
![Структура сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения образуют ядро сознания. внимание и эмоции убеждения воля.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-35.jpg)
Структура сознания.
Ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения образуют ядро сознания.
внимание
и эмоции
убеждения
воля.
Слайд 37
![Знание - основа идеального плана деятельности Сознание – сфера активного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-36.jpg)
Знание - основа идеального плана деятельности
Сознание – сфера активного и осмысленного
оперирования знаниями. Сознание апеллирует через мозг, но не возникает в мозгу. Мыслит и познает человек целостный.
Слайд 38
![Ощущение – отдельный образ, возникающий на основе деятельности одного органа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-37.jpg)
Ощущение – отдельный образ, возникающий на основе деятельности одного органа чувств
(желтое, упругое, кислое, шипящее, с запахом цитрусов)
Восприятие – комплекс ощущений, образ в целом. – апельсин.
Представление – образ предмета из памяти, вне его присутствия.
Слайд 39
![Боль - это Ощущение? Восприятие? Представление?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-38.jpg)
Боль - это
Ощущение?
Восприятие?
Представление?
Слайд 40
![ощущение зависит и от объекта, и от субъекта. восприятие не является механическим «суммированием» ощущений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-39.jpg)
ощущение зависит и от объекта, и от субъекта.
восприятие не является механическим
«суммированием» ощущений
Слайд 41
![с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-40.jpg)
с точки зрения «информационной способности» на первом месте у человека стоят
зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Слайд 42
![в затылочных отделах коры головного мозга– «центр» зрительных ощущений, в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-41.jpg)
в затылочных отделах коры головного мозга– «центр» зрительных ощущений, в теменных–
осязания,
в височных – центр слуховых ощущений,
задняя часть коры головного мозга -«перерабатывает» информацию,
лобные доли мозга - подает сигнал, «инструкцию» деятельности.
Слайд 43
![Эмоции – Комплексная, индивидуальная форма человеческой чувственности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-42.jpg)
Эмоции –
Комплексная, индивидуальная форма человеческой чувственности.
Слайд 44
![Эмоции - выражение ценностного отношения человека к тому или иному явлению.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-43.jpg)
Эмоции -
выражение ценностного отношения человека к тому или иному явлению.
Слайд 45
![Эмоции зависимы от человеческого общества, его истории и культуры. Следовательно содержат объективное содержание и объективную информацию.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-44.jpg)
Эмоции зависимы от человеческого общества, его истории и культуры. Следовательно содержат
объективное содержание и объективную информацию.
Слайд 46
![Функции сознания: идеальность, интенциональность, активность.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-45.jpg)
Функции сознания:
идеальность,
интенциональность,
активность.
Слайд 47
![Идеальное есть не что иное, как материальное, "пересаженное" в человеческую голову и преобразованное в ней.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-46.jpg)
Идеальное
есть не что иное, как материальное, "пересаженное" в человеческую голову и
преобразованное в ней.
Слайд 48
![Интенциональность - соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром, направленность сознания.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-47.jpg)
Интенциональность -
соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром, направленность сознания.
Слайд 49
![Активность - духовная деятельность, направленная на творческое преобразование действительности посредством идеи, замысла.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-48.jpg)
Активность -
духовная деятельность, направленная на творческое преобразование действительности посредством идеи, замысла.
Слайд 50
![Проблемы сознания в современной философии: 1. Онтологическая проблема: Как возникает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-49.jpg)
Проблемы сознания в современной философии:
1. Онтологическая проблема:
Как возникает сознание -
Когнитивная наука (наука о мышлении)
Слайд 51
![2.Проблема искусственного интеллекта Алан Тьюринг – машина Тьюринга Разделенный интеллект](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-50.jpg)
2.Проблема искусственного интеллекта
Алан Тьюринг – машина Тьюринга
Разделенный интеллект
Слайд 52
![3.Проблема самости и субъективности: Субъективность – зависимость суждения от ценностной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-51.jpg)
3.Проблема самости и субъективности:
Субъективность – зависимость суждения от ценностной позиции
Онтология субъективности
есть онтология наблюдения.
(Дж. Сёрл)
Слайд 53
![Бессознательное совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-52.jpg)
Бессознательное
совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании
субъекта.
Слайд 54
![психоаналитическое бессознательное З.Фрейда -оборотная сторона сознания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-53.jpg)
психоаналитическое бессознательное З.Фрейда -оборотная сторона сознания
Слайд 55
![4 уровня психической деятельности человека: надсознательное – «Сверх-Я» (внутренние нормы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-54.jpg)
4 уровня психической деятельности человека:
надсознательное – «Сверх-Я» (внутренние нормы, заповеди,
социальные запреты , авторитеты), сознательное (понятийное мышление),
подсознательное (забытые переживания, мысли, тревоги), бессознательное (неявные знания, переживания, которые систематически подавляются).
Слайд 56
![В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные влечения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-55.jpg)
В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного Фрейд принял сексуальные
влечения.
Слайд 57
![Швейцарский психиатр К.Г. Юнг (1875-1961) считал инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-56.jpg)
Швейцарский психиатр К.Г. Юнг (1875-1961) считал инстинкты человека имеют не биологическую,
а всецело символическую природу.
Слайд 58
![Бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-57.jpg)
Бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие
основу всех представлений человека — «архетипы».
Слайд 59
!["Персона" (Persona) — своеобразная маска, которую надевает личность в ответ](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-58.jpg)
"Персона" (Persona) — своеобразная маска, которую надевает личность в ответ на
требования социального окружения.
"Анима" (Anima) — абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине.
Слайд 60
!["Анимус" (Animus) — абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/313457/slide-59.jpg)
"Анимус" (Animus) — абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине.
"Тень"
(der Schatten) — "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности.