Мировоззрение и миропонимание презентация

Содержание

Слайд 2

Все, что видим мы, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай

несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна.
Омар Хайям
между противоположными мнениями
лежит не истина, а проблема.
Иоганна Гёте

Слайд 3

В потребительском обществе возникла мировоззренческая пустота[1], при этом, исключение делается только для утверждения

незыблемости частной собственности и потребления.
И, очевидно, правы те ученые [3], которые подчеркивают связь будущей ноосферной цивилизации не только с преобразованием экономических основ общества, но и с преобразованием массового сознания, миропонимания и мировоззрения[4].
И. Сталин к сожаление так и не создал хорошей идеологии!

[1][1] http://if.russ.ru/issue/5/20010626_ed.htm[2] Люди ищут убежище в религиозном фундаментализме или в фашизме.
[3] Найдыш В. М. Проблема цивилизации в научной мысли нового времени // Человек, 1998, 2, с. 13.
[4] Нужно отметить, что начало современному типу мировосприятия положили: · в живописи - импрессионизм, абстракционизм;· в архитектуре - модерн, конструктивизм; · в музыке - Вагнер (как "конец музыки"), джаз (как свободное творчество, импровизация, начало цитирования в музыке), цепочка - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как анархия, высшее выражение свободы в музыке), поп-музыка и массовая культура; в исторической науке - концепция локальных цивилизаций Шпенглера (осознание конечности цивилизации и культуры), "эйкуменизм" Тойнби.

Слайд 4

Н.Н. Моисеев[1] считал выработку «миропонимания», формирование «мировоззренческих универсалий», важнейшей задачей цивилизации XXI века.


В основе теории ноосферогенеза должны лежат новая система нравов, которая при всем различии цивилизаций на Земле, должна быть универсальной для всей планеты.[2]
Появление термина sustainable development и попытка разработки программ устойчивого развития (УР) им рассматривались тоже некий шаг в нужном направлении, несмотря на его несогласие с политическим толкованием этого термина.

[1] Моисеев Н..Н. О мировоззрении и миропонимании. "Э к о л о г и я и ж и з н ь". - .№4. – 1999.
[2] Моисеев Н.Н. Размышления о рациональном Обществе. "Э к о л о г и я и ж и з н ь". –№ 1. -2001//. Из книги Н.Н. Моисеева Универсум. Информация. Общество». М.: Устойчивый мир, 2001.

Слайд 5

Методология Единства человека и биосферы

Тезис о «Единстве человека и биосферы» основан на современных

эмпирических данных, научных открытиях.
1. Прежде всего, это единый генетический алфавит для всего биотического многообразия планеты.
2. Идентичная структура клеток мозга человека и других высших животных.
3. Зачатки интеллекта у человекообразных обезьян , дельфинов.
4. Человек не может существовать вне биологиче-ской ниши, которую он занимает.

Слайд 6

Принципы  экологической   этики  Н. Н. Моисеева

1. Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие человека с биосферой должно

строиться на знании этих законов.
2. Установление общих правил отношения человека и Природы.
3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.
4. Человек должен думать о будущем поколении.
5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.
6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.
7. Квоты на расходование ресурсов определяются учеными и не зависят от политический обстановки.

Слайд 7

Есть ли истина?

К. Маркс самый глубокий и беспощадный критик буржуазных отношений мог сказать,

что всемирно-исторической миссией капитализма является создание материального базиса свободного человечества.
Однако созданное общество потребления и благоденствия на новом уровне экономического развития оказывается перед дилеммой: быть человечеству или не быть!
Обостряется противоречие между потребностью индивида в нравственном возвышении, в принятии ответственности за себя и за других, с одной стороны, и с другой размытостью, если не потерей этических, мировоззренческих ориентиров в обществе в целом.

Слайд 8

Экономический детерминизм изжил себя

Философ С.Г. Спасибенко[1] - экономический прогр-есс, ставшие очевидным во 2-ой

полови-не XX в., предопределил необходимость пересмотра устоявшейся парадигмы экономического детерминизма.
Ломка государственных границ, возникновение единого экономического, информационного пространства, разветвленная сеть транснаци-ональных корпораций, Интернет - это признаки глобализации всех проблем социальной жизни человека.
Но, с другой стороны, это и вызов каждому отдельному человеку, его способности отвечать за собственную судьбу и за жизнь на всей планете.

[1]СпасибенкоС.Г.ПамятиУчителяНикитыНиколаевичаМоисеева.http://www.auditorium.ru/books/209/gl3p1.pdf.

Слайд 9

Н.Н. Моисеев - экология начинается с мировоззрения;
В современном веке мировоззрение начинается

с экологии, с экологического мышления, а воспитание и образование человека – с экологического воспитания[1].
Вслед за В. И. Вернадским, Т. де Шарденом, А. Печчеи ученый [2] возвращает Человека во Вселенную, в Универсум, в Социум – его идеи о «коллективном разуме», о «коэволюционном гуманистическом принципе взаимодействия людей и природы», о способах предотвращения глобальной экологической катастрофы», по существу, - основа современной социальнойфилософии.
В современном университетском образовании должны читаться лекции, органично соединяющие естественнонаучную и гуманитарную проблематику современности, т.е. то, что мы склоны видеть в содержании социальной экологии.

1] - http://ellib.gpntb.ru/ntb/2005/1/ntb_1_11_2005.htm -
[2] Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? М., 1999 с. 103.

Нужно ли мировоззрение?

Слайд 10

Моисеев[1 выделил три вопроса мировоззрения

1. Формирование современного рационалистического миропонимания (современного рационализма[2]).
2. Учение о

ноосфере в контексте универсального эволюционизма.
3. Проблемы живого вещества и современные космогонические гипотезы.

[1] Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. Вопросы философии.— 1994.— №4.— С. 3—13.
[2] Рождение современной науки и научного метода обычно связывают с революцией Коперника — Галилея — Ньютона. Именно зде,сь — накануне эпохи Просвещения — следует искать истоки того научного мировоззрения, которое позднее получило название рационализма. Он сформировался в XVII—XVIII вв., и именно ему наука обязана своим взлетом в веке XIX, да и большинством научных достижений нынешнего века.

Слайд 11

Вернадский был первым, кто связал эволюцию живого вещества и эволюцию окружающей среды

со всем разнообразием взаимодействующих механизмов и на основе анализа огромного эмпирического материала.
Вернадский описал характер эволюционного развития биосферы, из которого следует необходимость перехода биосферы в новое состояние — в ноосферу.
Вероятно, что если человечество не вступит в эпоху ноосферы, то его ожидает деградация и постепенное исчезновение с лика Земли. Но сможет ли человечество реально осуществить такой переход?

[1] Моисеев Н.Н. Вернадский и современность. Вопросы философии.— 1994.— №4.— С. 3—13.
[2] Нас ожидает не просто создание и использование новых технологий. И даже не создание новой экологический ниши. Человечеству предстоит научиться согласовывать свои потребности с убывающими возможностями планеты.

Слайд 12

Мы вслед за Н.Н. Моисеевым, также считаем, что, что очевидно переход в эпоху

ноосферы не будет плавным, а и «слиянием рас. Природы и Бога» безболезненным, Ведь людям придется подчинить свою жизнь новым и очень жестким ограничениям Моисеевым].
Это будет совершенно новый этап эволюционной истории вида Homo sapiens[3].

[3] Перестройки эволюционного процесса, как нам известно из истории антропогенеза, происходили и ранее. Во времена палеолита человек принял однажды заповедь «не убий!» и некоторые другие зачатки нравственности (табу).

Слайд 13

Снова Императив

Императив выживаемости – это одновре-менно, в своей реализации, глубокая ноосферная человеческая революция,

которая, очевидно, охватит весь XXI век, возможно и XXII-й.
Речь идет об императиве, как условии экологического выживания, великого отказа от ценностей индивидуализма, эгоизма, гонки за прибылью, и одновременно, – Ноосферного Разума.

Слайд 14

Человечество оказалось на краю гибели в XXI веке [1].

[1]. Субетто А.И.

Планетарная кооперации народов-этносов – ноосферно-экологический императив XXI века URL:http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011470.htm

Слайд 15

Сравнение представлений о "классических" и синергетических" системах

Слайд 16

По нашему мнению структура социально экологического мировоззрения должно в себя включать:
1. Жизнь на

Земле появилась 4 млрд. лет назад[1] и нет чёткой границы, отделяющей живое от мира “косной материи”.
2. Представление об «Универсальном эволюциони-зме»[2]2. Представление об «Универсальном эволюциони-зме»[2], основанном на единстве мира как разв-ивающейся системы (теория самоорганизации)[3].
3. Предположение о непрерывно действующих слу-чайных факторах эволюции систем.
4. Революционная роль процессов бифуркации[4] в развитии живого вещества и в общественной жизни.
5. Человеческая сущность Человека: новый антропо-центризм, коллективный Разум и разумные потребности .

1] Качественна новая форма организации материи, которая обладает удивительной способностью усваивать внешнюю энергию, прежде всего энергию Солнца.
[2] Представленного в трудах В.И. Вернадского, И. Пригожина, Н.Н. Моисеева, Ю.А. Урманцева.
[3] Самоорганизации, т.е. процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе.
[4] Явление потери устойчивости (момент бифуркации), открытое Л. Эйлером, а термин ввёл А. Пуанкаре.
.

Слайд 17

6. Поле существование жизни (по В.И.Вернадскому) и представление о зоне нормальной жизнедеятельности Человека.
7.

Солидарность и социальная справедливость в основе общественных отношений.
8. Социальная экология как регламентация взаимодействия человека (социума) с окружающей средой на основе правовых и моральных норм и правил.
9. Современный глобальный экологический кризис: глобальные противоречия мировой рыночной капиталистической экономики.
10. Ноосферогенез - этап эволюции биосферы, Человека и его Разума.
11. Средства производства и природные ресурсы должны быть обобществленными.

Слайд 18

Заключение.

Фраза "все относительно" повторяется сегодня едва ли не на каждом шагу[1]:
1)уверенность: будто ничего

нельзя знать наверняка или исчерпывающим образом;
что истина есть не более чем выдумка или фантазия, источник многих наших проблем;
2) споры, порожденные теорией многопо-лярности мировой культуры и дискуссий по поводу состояния окружающей с
реды.
Но если "все относительно", так, может быть, и эта идея "все относительно" неверна?
Имя файла: Мировоззрение-и-миропонимание.pptx
Количество просмотров: 151
Количество скачиваний: 0