Методология научного познания. Творчество и проблема его методологизации. (Лекция 7, 8) презентация

Содержание

Слайд 2

Методология

Учение о том, как осуществлять познание (научное познание), которое всегда будет приводить

к положительным результатам. Что представляет собой алгоритм процесса поиска, научного открытия и доказательства?
Учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека, соответственно сами способы, приемы и операции называются методы.

Слайд 3

Технология-Методология

Исторически первичными были способы создания чего-либо, получения практического результата – технология

Методология предполагает теоретические,

или как минимум умозрительные процедуры и операции

Слайд 4

Аристотель

Важно давать ученикам не знания, а научить их законам получения этого знания. Исходя

из этих побуждений Аристотель создает ЛОГИКУ

Слайд 5

Формальная логика: три основных закона и силлогизм

Закон тождества: «А есть А»
Закон исключенного противоречия:

«А не есть не-А»
Закон исключенного третьего: «Истинно или А, или не-А. Третьего не дано»
Силлогизм – цепочка посылок, на основании которой мы делаем выводы:
Все люди смертны. Сократ – человек. Сократ – смертен.

Слайд 6

Логика (Органон – орудие)

Средство борьбы с парадоксами
Средство борьбы со случайными или намеренными ошибками
Один

из критериев современного научного знания
Первый опыт методологического обобщения законов мышления
В средневековье достигает расцвета, становится одним из школьных предметов.

Слайд 7

Ф. Бэкон: Новый органон

Аристотелевский метод – чистая игра ума, а где реальный опыт?
Для

этого и будет служить метод истинной индукции

Слайд 8

Истинная индукция

Метод – это лучшее и более совершенное применение разума. Надо исследовать сам

мир ставя эксперименты в соответствие с которыми составлять таблицы: отсутствия, присутствия, сравнения.
Таблица сравнения и позволяет делать обобщающие выводы, применяя индукцию
Индукция «немного оставляет остроте и силе дарования». Это безошибочный метод нахождения новых истин в науке.
Это «алгоритм открытий»!

Слайд 9

Р. Декарт «Правила… и Рассуждения…»

Опыт должен подтверждать мысли, но он – не есть

начало мышления! Потому что
COGITO ERGO SUM!
Необходим метод, помогающий ОТКРЫВАТЬ
НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Под методом же я понимаю точные и проcтые правила, строгое соблюдение которых... без излишней траты умственных сил, позволяет достичь истинного познания всего, что уму доступно.

Слайд 10

Правила для руководства ума

Интуиция – «не зыбкое свидетельство чувств, и не обманчивое суждение

неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительного того, что мы разумеем… и которое порождается одним лишь светом разума.
Дедукция – чистый вывод одного из другого

Слайд 11

Правила, в основании которых лежат интуитивно-дедуктивное разделение действий ума

Никогда не принимать за истинное

нечто, что не признавал бы таковым с очевидностью.
Делить каждую из трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы их лучше разрешить
Располагать свои мысли в определенном порядке. Начиная с предметов простых и легкопознаваемых и восходить мало-помалу до познания наиболее сложных.
Делать перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено

Слайд 12

Гегель. Диалектический метод познания

Сформулировал
ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ призывающие учитывать противоречивый характер развития исследуемого

объекта, процесса или явления, учета его историчности, ситуативности его развития

Слайд 13

Чальз Пирс

Чтобы понять как возникают новые идеи и гипотезы в науке предлагает

наряду с индукцией и дедукцией использовать абдукцию. Это способ рассуждения, ориентированный на поиск правдоподобных объяснительных гипотез

Слайд 14

Основные методы

Познавательная деятельность, согласно Пирсу, является взаимодействием абдукции., осуществляющей принятие правдоподобных гипотез посредством

объяснения фактов, индукции, реализующей тестирование выдвинутых гипотез, и дедукции, посредством которой из принятых гипотез выводятся следствия. Таким образом, Пирс, используя идею синтеза познавательных процедур, создал эскиз теории рассуждений, впоследствии получившей развитие в исследованиях по искусственному интеллекту, где абдуктивный вывод представлен как вид автоматизированного правдоподобного рассуждения.

Слайд 15

ХХ век

Проблемы метода исследовались в
Герменевтике (Г.Г. Гадамер)
Феноменологии (Э. Гуссерль)
Философии науки (Поппер, Фейерабенд)

Слайд 16

Методологизация научного познания

Только в ХХ веке ученые убедились, что никакого логического прямого пути

от наблюдаемых объектов к абстрактным теориям и законам не существует.
Последние могут быть открыты только в результате трудного и сложного процесса исследования, началом которого служат гипотезы, следствия из которых систематически проверяются через наблюдения и эксперименты

Слайд 17

«Вечная» проблема

Генерирование (придумывание) новых научных идей и гипотез – самая трудная стадия научного

поиска, где решающую роль играют интуиция, воображение, талант
Все указанное реализуется в процессе научного творчества

Слайд 18

Творчество

Процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, итог создания объективно нового.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность результата.
Результат творчества невыводим из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Слайд 19

Творчество

В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или

логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.
Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства

Слайд 20

Поиск творческих механизмов

Творчество – особый вид активности, которая бывает (по Ж.Пиаже):
Адаптивная: Преобразующая
Реактивная -Разрушающая
(ответ на воздействие) -Творческая


Деятельностная
(целенаправленное поведение)

Слайд 21

Деятельность Творчество принципиально противоположные формы активности

Мотивирована.
Целесообразна, произвольна, регулируема
Сознание доминирует
Соответствие цели – результату
Важен результат, а не

новизна

Спонтанно, немотивируемо
Нецелесообразно непроизвольно нерегулируемо
Доминирует бессознательное
Цель и результат рассогласованы
Ценна новизна, может выступать побочным результатом деятельности

Слайд 22

Может ли творчество стать трудом? То есть видом целенаправленной деятельности?

Деятельностью, выполняя которую мы

будем получать вознаграждение и тем самым удовлетворять свои потребности
Исходя из приведенного выше различия между творчеством и деятельностью - нет
Любые подделки создаются за деньги,
и только шедевры - задаром

Слайд 23

Психология:

Два типа людей:
Те, у кого доминирует творческая активность
Те, у кого доминирует активность деятельная
Процесс

творчества осуществляется не для «того, чтобы», и не «потому что», а «несмотря ни на что»…
Тому многочисленные подтверждения творческих личностей

Слайд 24

Творчество – непроизвольная активность психики, когда человек не способен управлять потоком образов и

сознательно их воспроизводить. Сознание – пассивный экран, на котором бессознательное отображает себя Виктор Гюго: «бог диктовал, а я писал» Моцарт: «Я тут не при чем» Анна Ахматова: «что ж трудного, когда диктуют»

Слайд 25

Творческий порыв и Посттворческая сатурация

Творческие люди склонны к психофизиологическому истощению, т.к. творческая мотивация

работает по механизму положительной обратной связи
Контроль сознания ослаблен и единственным ограничителем творчества становится истощение психофизиологических ресурсов организма
Это ведет к крайним эмоциональным состояниям
Отчуждению от результата творчества его уничтожению, отказу от авторства
Это не возникает по отношению к результату трудовой деятельности.

Слайд 26

Творчество и срок жизни

Пик творческой активности – 30-42 года
Моцарт (36), Мендельсон (37),
Бизе

(37), Рафаэль (37), Ван Гог (37),
Пушкин (37) Маяковский (37),
Блок (40), Щопен (39), Есенин (30),
Шуберт (31)

В. Высотский о цифре 37
В.Гафт о цифре 42

Слайд 27

Неизменное угасание творческих сил приводит:

Ранняя физическая смерть
Творческая смерть при физической жизни – Глинка,

Шульман, Фонвизин
Творческое долголетие при внешней регламентации деятельности и внутренней саморегуляции: Кант, Шеллинг, Толстой, Галилей, Ньютон, Дарвин, Эдисон, Фарадей, Пифагор. Преобладают великие философы, ученые-теоретики, писатели-интеллектуалы.

Слайд 28

Причины ранней смерти

Доминирование творческой активности, эмоциональный тип людей
Неумелое обращение с собой, что приводит

организм к состоянию «выдохся».
Отсутствие психологических предпосылок для саморегуляции
Невозможность остановиться, отдохнуть, стремление вновь испытывать состояние творческой эйфории, как следствие – алкоголизм, наркомания, депрессия

Слайд 29

Сознание и бессознательное

Так как активность творческого акта сопряжена с особым состоянием сознания, то

этого состояния пытаются достичь искусственно, впадая в разные виды зависимостей

Слайд 30

Возможно ли творческое долголетие?

Творческая активность должна сочетается с высоким уровнем интеллекта, рефлексии и

саморегуляции.
Точность, порядок, организация, максимальная регламентация жизнедеятельности
Способность пережить «кризис творчества», добиться дисциплины и регулярности занятий
И ТВОРЧЕСТВО ПРЕВРАТИТСЯ В ТРУД

Слайд 31

Талант и гений

Гений – творит на основе бессознательной активности, переживающей широкий диапазон состояний,

что выводит ее из-под контроля рационального начала
Талант - творит продуманно, рационально
Гений – креатив, талант – интеллектуал
В науке творчество – удел талантов, очень редко – гениев. Так как наука – интеллектуальное творчество, сознание, как правило, преобладает

Слайд 32

Творчество и интеллект

Существуют взаимоисключающие теории: связь есть, ее нет, она относительна.
В настоящее время

наиболее подтвержденной считается теория интеллектуального порога, согласно которой при IQ < 115 интеллект и способность к творчеству образуют единый фактор, а при IQ > 120 интеллект и способность к творчеству независимы.

Слайд 33

Калифорнийский эксперимент 1921-1952 г.г.

Были отобраны 1528 детей с IQ > 135 (они составили

1 % от общей выборки детей) и прослежены их жизненные успехи до 1952 года.
К 1950-м гг. осталось 800 мужчин, которые добились в жизни впечатляющих результатов: 200 из них стали докторами наук, они опубликовали в общей сложности 67 книг, получили 150 патентов ни изобретения, 47 человек вошли в книгу «Лучшие люди Америки». Их доход был в 4 раза выше среднего на душу населения в США. Все это в 30 раз выше контрольной выборки.
Однако никто из них не внес действительно существенного вклада в мировую культуру и науку
Ранние интеллектуалы очень успешно адаптируются в обществе, но высокий и сверхвысокий IQ не гарантирует творческих достижений.

Слайд 34

Характеристики творческого мышления

пластичность (предлагает множество решений в ситуациях, когда обычные люди предлагают только

1-2);
подвижность (для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения);
оригинальность (порождает отдаленные ассоциации, неожиданные, небанальные и непривычные решения).

Слайд 35

Личностные черты творческих людей

Независимость: личностные стандарты важнее стандартов группы
Открытость ума – готовность поверить

своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному
Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям
Развитое эстетическое чувство

Слайд 36

Наука и искусство

Общность науки и искусства определяется тем, что оба этих творческих процесса

ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй - на определении индивидуальных отличий познаваемого объекта от других объектов. Первый способ познания свойствен науке, второй - искусству.

Слайд 37

Научное и художественное творчество

Высокий интеллектуальный уровень. Знание предмета.
Творчество разума
Установление независимых истин
Результат творчества

объективирован
Результат творчества имеет предел в развитии
Критерий оценки - истина

Обычный интеллектуальный уровень.
Творчество чувства
Постижение мира на основе личных чувств и эмоций
Результат творчества индивидуализирован
Результаты творчества могут «жить вечно»
Критерий оценки – внутренняя интуитивная убежденность

Слайд 38

Пик творческой активности у ученых

Математики – 25-30 лет (Серр Ж-П. Филдсовская премия в

27 лет)
Физики-теоретики и химики – 25-35 лет (Поль Дирак – премия в 31 год)
Физики-эксперимертаторы и представители других естественных наук – 35-40 лет
Гуманитарии и философы – 45-55 лет

Слайд 39

Изобретательство

Слайд 40

С. Л. Рубинштейн об изобретательском творчестве

«Специфика изобретения, отличающая его от других форм

творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст.

Слайд 41

Креативность – способность к творчеству

Разрабатывается с 50-х годов ХХ века. Идеологами разработки проблемы

были Гилфорд и Торенс. В России понятие появляется в 80-е годы.
Определяется как общая познавательная способность, подразумевающая быстрое нахождение чего-то неизвестного, непривычного, нестандартного
Имя файла: Методология-научного-познания.-Творчество-и-проблема-его-методологизации.-(Лекция-7,-8).pptx
Количество просмотров: 103
Количество скачиваний: 0