Слайд 3Трансцендентальный идеализм
Иммануи́л Кант
( 1724 - 1804 гг.)
родоначальник немецкой классической философии
Слайд 4И.Кант совершил переворот в гносеологии и этике
Слайд 5Памятник И.Канту в Калининграде (Кенигсберге)
Слайд 6И.Кант читает лекцию перед русскими офицерами
Слайд 7Трансцендентальный – это…
От лат. Trascendere –переступать –
Термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят
за сферу ограниченного существования конечного мира.
Слайд 8Трансцендентальный идеализм -
это особый вид немецкого идеализма, представленный И.Кантом, который рассматривал аспекты
бытия, выходящие за сферу ограниченного существования конечного мира.
Слайд 9Или «Критический идеализм»:
«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»
Слайд 10«ВЕЩЬ В СЕБЕ»
- это существующая независимо от нашего сознания, непознаваемая по
своей сущности вещь.
Пример:
БОГ ЕСТЬ «ВЕЩЬ В СЕБЕ»
Слайд 11В «Критике практического разума»:
«Только разумное существо имеет волю, или способность поступать согласно представлению
о законах, т.е. согласно принципам. Так как для выведения поступков из законов требуется разум, то воля есть ни что иное, как практический разум».
Слайд 12«Категорический императив»
понятие, введённое Кантом в рамках его концепциипонятие, введённое Кантом в рамках его
концепции автономной этикипонятие, введённое Кантом в рамках его концепции автономной этики и призванное объединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды с идеей о единстве этих принципов. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде «Основы метафизики нравственности» (1785).
Слайд 13«Категорический императив»:
от лат. imperativus — повелительный
Поступай так, чтобы Максима твоего
морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства.
Слайд 14Значение философии Канта:
Сделал предметом философского анализа не эмпирический субъект, а трансцендентальный, т.е. познавательную
природу человека как таковую;
Выделил новую онтологическую реальность;
Далее в НКФ в качестве причины развития субъекта выдвигается идеалистическое начало, а не материальная действительность.
Слайд 15Субъективный идеализм
Ио́ганн Го́тлиб Фи́хте (1762 - 1814)
Слайд 16Субъективный идеализм - это
Философская концепция в рамках немецкой классической философии, согласно которой объективный
мир нельзя рассматривать как существующий независимо от познавательной деятельности субъекта.
Слайд 17Объективный идеализм
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг
( 1775 - 1854гг.)
Слайд 18Объективный идеализм - это
одно из философских направлений в рамках немецкой классической философии,
развиваемое Ф.Шеллингом, согласно которому первоосновой всего сущего является НЕ личное человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание.
Слайд 19«Философия Откровения» - последний период
Философия Шеллинга оказала значительное воздействие на философскую мысль Европы
XIX-XX веков, (особенно на Гегеля и также на русскую философию ).
Слайд 21Абсолютный идеализм - это
вид объективного идеализма ( в рамках немецкой классической философии
), развиваемого Гегелем, согласно которому в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют ( «абсолютная идея», «мировой разум», мировой дух») – духовное и разумное начало, основа и сущность всего мира.
Слайд 22«Абсолютный дух»
противопоставление «субъективного духапротивопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духапротивопоставление «субъективного духа» (отдельного
человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духапротивопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «богапротивопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», в терминах Платона — «идеипротивопоставление «субъективного духа» (отдельного человека), «объективного духа» (системы условий и условностей, которые отделяют человека от бога) и «абсолютного духа» (в терминах религии — «бога», в терминах Платона — «идеи», а в терминах неоплатоников — «единого»).
Слайд 23«Феноменология духа»
Гегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня
своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, т. е. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духаГегель считал, что в движении своей мысли человек может подняться с уровня своего субъективного мышления на уровень абсолютного умозрения, т. е. на уровень бога, преодолевая систему объективных ограничений и разделений. Это движение Гегель именовал «феноменологией духа», а логику этого движения «диалектикой».
Слайд 24Разработал понятийный аппарат ДИАЛЕКТИКИ
В центре диалектики Гегеля – учение о саморазвитии:
- Явления,
имеющие сложную природу, заключают в себе противоречие;
- Противоречие является источником развития!
Слайд 25Диалектика - это
теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.
Ф.Энгельс
назвал диалектику наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Слайд 263 закона диалектики
Единство и борьба противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание отрицания
Слайд 27Диалектическая триада:
ТЕЗИС – АНТИТЕЗИС – СИНТЕЗ
Пример:
«Звук есть смена специфической внеположности материальных
частей и ее отрицания, — он есть только абстрактная или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. Но тем самым эта смена сама непосредственно является отрицанием материального специфического устойчивого существования; это отрицание есть, таким образом, реальная идеальность удельного веса и сцепления, то есть теплота».
Примечание. Нагревание звучащих тел — звучащих как от удара, так и от трения друг о друга — есть проявление теплоты, возникающей согласно понятию вместе со звуком.
Слайд 28«Философия – это система,
объемлющая все бытие».
«Философия выше религии».
Гегель
Слайд 29Значение НКФ:
Идеи развития понимались идеалистически, но сама постановка проблем и их разработка подготовила
теоретическую основу для материалистического направления в Западноевропейской философии.
Слайд 30Антропологический материализм
Людвиг Фейербах
1804 – 1872гг.
Последний
Представитель НКФ
Критиковал идеализм
Слайд 31Философское развитие Фейербаха описано им самим:
«Бог был моей первой мыслью, разум — второй,
человек — третьей и последней».
1) антропологическая точка зрения в религии
2) Чувственность — единый источник истинного знания:
т.е. СЕНСУАЛИЗМ и НОМИНАЛИЗМ в познании
Слайд 32Антропоцентризм Л.Фейербаха
Философия должна открыть сущность человека;
Философию нужно свести к антропологии
Необходимо очеловечивание философии и
всего знания
Слайд 33Атеизм Л.Фейербаха
Атеизм – это отрицание существования Бога и религии вообще.
Слайд 34Атеизм Л.Фейербаха…
Религия – продукт мысли, а не некоторая объективная реальность
Доказательство: религия существует только
у человека; Значит сущность Бога следует искать в человеке; Сущностью человека является РАЗУМ; Функция разума состоит в том, чтобы познавать сущность; В итоге – Фейербах сводит Бога к ЧЕЛОВЕКУ
Человек = Бог
Слайд 35Суть антропологического материализма:
В центре внимания не просто материя как предмет философии, но ЧЕЛОВЕК.
Человек
рассматривается материалистически, как психофизиологическое единство, в котором духовное начало человека есть интегрированное выражение его тела, физиологии и биологии
Слайд 36Критика Л.Фейербаха:
Философ «лишает» человека культурно-исторических корней, отрицая роль исторической практики в формировании личности
Познание
ограничено лишь ощущениями
Крайний антропоцентризм приводит к перекосам в мировоззрении: эгоизм, отрицание объективности Бога порождает массу проблем…
Слайд 37Переворот в философии: материализм + диалектика
Диалектический материализм
Карла Маркса и
Фридриха Энгельса
Слайд 39
Карл Маркс(1818 — 1883гг.)
немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель
Слайд 40Критика Гегеля:
социальная философия
К.Маркс предложил поставить на место умозрительного «абсолютного духа» конкретное сообщество
людей с их коллективным мышлением. Общество, а не Бог, является абсолютом, предстоящим отдельному человеку. Чтобы познать и улучшить мир, нужно познать и улучшить свое общество.
Слайд 41К.Маркс «Капитал» -1867г.
Могила К.Маркса в Лондоне
Слайд 42
Фри́дрих Э́нгельс
( 1820 — 1895гг. )
немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг,
единомышленник
и соавтор Карла Маркса
Слайд 43Ф.Энгельс
«Диалектика природы»
Доказывал диалектический характер природы;
взаимосвязь и противоречивость ее строения являются источником развития
и возникновения все более сложных форм
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Слайд 44Памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу в Берлине
Слайд 46ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
- это разновидность материализма, который рассматривает развитие общества в рамках
материалистической диалектики:
материальное общественное бытие ( т.е. экономические условия ) первично, а в основе исторического процесса лежит борьба классов за собственность.
Слайд 47тезисы
«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы ИЗМЕНИТЬ
его!» (К.Маркс)
Не идеи правят миром, а наоборот – идеи есть ОТРАЖЕНИЕ объективных материальных явлений, закономерностей, проистекающих в мире.
Слайд 48 Противоречие антропологии марксизма
«Труд создал из обезьяны человека» (Ф.Энгельс)
НО: - Труд есть
сознательная деятельность
И: - Человек есть существо трудящееся по определению
ЗНАЧИТ: - Обезьяна, чтобы трудиться, уже должна быть человеком!
Слайд 50Марксизм и религия
«Все беды современного общества лежат в том, что оно религиозно»
«Упразднение религии
как иллюзии счастья народа есть требование его действительного счастья»
«Религия есть иллюзия счастья, и для достижения действительного счастья нужно упразднить религию»
«Религия есть опиум народа»
Слайд 51Марксизм и Христианство несовместимы по сути
Нет ничего абсолютного, все – относительно;
Значит – нет
абсолютной нравственности
В идеологии коммунизма – нравственно то, что служит интересам диктатуры пролетариата