Слайд 2Позитивизм — философское направление, утверждающее, что источником подлинного знания могут быть лишь отдельные
конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.
Слайд 3ОГЮСТ КОНТ
(1798-1857)
Французский философ, родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.
Слайд 4Труды Огюста Конта
«Курс позитивной философии»
(1830-1842)
«Система позитивной политики»
(1851-1854)
Слайд 5Классический позитивизм
Джон Стюарт Милль
(1806—1873)
Спенсер Герберт
(1820—1903)
Слайд 6Труды Милля
«Система логики»
(1843)
В указанной работе английский философ утверждает, что единственным источником является опыт,
предметом которого являются наши ощущения. Материя — лишь постоянная возможность ощущений, а сознание — возможность их переживаний.
Слайд 7Труды Спенсера
«Система синтетической философии»
(1862-1896)
Разработал в «Системе синтетической философии» учение о всеобщей эволюции.
Слайд 8Суть классического позитивизма
Философия— это однородное, целостное, основанное на частных науках знание, достигшее универсальной
общности, т.е. высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Этот закон состоит в развитии (эволюционизм), которое идет путем накопления вещества при одновременном рассеивании движения. При этом развитие идет от абстрактного к конкретному и при столкновении противоположных сторон (сил).
Слайд 9Эмпириокретизм(махизм)
Мах Эрнст (1838—1916)
Слайд 10Труды Маха
«Анализ ощущений и отношение физического к психическому»
(1908)
«Познание и заблуждение»
(1909)
Слайд 11Суть эмпириокретизма
Мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений».
Задача науки — «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль. Все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Мах подверг специальному анализу понятие «заблуждение» и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления, физического и психического (и место ощущений в их соотношении).
Слайд 12Неопозитивизм
Карнап Рудольф
(1891—1970)
Слайд 13Труды Карнапа
«Значение и необходимость»
(1959)
«Философские основания физики»
(1971)
Слайд 14Суть неопозитивизма
Отделяя науку от философии неопозитивисты считали, что единственно возможным знанием является только
специальное знание, а задача философии — анализ языковых форм и всего языка науки. Важное значение неопозитивисты придавали принципу верификации. Верификация (доказательство, подтверждение) — процедура установления истинности научных положений в процессе их эмпирической проверки, т.е. с помощью наблюдения, измерения или эксперимента.
Слайд 15ВЫВОД
Говоря о пользе и назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт
указывает на четыре ее основных свойства.
Во-первых, изучение положительной философии дает, по его мнению, единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума.
Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности.
В-третьих, специальное изучение общих положений наук способствует прогрессу отдельных положительных наук.
В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии, по Конту, состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.
Слайд 16Библиографический список
Спиркин, А.Г. Философия : учебник / А.Г. Спиркин. – Москва,1998.-816 с.