Русская философская мысль. Основной вопрос о самобытности российской цивилизации презентация

Содержание

Слайд 2

ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ

Вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви,

византийских богословов.
Попыткой продолжить богословские труды византийцев был труд киевского митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати»
XI век

Слайд 3

«Слово о законе и благодати»

Учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона

эпохой благодати.
О нравственной ответственности человека
О включении России в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

Слайд 4

Период Московского царства

«Москва – третий Рим»

Из его обращения к великому князю Василию III.

Взгляд

на московское государство как наследника исторической роли Византии. Идея выражена в словах игумена псковского монастыря Филофея.

«…внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому же не бывать.»

Слайд 5

XVII век – обособление философии от богословия.

Начало преподавания философских курсов в учебных заведениях

нового типа : Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии

Братья Лихуды

Слайд 6

XVIII век – интеллектуальный центр «ученая дружина Петра».

Ф.Прокопович
В.Татищев
И.Посошков
А.Кантемир

Слайд 7

Ф.Прокопович

Был одним из первых в России философов – деистов ( природа, созданная Богом,

затем начинает самостоятельное развитие;
Развитие практических наук надо поощрять.

Слайд 8

В.Н.Татищев «История Российская с самых древнейших времен».

Стремление подняться над фактологическим изложением событий;
Основой общественных

изменений считал «силу человеческого разума»;
Бытие народов рассматривал по аналогии с жизнью человека.

Слайд 9

А.Кантемир – автор философско-сатирических стихов и притч.

Особое внимание уделял проблемам нравственности –

«я в своем хотении волен и тем подобен Богу», т.е. человек полностью ответственен за свои поступки.

Слайд 10

Послепетровская эпоха ( XVIII век)

М.В.Ломоносов
Центром философской мысли становится Московский университет
Философский факультет должен быть

обязательной 2-х годичной начальной ступенью.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Слайд 11

Философские искания XIX века

П.Я.Чаадаев «Философические письма» – в осуществлении истории есть Божья воля,

Запад избран провидением, а отсталая Россия – на обочине цивилизованного мира;
в более поздних работах писал, что Россия имеет свою историческую миссию «…ответить на важные вопросы, которые занимают человечество».

Слайд 12

А.И.ГЕРЦЕН, К.Д.КАВЕЛИН, Т. Н.ГРАНОВСКИЙ

Чаадаев стоял у истоков западничества

Славянофилы : братья Аксаковы,
А.С.Хомяков
И.В.

Кириевский

Слайд 13

Философская мысль XIXвека представлена не только в академических формах, но и в литературе

Л.Н.

Толстой

Ф.М. Достоевский

Слайд 14

Возможно ли счастье без свободы? (Философия трагедии Ф.М.Достоевского) Поиск путей спасения человечества

Человек есть

тайна. Ее надо разгадывать…
Дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека…
В человеке есть много такого, о чем он и сам не подозревает…= подполье
Человеческая свобода (свобода выбора) есть источник всякого добра и всякого зла…
Одиночество личности и утрата веры в абсолют

«Легенда о Великом Инквизиторе» о возможности принудительного счастья, счастья помимо свободы в – материальное благополучие в обмен на потерю свободы и личности
Христа может проповедовать лишь одна Россия. Богоносный народ – один только русский = мессинианство
Все за всех виноваты…
Красота спасет мир

Слайд 15

Может ли добро быть «с кулаками»? (непротивление злу насилием Л.Н.Толстой)

Христианство = нравственное учение без

божественной сущности
Противопоставление природы и цивилизации, созданной людьми
Идеалы Толстого – простота, естественность, равенство, любовь, служение людям, слияние с природой, труд.

Добро, прибегающее к кулакам, перестает чем-либо отличаться от зла.
Требование абсолютного сходства средств с целями, иначе - перерождение целей
Убить надо не внешнего дракона, а внутреннего, искоренить зло в себе, а не вне себя

Надо увеличивать добро, тогда зло исчезнет само собой…

Слайд 16

Всеединство и богочеловечество В.С.Соловьев

Исходное понятие его учения – категория всеединства : смысл существования

всего живого на Земле – стремление к соединению с Божественным логосом
Основной идеей его религиозной философии была идея: София — Душа Мира— мистическое космическое существо, объединяющем Бога с земным миром.
Объединение церквей христианских

Благо- гармония всеединства, а зло – раскол, хаос, разобщенность, стремление каждого существа утвердить себя и свою маленькую истину как истину абсолютную и единственную
Три культуры олицетворяют историю: мусульманский восток (символ - господин и рабы; запад – эгоизм, а примирить их крайности должна третья сила – Россия.

Вера в бога и вера в человека – сходятся в единой полной и всецелой истине богочеловечества

Слайд 17

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ : ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Н.А.Бердяев
С.Н.Булгаков
П.А.Флоренский

Слайд 18

В центре внимания – вопрос о цивилизационной принадлежности России.(XXвек)

Евразийство – одно из

философских течений 20-го века;
Россия – Евразия, срединный материк, особый исторический и этнографический мир;
Эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии (антизападные настроения сближали евразийцев и славянофилов);
Н.А.Бердяев видел Россию ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов, отсюда – несчастная историческая судьба.

Слайд 19

Ноосфера и «воскрешение отцов» (Русский космизм)

Характеризуется
осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства;
поиском места человека

в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов;
признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной)
и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира.

Слайд 20

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903)

Мир (включая жизнь и человечество) есть закономерно эволюционирующая система.
Глубинный смысл

христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога.
Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

Две задачи:
Заселение и преобразование космоса
Обретение человеком бессмертия

Слайд 21

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935).

Основоположник современной космонавтики.
Вывел уравнение движения, пришел к выводу

о необходимости двухступенчатых ракет.
Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций.
Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

Слайд 22

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого

вещества Земли, проявляющего себя как единый организм.
Биосфера постепенно эволюционирует к НООСФЕРЕ («сфере разума»), переработанная научной мыслью, новая специфическая оболочка земли, оказывающая на биосферу все большое преобразующее влияние
Человек — часть биосферы и залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие.
Идея автотрофности –самовоспитание человека, новые формы питания и источники энергии
Имя файла: Русская-философская-мысль.-Основной-вопрос-о-самобытности-российской-цивилизации.pptx
Количество просмотров: 161
Количество скачиваний: 6