Содержание
- 2. Основные понятия Среда программирования Delphi Проекты Описание объектов Выход
- 3. Объектно-ориентированное программиро-вание (ООП) – это программирование, основанное на составлении программ в виде совокупности объектов, каждый из
- 4. Delphi оперирует объектными типами данных, которые называют классами, а их экземпляры – объектами. Объекты характеризуются полями.
- 5. Данные класса называются полями, процедуры и функции – методами. Поля класса являются переменными, которые описываются в
- 7. Объекты, которые визуализированы на стадии проектирования, называют компонентами. Работа самой операционной системы Windows и ее приложений
- 8. Объектно-ориентированное программирование базируется на трех основных понятиях: инкапсуляция, наследственность, полиморфизм. Инкапсуляция – объединение данных и методов
- 9. Основы проектной разработки в среде Delphi Разработка проекта в среде Delphi состоит из 5 основных этапов:
- 10. Объектно-ориентированная среда Объектно-ориентированная программная среда предоставляет в распоряжение программиста готовые объекты – элементы интерфейса операционной системы
- 11. Форма – это основа окна Windows-приложения, создаваемого в среде Delphi. Форма – основной объект и, как
- 12. Окно проекта Окно Редактора кодов Окно главной формы Окно Инспектора объектов Панели инструментов («быстрые» кнопки) Кнопки
- 13. Кроме этих окон полезно иметь под рукой окно дерева объектов Object TreeView (открывается горячими клавишами Shift+Alt+F11),
- 14. Все компоненты Delphi хранятся в библиотеке визуальных компонентов VCL (Visual Componenet Library). Каждый из компонентов, а
- 15. файл проекта (.dpr) – содержит код проекта, для сохранения информации о формах и модулях; файл модуля
- 16. Компилятором создается: исполняемый файл (.ехе) – (автономный, если не используются библиотеки DLL и т.д.); объектный файл
- 17. Адресация к полям объекта Имя поля объекта является сложно-подчиненной структурой, которая состоит из: Имени класса; Имени
- 18. Компонент Form (Форма) Изучение свойств формы Создание нового проекта - команда File\New\Application, при этом создается пустая
- 19. Align (выравнивание): отвечает за способ выравнивания внутри контейнера. Возможные значения свойства: alNone (нет выравнивания), alTop, alBottom,
- 20. AlphaBlend – прозрачность фона (False\True); AlphaBlendValue – степень прозрачности (0-255); AutoScroll – установка скроллинга прокрутки (False\True);
- 21. На форме можно располагать различные компоненты, которые размещены на панелях Standard, Additional,Win32, Sistem и др. Компоненты
- 22. unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TForm1 =
- 23. Каждой компоненте можно описать событие. Событие можно определить по нажатию кнопкой мыши на компоненту (OnClick), по
- 24. Визуальные компоненты среды Delphi можно выбрать из вкладок, которые содержат группы компонентов. Панель Standard содержит ряд
- 26. Компонент Label (Текстовое поле) Label (Текстовое поле) – это объект, с помощью которого на форму можно
- 27. Aligment – выравнивание текста внутри компоненты; Align – выравнивание; AutoSize – установка автоматического подбора размера (False\True);
- 28. Компонент Button (Кнопка) Объект Button (Кнопка) предназначен для управления процессами, которые происходят на форме. Объект Button
- 29. Caption – заголовок; Cursor – установка вида курсора; Enabled – установка активной кнопки; Font – установка
- 30. Компонент Edit (поле редактирования, однострочное поле ввода) Объект Edit (поле редактирования) предназначен для введения, отображения и
- 31. Свойства компоненты Edit AutoSize – установка автоматического подбора размера (False\True); Color – цвет; Ctl3D – установка
- 32. Компонент Image (картинка) Объект Image (Картинка) предназначен для вставки картинок в форму. Объект Image относится к
- 33. Свойства компоненты Image Align – расположение, выравнивание; AutoSize – установка автоматического подбора размера (False\True); Cursor –
- 34. Компонент Memo (поле для ввода/вывода длинного многострочного текста) Объект Memo (поле многострочного текста) предназначен для введения,
- 35. Свойства компоненты Memo Align – расположение, выравнивание; Cursor – установка вида курсора; Enabled – установка активной
- 36. Компонент ListBox (Список строк) Объект ListBox (список строк) предназначен для выбора строки из списка. Объект ListBox
- 37. Свойства компоненты ListBox Items – запуск окна для ввода и редактирования списка строк;
- 38. Компонент ComboBox (Выпадающий список ) Объект ComboBox (выпадающий список) предназначен для выбора строки из выпадающего списка.
- 39. Свойства компоненты ListBox Items – запуск окна для ввода и редактирования списка;
- 40. Компонент CheckBox (индикатор с флажком) Объект CheckBox (индикатор с флажком) используются в приложениях для того, чтобы
- 41. Свойства компоненты CheckBox Caption – заголовок; Color – цвет; Ctl3D – установка объемного изображения (False\True); Cursor
- 42. Компонент RadioButton (радиокнопка) Объект RadioButton (радиокнопка) используется для выбора пользователем одной из нескольких взаимоисключающих альтернатив. Радиокнопки
- 43. Свойства компоненты RadioButton Alignment - определяет, с какой стороны от кнопки появится надпись; Caption – надпись,
- 44. Компонент StringGrid (таблица строк) Объект StringGrid (таблица строк) используется для отображения текстовой информации в таблице из
- 45. Свойства компоненты StringGrid ColCount - определяет число столбцов; RowCount - определяет число строк; Enabled – установка
- 46. Выход Раздел 1 Раздел 4 Раздел 7 Раздел 10 Раздел 2 Раздел 5 Раздел 8 Раздел
- 47. Создание проекта №1, используя компоненты вывода. Линейные алгоритмы. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект
- 48. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Необходимо разработать форму на которой будет
- 49. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта 3 этап. Выбор необходимых компонентов
- 50. Написание модуля. Активизируйте двойным щелком компоненту кнопка. При этом открывается окно редактора кода (написание программы) Unit.pas
- 51. Постановка задачи Создайте форму Моя визитная карточка, которая по нажатию кнопки высвечивала бы на ней вашу
- 52. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта
- 54. Практическая работа №1-2 Постановка задачи: по выбору цвета вывести характеристику человека. Form Edit Label
- 55. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта
- 57. Практическая работа №1-3 Постановка задачи: по нажатию на кнопку формы появляется окно сообщений. На форме необходимо
- 58. Практическая работа №1-4 Постановка задачи: на форме разместить несколько названий цветов. По наведению на название цветка,
- 59. procedure TForm1.Label2MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X, Y: Integer); begin Image1.Visible:=true; Image2.Visible:=false; Image3.Visible:=false; Image4.Visible:=false; end; Каждой компоненте
- 60. Практическая работа №1-5 Постановка задачи: Имитировать прыжки двух жабок. Считая, что они прыгают через одну клеточку.
- 61. Создание проекта № 2, используя компоненты ввода и вывода. Алгоритмы ветвления. 1 этап. Формулировка задания, для
- 62. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Необходимо разработать форму, на которой будет
- 63. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта 3 этап. Выбор необходимых компонентов
- 64. Общий вид оператора: if then else ; Полная форма оператора условного перехода Сокращенная форма оператора условного
- 65. 2 Продолжите разработку проекта, дополнив диалог. 1
- 66. Постановка задачи: Создать проект Переводчик, который после ввода слова на русском языке, выводит его перевод на
- 67. Самостоятельно: Дополните программу кнопкой Выход и рисунком. Разработайте проект, в котором при нажатии на одну кнопку,
- 70. Постановка задачи: Создать проект Цвет - Характер, который после ввода цвета, отображает его на форме и
- 72. Создание проекта №3, используя компоненты ввода, вывода и операции вычисления. Постановка задачи: Создать проект Калькулятор, который
- 73. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Проект предполагает ввод двух чисел и вывод результата
- 74. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму. На форме разместите
- 75. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов Для написания модуля нужно знать, что
- 76. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта
- 77. Задание Продолжите разработку проекта, дополнив возведения первого числа в квадрат.
- 78. Глобальные и локальные переменные. Постановка задачи: Создать проект Деньги, который позволит накапливать сумму денег, при нажатии
- 79. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Проект предполагает нажатие пользователем на кнопки на которых
- 80. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму. На форме разместите
- 81. Однако, если переменную описать внутри процедуры, то на момент активации кнопки резервируется память компьютера под эту
- 82. свойства компонентов Button и их события 2 1 3 4
- 83. Практическая работа №3_1 Постановка задачи: Разработайте проект, который вычисляет процентное содержание рыбок в аквариуме. Необходимо вводить
- 84. Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению задачи: перевести гривны в доллары. Предположить окно ввода курса валюты
- 85. Практическая работа №3_3 Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению стоимости поездки на дачу. Предусмотреть поле ввода
- 86. Практическая работа №3_4 Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению суммарного веса пассажирского лифта. Предусмотреть поле для
- 87. Создание проекта №4, используя компоненты ввода, вывода. Алгоритмы выбора варианта. 1 этап. Формулировка задания, для которого
- 88. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму. На форме разместите
- 89. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов Для написания модуля нужно знать, что
- 90. Для реализации проектов данного раздела необходимо использовать базовый алгоритм выбора варианта case переменная of метка1: команда1;
- 91. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта Задание. Продолжите разработку проекта для
- 92. Постановка задачи: Разработайте проект поздравительной открытки с Новым годом. Предусмотреть поле ввода для обращения и поле
- 93. Практическая работа №4_2 Постановка задачи: Разработайте проект определения знака зодиака по номеру года. Предусмотреть поле ввода
- 94. Создание проекта №5, используя компоненты выбора строки из списка. Алгоритм ветвления. 1 этап. Формулировка задания, для
- 95. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму. На форме разместите
- 96. Для реализации проектов данного раздела необходимо использовать базовый алгоритм выбора варианта (Case). Переменной перечисляемого типа (integer)
- 97. Практическая работа №5_1 Постановка задачи: Разработайте проект вывода информации о ученике класса из списка. (Проект выполнить
- 98. Практическая работа №5_2 Постановка задачи: Разработайте проект вывода ежедневник на неделю. (Проект выполнить используя ListBox)
- 99. Постановка задачи: Составить проект, который анализирует вид уравнения и вычисляет его корни. Предусмотреть поля ввода для
- 100. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Проект предполагает ввод трех коэффициентов уравнения и вывод
- 101. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму (Form). Разместите на
- 102. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов Коэффициенты квадратного уравнения будем задавать вещественными
- 103. Анализ типа уравнения if (a=0) and (b=0) and (c=0) then writeln (’Уравнение не задано‘) else begin
- 104. Вычисление корней уравнения
- 105. If (code1 0) and (code2 0) and (code3 0) then Writeln(‘Коэффициенты должны быть числовыми’) else if
- 106. Практическая работа №6_1 Постановка задачи: Составить проект, который анализирует вид треугольника и вычисляет его периметр и
- 107. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Проект предполагает ввод трех сторон треугольника и вывод
- 108. If (a begin writeln(‘треугольник существует’); p:=(a+b+c); s:=sqrt(p/2*(p/2-a) *(p/2-b) *(p/2-c)) {определение вида треугольника: блок1}; {определение вида треугольника:
- 109. Определение вида треугольника: блок 1 If (a=b) or (b=c) or (c=a) then writeln(‘треугольник равнобедренный’); If (a=b)
- 110. If (sqr(a)=sqr(b)+sqr(c)) or (sqr(b)=sqr(a)+sqr(c)) or (sqr(c)=sqr(b)+sqr(a)) then writeln(‘треугольник прямоугольный’); If (sqr(a)>sqr(b)+sqr(c)) or (sqr(b)>sqr(a)+sqr(c)) or (sqr(c)>sqr(b)+sqr(a)) then
- 111. Практическая работа №5_2 (1 вариант) Постановка задачи: Составить проект, который по значению суммы покупки определяет размер
- 112. Практическая работа №5_2 (2 вариант) Постановка задачи: Составить проект, который по значению суммы покупки определяет размер
- 113. Создание проекта №9, используя циклические алгоритмы . 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Составим
- 114. Цикл с параметром Общий вид оператора: for :=Xн to Xк do ; Для реализации проекта необходимо
- 115. Цикл-пока Общий вид оператора: while do ; Цикл-до Общий вид оператора: repeat until ;
- 116. Создайте чистую форму (Form). Разместите на форме комментарии (Label). Разместите на форме окно ввода, для ввода
- 117. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта 2 1 3 4 5
- 118. Практическая работа №9_1 Постановка задачи: Составим проект, который вычисляет сумму квадратов чисел от 1 до n.
- 119. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Проект предполагает ввод количества слагаемых и вывод результата
- 120. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму (Form). Разместите на
- 121. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов Число n задаем целого типа. Компоненты
- 122. Установим значения свойств компонент и опишем порядок выполнения событий для проекта
- 123. Практическая работа №9_2 Постановка задачи: Составить проект, который вычисляет произведение квадратов разности чисел а и в.
- 124. Практическая работа №9_3 Постановка задачи: Составить проект, который вычисляет количество кроликов и плотность их населения на
- 125. Практическая работа №9_4 Постановка задачи: Составим проект, в котором будет участвовать в работе две формы. На
- 126. Перейдите на форму1, вызовите Unit1 для этой формы. Двойным щелчком активизируйте кнопку «Автор». В процедуре, которая
- 127. Практическая работа №9_5 Постановка задачи: Составить проект, который по указанному числу n вычисляет сумму квадратов натуральных
- 128. Создание проекта №7, используя компоненты индикатор с флажком и радиокнопку. Постановка задачи: Указывая на наличие желания
- 129. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Анализ задачи: Если два флажка будут включены, то
- 130. 2 этап. Проведение проектного анализа и формирование требований к объектам Создайте чистую форму. На форме разместите
- 131. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов
- 132. 3 2 1
- 133. Постановка задачи: Составим проект, который вычисляет пройденное телом расстояние в зависимости от вида движения (равномерное или
- 134. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Анализ задачи: Необходимо разработать форму, на которой будет
- 135. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов
- 138. Практическая работа №7_2 Постановка задачи: Вычислять силу тока по известному напряжению и сопротивлению. Вычислять напряжение тока
- 139. 1 этап. Формулировка задания, для которого реализуется проект Анализ задачи: В задаче необходимо использовать переключатель-радиокнопку, в
- 140. 3 этап. Выбор необходимых компонентов и разработка алгоритмов обработки компонентов
- 143. Практическая работа №7_3 Постановка задачи: Составить проект, который позволяет выбрать страну из перечисленных, указать какие сведения
- 144. 2 3 Создание проекта №8, используя компоненты индикатор с флажком и радиокнопку. Практическая работа №8_1 Постановка
- 145. Практическая работа №8_2 (1 вариант) Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению общего сопротивления участка электрической цепи.
- 146. Практическая работа №8_2 (2 вариант) Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению общего сопротивления участка электрической цепи.
- 147. Практическая работа №8_3 Постановка задачи Составить проект, который позволяет выводить информацию и рисунки по празднованию русского
- 148. Создание проекта №10, работа с одномерными массивами. Информация, объединенная единым смыслом или математическим содержанием (списки фамилий,
- 149. Объявление массива Массив перед использованием должен быть объявлен в разделе объявления переменных. В общем виде инструкция
- 150. Если массив не является локальным, т. е. объявлен не в процедуре обработки события, а в разделе
- 151. Вывод массива Под выводом массива понимается вывод на экран монитора (в диалоговое окно) значений элементов массива.
- 152. Постановка задачи: Создать программу вывода пронумерованного списка школьных предметов. Листинг программы. Инициализация и вывод массива const
- 153. Ввод массива Под вводом массива понимается процесс получения от пользователя во время работы программы значений элементов
- 154. Использование компонента Memo Компонент Memo позволяет вводить текст, состоящий из достаточно большого количества строк, поэтому его
- 155. Постановка задачи: Создать программу ввода пронумерованного списка названий месяцев. Листинг программы. Ввод массива строк из компонента
- 156. Использование компонента StringGrid свойство Cells - соответствующий таблице двумерный массив. Ячейка таблицы, находящаяся на пересечении столбца
- 157. Постановка задачи: Создать программу ввода пронумерованного списка целых чисел. Листинг программы. Ввод массива чисел из компонента
- 158. Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению суммы и среднего арифметического значения одномерного массива целых чисел. Практическая
- 159. Создание проекта №11, работа с двумерными массивами. Для представления табличных данных используются двумерные массивы. Двумерный массив
- 160. Объявление массива Массив перед использованием должен быть объявлен в разделе объявления переменных. В общем виде инструкция
- 161. Если массив не является локальным, т. е. объявлен не в процедуре обработки события, а в разделе
- 162. Вывод массива Под выводом массива понимается вывод на экран монитора (в диалоговое окно) значений элементов массива.
- 163. Использование компонента StringGrid свойство Cells - соответствующий таблице двумерный массив. Ячейка таблицы, находящаяся на пересечении столбца
- 164. Постановка задачи: Разработайте проект по вычислению суммы и среднего арифметического значения двумерного массива целых чисел. Практическая
- 165. Создание проекта №12 Игровые ситуации Большинство игр сопровождаются движением объектов. Чтобы заставить двигаться объекты, необходимо менять
- 166. Таймер — невизуальный компонент, который может размещаться в любом месте формы. Он имеет два свойства, позволяющие
- 167. Если задать Interval = 0 или Enabled = false, то таймер перестает работать. Чтобы запустить отсчет
- 168. Практическая работа №12_1 Постановка задачи: Разработать игру угадывания чисел из заданного диапазона. Игроки вводят диапазон чисел,
- 169. procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); begin if StrToInt(Edit3.Text)= zagchoslo then Label6.Caption:='Первый игрок угадал используя '+IntToStr(p)+' попыток ' else
- 170. Постановка задачи: Разработать игру «Попади в мишень», которая выводит на экран графический объект. Этот объект движется
- 171. 1. Необходимо описать глобальные переменные для определения координат движущегося объекта и подсчета баллов (попаданий). var Form1:
- 172. 4. Если игрок сделал клик на объекте, то количество баллов наращивается. Это событие для компоненты Image.
- 173. Дополнительное задание к игре «Попади в мишень». Определить выбор уровня игры, для первого уровня оставить задачу
- 175. Скачать презентацию