Слайд 2
![В систему программирования входят: компилятор или интерпретатор; интегрированная среда разработки;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-1.jpg)
В систему программирования входят:
компилятор или интерпретатор;
интегрированная среда разработки;
средства создания и редактирования
текстов программ;
библиотеки стандартных программ и функций;
Слайд 3
![отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-2.jpg)
отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;
"дружественная"
к пользователю диалоговая среда;
многооконный режим работы;
встроенная справочная служба;
Слайд 4
![Транслятор (англ. translator — переводчик) — это программа-переводчик. Она преобразует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-3.jpg)
Транслятор (англ. translator — переводчик)
— это программа-переводчик. Она преобразует программу, написанную
на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд.
Транслятор состоит:
Слайд 5
![Компилятор (англ. compiler — составитель, собиратель) читает всю программу целиком,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-4.jpg)
Компилятор (англ. compiler — составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает
ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.
Слайд 6
![Интерпретатор (англ. interpreter — истолкователь, устный переводчик) переводит и выполняет программу строка за строкой.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-5.jpg)
Интерпретатор (англ. interpreter — истолкователь, устный переводчик) переводит и выполняет программу
строка за строкой.
Слайд 7
![системы программирования, ориентированные на создание Windows-приложений: пакет Borland Delphi (Дельфи)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-6.jpg)
системы программирования, ориентированные на создание Windows-приложений:
пакет Borland Delphi (Дельфи) —
наследник семейства компиляторов Borland Pascal, предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки. Его компилятор позволяет эффективно и быстро решать практически любые задачи прикладного программирования.
Слайд 8
![пакет Microsoft Visual Basic — удобный и популярный инструмент для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-7.jpg)
пакет Microsoft Visual Basic — удобный и популярный инструмент для создания
Windows-программ с использованием визуальных средств. Содержит инструментарий для создания диаграмм и презентаций.
Слайд 9
![пакет Borland C++ — одно из самых распространённых средств для разработки DOS и Windows приложений.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-8.jpg)
пакет Borland C++ — одно из самых распространённых средств для разработки
DOS и Windows приложений.
Слайд 10
![Популярные системы программирования – Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo C.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-9.jpg)
Популярные системы программирования – Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo
C.
Слайд 11
![Язык Бейсик был создан в 1965 г. Дж. Кемени и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-10.jpg)
Язык Бейсик
был создан в 1965 г. Дж. Кемени и Т.Курцем как
язык для начинающих, облегчающий написание простых программ.
Слайд 12
![Язык Паскаль был разработан в 1970г. Никласом Виртом как язык](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-11.jpg)
Язык Паскаль
был разработан в 1970г. Никласом Виртом как язык обучения
студентов программированию. Паскаль вырабатывает навыки соблюдения хорошего строгого стиля программирования (называемого структурным программированием), упрощающего разработку сложных программ. В своем первоначальном виде Паскаль имел довольно ограниченные возможности, но расширенный вариант этого языка – Turbo Pascal, является очень мощным языком программирования.
Слайд 13
![Язык Си разработан Деннисом Ритчи в 1972 г. соединяет свойства](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-12.jpg)
Язык Си
разработан Деннисом Ритчи в 1972 г. соединяет свойства языка высокого
уровня с возможностями эффективного использования ресурсов компьютера, которые обычно достигаются только при программировании на языке Ассемблера. Си не очень прост в изучении и требует тщательности в программировании, но позволяет создавать сложные и весьма эффективные программы.
Слайд 14
![для иллюстрации приведены на языках Бейсик, Паскаль и Си программы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-13.jpg)
для иллюстрации приведены на языках Бейсик, Паскаль и Си программы решения
одной и той же простой задачи — вычисления суммы S элементов одномерного массива A=(a1, a2, ..., an).
Слайд 15
![Программа на Бейсике 10 INPUT "N = "; N 20](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-14.jpg)
Программа на Бейсике
10 INPUT "N = "; N
20 DIM A(N)
30 FOR I = 1 TO N
40 PRINT "A("; I; ") =";
50 INPUT A(I)
60 NEXT I
70 S = 0
80 FOR I = 1 TO N
90 S = S + A(I)
100 NEXT I
110 PRINT "Сумма ="; S
Слайд 16
![Программа на Паскале Program Summa; Type Mas = Array [1..100]](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-15.jpg)
Программа на Паскале
Program Summa; Type Mas = Array [1..100] of
Real; Var A : Mas; i, n: Integer; S : Real;
BEGIN ReadLn(n); For i : = 1 To 10 Do ReadLn(A[i]); S : = 0; For i : = 1 To 10 Do S : = S + A[i]; WriteLn('S = ', S:8:2);
END.
Слайд 17
![Программа на СИ # include main() { float a[100],s; int](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-16.jpg)
Программа на СИ
# include
main()
{ float a[100],s; int i,n
= 100; for (i = 0; i <= n; i++) get(a[i]); for (i = 0; i <= n; i++) s = s + a[i]; printf("s = % f \ n", s);
}
Слайд 18
![Работа с интегрированной средой разработки (ИСР) ТУРБО ПАСКАЛЬ 7.0](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-17.jpg)
Работа с интегрированной средой разработки (ИСР)
ТУРБО ПАСКАЛЬ 7.0
Слайд 19
![Меню ИСЗ File - включает команды работы с файлами. Edit](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-18.jpg)
Меню ИСЗ
File - включает команды работы с файлами.
Edit - включает команды
редактирования текста
Search - включает команды быстрого поиска компонент программы и контекстной замены фрагментов программы
Слайд 20
![Run - включает команды запуска программы выполнения и трассировки её](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-19.jpg)
Run - включает команды запуска программы выполнения и трассировки её работы.
Compile
- включает команды, задающие различные режимы компиляции.
Debug - включает команды управления отладочной информации.
Слайд 21
![Tools - включает команды работы с сообщениями ИСР и команды](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-20.jpg)
Tools - включает команды работы с сообщениями ИСР и команды вызова
отладочных утилит.
Options - включает команды, обрабатывающие диалоговые окна для установки опций ИСР.
Window - включает команды управления окнами ИСР.
Help - включает команды вызова справочной информации по работе в ИСР и по языку Turbo Pascal.
Слайд 22
![Как обнаружить ошибки? Проверяйте наличие точки с запятой в конце](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-21.jpg)
Как обнаружить ошибки?
Проверяйте наличие точки с запятой в конце операторов;
Проверяйте соответствие
типа и размера используемых в программе переменных и массивов их описанию;
Пишите операторы вывода промежуточных значений переменных, чтобы понять, где программа начала работать неверно;
Слайд 23
![Пишите операторы вывода информации, локализующей место ошибки. Для проверки того,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-22.jpg)
Пишите операторы вывода информации, локализующей место ошибки. Для проверки того, исполняется
ли какая-то группа операторов, можно поставить среди них оператор writeln(‘*******’). Если при выполнении программы на экране нет звездочек, значит, эта группа операторов почему-то не выполняется.
Слайд 24
![Если при отладке возникла новая ошибка, проверьте самое последнее изменение, которое Вы внесли в программу;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-23.jpg)
Если при отладке возникла новая ошибка, проверьте самое последнее изменение, которое
Вы внесли в программу;
Слайд 25
![Использование операторов присваивания, read, write, writeln, описание переменных и констант различных типов, форматированный вывод.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-24.jpg)
Использование операторов присваивания, read, write, writeln, описание переменных и констант различных
типов, форматированный вывод.
Слайд 26
![1. Задача: Найти значение функции при любых значениях переменных b,c,d,x и а=5.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-25.jpg)
1. Задача: Найти значение функции при любых значениях переменных b,c,d,x и
а=5.
Слайд 27
![План: 1. Описание констант и переменных a,b,c,d,x,y 2. Ввод значений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-26.jpg)
План:
1. Описание констант и переменных a,b,c,d,x,y
2. Ввод значений b,c,d,x
3. Вычисление у
4.
Вывод значения у.
Слайд 28
![Линейный алгоритм начало Ввод b,c,d,x a=5 Вывод y конец](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-27.jpg)
Линейный алгоритм
начало
Ввод b,c,d,x
a=5
Вывод y
конец
Слайд 29
![Состав программы на Паскале Заголовок Раздел описания Исполняемая часть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-28.jpg)
Состав программы на Паскале
Заголовок
Раздел описания
Исполняемая часть
Слайд 30
![Программа program function.doc](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/585945/slide-29.jpg)
Программа
program function.doc