Археология в контексте конструирования истории презентация

Содержание

Слайд 2

«Конструирование наследия» в период античности и средневековья

«Археология – единственная гуманитарная наука, которую мы

не можем возвести к грекам»
Глин Дэниэл
«Древние греки уже обладали умениями и персоналом, с которыми можно было раскопать шахтные гробницы Микен и Кносский дворец, и разумом, чтобы связать раскопанные камни (буде они бы их раскопали) с мифами об Агамемноне и Миносе. Чего им недоставало, был интерес – вот в чем огромная пропасть между их цивилизацией и нашей, между их взглядом в прошлое и нашим»
Мозес Финли
Преистория археологии: Древний Мир
Преистория археологии: Античность
Преистория археологии: Средневековье

Слайд 3

Древний Мир: «сакральная» археология

Древний Египет:
XX-XVIII в. До н.э. (12 династия) – намеренная

архаизация погребальных комплексов.
XVI-XIV вв. до н.э. (18 династия) – следы посещений давно покинутых памятников
XIII в. Фараон Хаэмвасет (Хамэуас) – изучение культов древних памятников Мемфиса с целью восстановления древних культов, реставрация храмов Саккраы и Гизы, восстановление погребальных комплексов Джосера, Шепсескафа, Ниусерра и Унаса, музеефикация в храме Птаха статуи Каваба
«Хамэуас счастлив тем, что он любил благородных древних, бывших до него, и совершенство их произведений»

Хаэмвасет (Хамэуас)

Слайд 4

Древний Мир: «сакральная» археология

Древний Вавилон:
Раскопки царя Набонида храма в Ларсе.
Поиск святыни
Идентификация святыни,

определение хронологической принадлежности, съемка конструктивных особенностей
Восстановление святыни
Нашел храм; нашел следы раскопок Навуходоносора II (VII-VI вв.); нашел надпись Хаммурапи (XVIII в.до н.э.); снял план, восстановил храм.
Раскопки царя Набонида храма в Сиппаре: датировка по камню в фундаменте
Ален Шнапп (Франция): «Это близко к тому, что мы называем археологией»
Лев Клейн (Россия): «Это не археология, а практическая теология».
Бел-Шалти-Наннар. Собирание и хранение древностей. «Это не музей, это собрание сакральных предметов» (Л.Клейн)

Набонид (556-539 г. до н.э.)

Слайд 5

Концепции исторического процесса в античности

Концепция деградации (Концепция «золотого века»)
Золотой век
Серебряный век
Медный век
Героический

век
Железный век
Гесиод, «Труды и дни». Овидий, «Метаморфозы».
Также у Гомера, Эмпедокла, Платона.
Общая характеристика золотого века:
Земля, дающая пропитание без труда
Долгожительство и отсутствие болезней
Справедливость отношений

(Гесиод, VIII-VII вв. до н.э.)

(Овидий,
1 в. до н.э. – 1 в н.э.)

Слайд 6

Концепции исторического процесса в античности

Концепция прогресса
Демокрит, Ксенофан, Эпикур, Лукреций и др.
Сомнение в существовании

богов
Примитивность раннего человеческого общества
Способность к развитию под влиянием среды
Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Люди грубы и примитивны, орудия примитивны, камень и дерево, охота и собирательство
Овладение огнем, строительство хижин, овладение языком, установление брачных отношений
Строительство городов царями, распределение земли, земледелие и скотоводство
Появление демократии
Освоение металлов

(Тит Лукреций Кар, 1 в до н.э.)

Слайд 7

Концепции исторического процесса в античности

Концепция апогея
«Звероподобный век»
«Золотой век» – апогей.
Деградация

(Посидоний из Апамеи, II-I

в. До н.э.)

Слайд 8

«Археология» в античности

Описание архаичных вещей в устной традиции (Гомеровский эпос)
Описание расположения древних погребальных

сооружений (могилы Патрокла, Гектора) в устной традиции
Обретение сакральных могил (могила Тезея, Алкмены, матери Геракла и т.д.)
Коллекционирование древностей и создание музеев
филэлинизм в Риме

(Публий Адриан, I-II вв.н.э.)

Слайд 9

«Археология» в античности: зарождение методологии

Геродот:
Подтверждение реальности событий и лиц предъявлением их следов и

останков
Пирамиды в Гизе
Сокровища Дельф как свидетельство существование древних царей-дарителей
Фукидид
Сравнительно-типологический метод (культура карийцев на острове Делосе)
Критика материального источника (роль Микен в греческом мире исходя из их величины)

(Геродот, V в до н.э..)

(Фукидид,
V в. до н.э.)

Слайд 10

«Средневековые парадигмы истории»

Ревеляционизм (revelation – Откровение). Примат веры над разумом. Истина – в

священном писании.
Креационизм (creatio – сотворение). Мир создан Богом и повинуется неизменным заповедям
Консерватизм
Фундаментализм
Адинамизм восприятия. Нечувствительность к ходу времени.
Дегенерационизм как результат грехопадения
Эсхатологизм
Провиденциализм. Все - по промыслу Божьему
Ориентоцентризм

Слайд 11

«Средневековые парадигмы археологии»

Предметы, связанные с чуждыми религиозными идеологиями – языческая ересь
Памятники древности –

материальные ценности, символ власти и основа могущества
Все, что не относится к религиозной истории – не представляет ценности (кроме драгоценностей) и должно быть приспособлено либо должно быть уничтожено
Доказательство подлинности артефакта не обязательно

Слайд 12

Средневековая «археологическая практика»

Поиски священных артефактов (Крест и Гроб Господен, мощи и т.д.)
14 сентября

327 г. – раскопки в Иерусалиме императрицей-матерью Еленой Голгофы и находка Креста Господня
«Побочные» или случайные археологические находки
XI в. Раскопки в аббатстве Сент Олбенс на месте древнеримского города Веруламия. Обретение жития св.Олбена. Ален Шнапп: «Один из лучших примеров средневековой практики археологии». Клейн: цели раскопок – бытовые, вторичным образом – сакральные.
XII в., аббат Нотр-Дам де Ножан, Гибер из Ножана описал меровингское кладбище близ своего монастыря, дал развернутое доказательство его раннего происхождения
Имя файла: Археология-в-контексте-конструирования-истории.pptx
Количество просмотров: 83
Количество скачиваний: 0