Слайд 2
![Архитектура – душа народа, воплощенная в камне Архитектура – та](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-1.jpg)
Архитектура – душа народа, воплощенная в камне
Архитектура – та же
летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование.
Н.Гоголь
По всей Руси прошагали русские однокупольные храмы – богатыри.
Слайд 3
![Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-2.jpg)
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался
со времени возникновения Киевского государства и до петровских реформ (с 9 по 17 век).
Слайд 4
![Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-3.jpg)
Основная часть территории Северо-Восточной Руси, лежащая в междуречье Оки и
Волги, входила во Владимиро-Суздальское княжество.
В 1158-1164 гг. при князе Юрии Долгоруком начинается возведение вокруг Владимира крепостных стен, особо выделялись каменные проездные башни – Серебряные и Золотые ворота. Одновременно закладывается собор Успения Богоматери. Это был большой одноглавый храм. В качестве строительного материала зодчие использовали белокаменные блоки и туф. Резьба по камню – отличительная черта владимирских храмов. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 5
![Золотые ворота во Владимире Золотые ворота во Владимире являются редчайшим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-4.jpg)
Золотые ворота во Владимире
Золотые ворота во Владимире являются редчайшим памятником архитектуры.
Кроме
Золотых ворот в древней городской крепости существовали Серебряные, Медные, Оринины, Торговые и другие ворота.
__________________
Слайд 6
![Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-5.jpg)
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм,
ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
_____________________________________________
Слайд 7
![Характеристика архитектуры Уменьшение объемов. Упрощение конфигурации каменных зданий. Многоглавые церкви](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-6.jpg)
Характеристика архитектуры
Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы
строили не по княжескому заказу, а на средства бояр и купцов или прихожан одной улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и декоративной отделки позволяли в короткие сроки строить экономичные сооружения, соответствовавшие материальным возможностям и эстетическим представлениям заказчиков.
Слайд 8
![___________________________________ Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры, ,было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-7.jpg)
___________________________________
Характерной чертой, роднящей всю архитектуру той поры, ,было органическое сочетание
архитектурных сооружений с природным ландшафтом.
Слайд 9
![Сложился тип храма, при котором маленькая церковь выглядит величественной. ________________________________](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-8.jpg)
Сложился тип храма, при котором маленькая церковь выглядит величественной.
________________________________
Слайд 10
![Церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152г. Во Владимиро-Суздальском княжестве,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-9.jpg)
Церковь Бориса и Глеба
в Кидекше 1152г.
Во Владимиро-Суздальском княжестве, начиная с
достаточно скромных в декоративном отношении построек Юрия Долгорукого типа церкви Бориса и Глеба в Кидекше, складывалась самобытная, яркая архитектура, отличавшаяся особенным изяществом пропорций и нарядностью внешнего декора, в частности, виртуозной резьбой по белому камню.
Слайд 11
![Успенский собор во Владимире 1185-1189 Особенно активно каменное строительство велось](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-10.jpg)
Успенский собор во Владимире 1185-1189
Особенно активно каменное строительство велось во
Владимире.
В строительную артель, кроме местных мастеров, входили западноевропейские, присланные императором Фридрихом Барбароссой.
Наиболее крупным объектом был Успенский собор города Владимира (1158-1160 гг., перестроен в 1185-1189 гг.), отличавшийся как от киевских, так и от ранних памятников Северо-Восточной Руси.
Это белокаменный храм стройных пропорций и крупных размеров, украшенный роскошными резными перспективными порталами, аркатурно-колончатым поясом, сложно профилированными пилястрами.
___________________________________
Слайд 12
![Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-11.jpg)
Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Владимиро-Суздальской Руси и ее жесточайшего
разорения полчищами татаро-монгольских захватчиков.
Именно в Успенском соборе были составлены первые владимирские летописи, у алтаря Успенского собора возводились на княжение полководцы Александр Невский, Дмитрий Донской и другие владимирские и московские князья.
В первой четверти 14 века Успенский собор был главным храмом Руси.
Внутри сохранились фрески мастеров 12 века, иконописцев 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного.
_____________________________
Слайд 13
![Церковь Покрова на Нерли 1165г. С военными походами владимирских князей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-12.jpg)
Церковь Покрова на Нерли 1165г.
С военными походами владимирских князей связана
церковь Покрова на Нерли, заложенная в километре от Боголюбова (загородная княжеская резиденция) у впадении Нерли в Клязьму в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, умершем от ран.
_______________________
Слайд 14
![Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-13.jpg)
Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном
и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал.
_____________________
Слайд 15
![Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-14.jpg)
Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен
лопаток с почти отрывающимися от них колонками, резные изображения под сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок.
_________________________
Слайд 16
![Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 г. Дмитриевский собор – дворцовый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-15.jpg)
Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 г.
Дмитриевский собор – дворцовый храм,
символизировавший могущество «владимирского самовласца» князя Всеволода Большое Гнездо. Верхняя часть постройки, над аркатурным поясом, обильно декорирована резьбой. На наружных стенах собора большое количество горельефов, занимающих верхнюю половину прясел.
____________________________
Слайд 17
![Церковь Параскевы Пятницы на Торгу 1207г. Церковь Параскевы Пятницы на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-16.jpg)
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу 1207г.
Церковь Параскевы Пятницы на Торгу заложена
на средства богатых новгородских купцов, занимавшихся торговлей с заморскими странами.
___________________________
Неизвестный зодчий завершил основной объем
традиционными закомарами, подчеркнув
доминирующую роль барабана, который у
основания опирается на мощный постамент
кубической формы. Каждую сторону
постамента украшает трехлопастный кокошник.
Углы храма оформлены широкими
многоуступчатыми лопатками, необычными
для новгородского зодчества.
Слайд 18
![Пятницкая церковь в Чернигове конец 12 , начало 13 века](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-17.jpg)
Пятницкая церковь в Чернигове
конец 12 , начало 13 века
Трехнефное башнеобразное,
устремленное ввысь однокупольное здание. Толстые стены выложены кирпичом особой техникой «в ящик» (снаружи и изнутри ряды кирпичей, а промежутки между ними заполнены раствором).
_______________________
Слайд 19
![Архитектурный словарь Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде ряда небольших](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-18.jpg)
Архитектурный словарь
Аркатурно-колончатый пояс- декоративный фриз в виде
ряда небольших
одинаковых глухих арок.
Закомара- полукруглое или килевидное завершение верхней части стены, соответствующее форме лежащего за ней свода.
Лопатка- вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.
Слайд 20
![Архитектурный словарь Прясло - часть стены здания от одного членения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-19.jpg)
Архитектурный словарь
Прясло - часть стены здания от одного членения пилястры
или лопатки - до другого.
Кокошник – ложная закомара. Представляет собой полукружие с килеобразным повышением в центре. Кокошник располагается на стенах, сводах, у основания шатров и барабанов глав церковных зданий.
Слайд 21
![После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-20.jpg)
После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя.
Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому в конце 13 века во многом приходилось начинать сначала.
Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).
На смену плинфе пришел дешевый плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом формировал неповторимо пластичные силуэты новгородских построек.
____________________________________________________
Слайд 22
![Архитектурный словарь Плинфа – большой плоский кирпич размером 40x30x3 см.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-21.jpg)
Архитектурный словарь
Плинфа – большой плоский
кирпич размером 40x30x3 см.
Раствор,
соединяющий ряды плинфы – смесь извести, песка, толченого кирпича.
Плитняк - природный грубый валун, из него без всякой обработки клали стены.
Белый известняк – тщательно отесанный в прямоугольные блоки, легко поддается обработке, использовали под резьбу.
Слайд 23
![В конце 13 века на окраинах Северо – Западной Руси](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-22.jpg)
В конце 13 века на окраинах Северо – Западной Руси
началось возрождение русского зодчества.
До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды с востока и крестоносцев с запада правители были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. Были сооружены кремли в Новгороде, Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.
__________________________________________
Слайд 24
![Лучшие памятники зодчества, отличающиеся богатством декора, созданы в первой половине](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-23.jpg)
Лучшие памятники зодчества, отличающиеся богатством декора, созданы в первой половине
столетия .
Новгородская церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361гг.
Церковь Спаса Преображения на Ильине, 1374г.).
Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие оборонного зодчества. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск (сооружение выдержало восемь немецких осад и до сих пор поражает своей неприступностью).
_________________________________
Слайд 25
![Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-24.jpg)
Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили,
чтобы известняк не выветривался. Облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью.
Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления, практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
_______________________________________________
Слайд 26
![Псковские храмы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-25.jpg)
Слайд 27
![Почти в каждом русском городе были свои мастера, что позволяло](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-26.jpg)
Почти в каждом русском городе были свои мастера, что позволяло
проявляться местным художественным вкусам. Такие вкусы формировались под воздействием местных условий, традиций, степени мастерства и наличия строительных материалов. Кроме различия шел процесс интеграции и взаимопроникновения русских строительных техник, обусловленный общностью культуры и передвижением мастеров из одного города в другой. Так происходили первые шаги к созданию общерусского стиля в архитектуре.
__________________________________________
Слайд 28
![Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура – это огромная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/288552/slide-27.jpg)
Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура – это огромная
каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества.
Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени…
___________________________________________