Слайд 2
![Этапы истории Древней Руси Древнерусское (Киевское) государство: IX – XI](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-1.jpg)
Этапы истории Древней Руси
Древнерусское (Киевское) государство: IX – XI вв.: правители
– династия Рюриковичей
Удельная Русь: XI – XV вв.: главные центры Владимир, Киев, Чернигов, Галич-Волынский
Московская Русь: XV – XVI вв.: другие центры русских земель – Новгородская земля и Великое княжество Литовское
Слайд 3
![Отечественные источники по истории Древней Руси Летописи Законодательные акты: «Русская](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-2.jpg)
Отечественные источники по истории Древней Руси
Летописи
Законодательные акты: «Русская правда»
и
судебники
Делопроизводственная документация:
грамоты, договоры, послания и др.
Берестяные грамоты: письма и др.
Литературные произведения: жития святых, поучения, воинские повести, «хожения» и др.
Остатки материальной культуры: оружие, украшения, монеты, орудия труда, архитектурные сооружения и др.
Фольклор, обряды, традиции
Слайд 4
![Создание Древнерусского государства Варяжский фактор Два центра формирования государственности: Новгород](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-3.jpg)
Создание Древнерусского государства
Варяжский фактор
Два центра формирования государственности: Новгород и Киев
Полиэтнический
состав населения
Княжеско-вечевая система власти
Слайд 5
![Монгольское владычество Монгольский фактор в русской истории: иго или союз?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-4.jpg)
Монгольское владычество
Монгольский фактор в русской истории: иго или союз?
Монгольский период: с
1230-х гг. до 1470-х гг. (Великая Монголия, Золотая Орда, Большая Орда)
Ярлыки на княжение, главный ярлык – на Великое Владимирское княжество
Дань (выход) с русских земель
Слайд 6
![Власть в Московском государстве Тенденции к самодержавию при Иване III](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-5.jpg)
Власть в Московском государстве
Тенденции к самодержавию
при Иване III
(«государь всея Руси»)
Герб: двуглавый орел
Учреждения: боярская дума, «государева казна», «государев двор» (со второй половины XV в.)
Провозглашение монархии (при Иване IV)
Земский собор и приказная система: сословно-представительная монархия
Временно установлено самодержавие при Иване IV
Слайд 7
![Поселения Древней Руси Деревни и веси Села Повосты Города](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-6.jpg)
Поселения Древней Руси
Деревни и веси
Села
Повосты
Города
Слайд 8
![Социальная структура Населения Свободные люди (знать(князья, дружинники), торговцы, ремесленники и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-7.jpg)
Социальная структура Населения
Свободные люди (знать(князья, дружинники), торговцы, ремесленники и смерды)
Полузависимые
люди (закупы, изгои, прощенники, рядовичи)
Зависимые люди (рабы: тиуны, челядь, холопы)
Слайд 9
![Основные хозяйственные занятия Подсечно-огневое и переложное земледелие Основные орудия труда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-8.jpg)
Основные хозяйственные занятия
Подсечно-огневое и переложное
земледелие
Основные орудия труда – соха
(суковатка), топор, серп.
Скотоводство
Промыслы (охота, рыболовство)
Ремесло (в зачаточном виде)
Торговля (по рекам)
Эквиваленты обмена: скот, меховые шкурки («куна»), арабские серебряные монеты (дирхемы), европейские серебряные монеты (денарии)
Слайд 10
![Генезис феодализма Основные признаки: землевладение (вотчина), прикрепление к земле (принудительный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-9.jpg)
Генезис феодализма
Основные признаки: землевладение (вотчина), прикрепление к земле (принудительный труд), отношения
с властью (вассалитет)
«Вотчинный феодализм» на основе частной вотчины
(с IX в.)
«Княжеский (государственный) феодализм» на основе
окняжения земель (с IX в.)
«Рабовладельческий вотчинный феодализм» (с XII в.)
Слайд 11
![Феодальное русское общество (XV – XVI) Высшие слои: князья, бояре,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-10.jpg)
Феодальное русское общество (XV – XVI)
Высшие слои: князья, бояре, высшее духовенство
Средние
слои: служилые люди (по отечеству и по прибору), приходское и монашествующее духовенство, торговцы, ремесленники, казаки, черносошные крестьяне
Низшие слои: вотчинные крестьяне, бобыли, холопы, челядь
Слайд 12
![Языческая культура Одушевление природы Пантеон почитаемых богов Пантеон злых духов](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-11.jpg)
Языческая культура
Одушевление природы
Пантеон почитаемых богов
Пантеон злых духов
Культ предков («чистые» и «нечистые»
покойники)
Магические ритуалы, обычаи и обряды с жертвоприношениями
Волхвы – языческие жрецы
Веротерпимость по отношению к другим религиям
Слайд 13
![Причины принятия христианства Необходимость объединения всех племен на основе одной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-12.jpg)
Причины принятия христианства
Необходимость объединения всех племен на основе одной идеологии
Стремление укрепить
власть для стабильности и безопасности страны
Развитие отношений с христианскими странами, особенно с Византией
Слайд 14
![Разные версии христианизации Посредством насилия и уничтожения языческой культуры Христианизация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-13.jpg)
Разные версии христианизации
Посредством насилия и уничтожения языческой культуры
Христианизация шла долго и
постепенно, сила применялась только против восстаний, поднимаемых волхвами; сохранилось двоеверие на основе христианского и языческого культов
Слайд 15
![Западное и восточное христианство Католики: верховная власть у Римского папы.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-14.jpg)
Западное и восточное христианство
Католики: верховная власть у Римского папы. Православные: Римский
папа – один из 5 главных епископов
Католики: Римский папа непогрешим в делах веры. Православные не признавали этого
Догмат о Святой Троице. Католики: Дух святой исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные: только от Бога Отца
Православные верят в непорочное зачатие И. Христа, католики верят и в непорочное зачатие Девы Марии
Православные верят в рай и ад. Католики (с XV в.) верят в Чистилище
При обрядах у католиков используется латынь, а у православных – местный язык
Слайд 16
![Таинства и обряды православной церкви Таинства: невидимые священнодействия, при которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-15.jpg)
Таинства и обряды православной церкви
Таинства: невидимые священнодействия, при которых исходит Божья
благодать
Крещение
Миропомазание
Евхаристия (причащение)
Покаяние
Таинство священства
Таинство брака
Елеосвящение (соборование)
Обряды: видимые священнодействия (молитва, поклоны, песнопения и др.)
Слайд 17
![Особенности русского христианства Политическая зависимость церкви от светской власти Церковная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-16.jpg)
Особенности русского христианства
Политическая зависимость церкви от светской власти
Церковная зависимость от Константинопольского
патриарха
«Десятина»
Религиозный синкретизм
Слайд 18
![Последствия принятия христианства Утвердилась более совершенная религия, гуманные и аскетичные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-17.jpg)
Последствия принятия христианства
Утвердилась более совершенная религия, гуманные и аскетичные моральные нормы
жизни
Укрепилось единство древнерусского сообщества
Создана РПЦ (митрополит, епископы, епархии)
Значительное влияние Византийской культуры: письменность, летописание, иконопись, архитектура
Расширились отношения с христианскими странами Запада
Слайд 19
![Спор нестяжателей и иосифлян Должна ли церковь обогащаться и участвовать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-18.jpg)
Спор нестяжателей и иосифлян
Должна ли церковь обогащаться и участвовать в светской
жизни?
Разные трактовки одного учения С. Радонежского.
Лидеры – Нил (Майков) Сорский (до 1508 г.) и Иосиф (Санин) Волоцкий, игумен Иосифо-Волокаламского монастыря (ученик архиепископа Новгородского Геннадия)
Слайд 20
![Нестяжатели «Заволжские старцы» Основа – византийский исихазм Гр. Синаита (ок.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-19.jpg)
Нестяжатели
«Заволжские старцы»
Основа – византийский исихазм Гр. Синаита
(ок. 1268 –
1346), его ученик – Гр. Палама
Для познания Бога необходимо вести праведную монашескую жизнь, полный аскетизм, пренебрежение к собственной личности (нестяжание, послушание, целомудрие)
Церковь не должна богатеть, главное – внутренняя жизнь монахов («непогребенных мертвецов»); церковь не должна вмешиваться в светские дела.
За переход церковных и монастырских земель государству (секуляризация)
Слайд 21
![Иосифляне Доктрина «воинствующей церкви»: активно вмешиваться в светские дела и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-20.jpg)
Иосифляне
Доктрина «воинствующей церкви»: активно вмешиваться в светские дела и направлять
действия
светских властей.
Не следует только созерцать и отходить от мирского, нужно активно бороться за веру и церковь.
Необходимо накапливать вотчины для наставления людей на истинный путь и помогать бедным, собственность церкви – коллективное владение, которое идет всем на пользу
Монахи должны соблюдать строгий устав: молится и трудиться
Верховная власть от Бога
Слайд 22
![«Москва – Третий Рим» «Два Рима пали, а третий стоит,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-21.jpg)
«Москва – Третий Рим»
«Два Рима пали, а третий стоит, четвертому
же не бывать»
Оборонительная и мессианская клерикальная доктрина
Филофей в послании Василию III еще сформулировал идею симфонии светской и духовной власти в «Третьем Риме» (1524 – 1526): совместные действия и вмешательства в дела друг друга
Слайд 23
![Введение патриаршества в России Утверждение патриаршества (1589) при царе Федоре](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/143165/slide-22.jpg)
Введение патриаршества в России
Утверждение патриаршества (1589) при царе Федоре Ивановиче (усилиями
Б. Годунова)
Первый патриарх Иов
Пятое после Константинополя, Иерусалима, Антиохии и Александрии
Международный статус РПЦ