Философия эпохи Средневековья и Возрождения. Лекция 4 презентация

Содержание

Слайд 2

476 – 1640 эпоха средних веков
от момента падения Древнего Рима до

английской буржуазной революции.
Эпоха господства христианского мировоззрения.
Иисус Христос («Христос» - т.е. «помазанник Божий», «мессия»).
Подобно Будде, Христос был революционером. Будда выступил против учения «Вед», Христос утверждал, что идеи Ветхого Завета устарели.
Ветхий Завет Новый Завет
евреи - богоизбранный народ равенство всех народов перед
Богом
идея мести идея любви и прощения
Бог – грозный Судья Бог – любящий Отец
Основные источники христианства: философия иудаизма,
античная философия.

Слайд 3

313 - император Константин фактически провозгласил христианство государственной философией и религией Римской империи

(принят эдикт об отмене налогов для церкви).
330 - перенес столицу Римской империи из Рима в Византий (Константинополь).
395 – официальное разделение Римской империи на Восточную (Византия) и Западную.

Надо было подготовить язычников к восприятию новых истин, особенно в период массовых гонений на христиан. Этому посвящена апологетика («апология» - защита, оправдание). Самый главный вопрос – соотношение разума и веры. Тертуллиан («Верю, потому что абсурдно!»), Ориген, Климент Александрийский. 529 г. - закрытие Академии Платона в Афинах (императором Юстинианом).

Слайд 4

Основные периоды философии средневековья
1. Апологетика (III-V вв.) (от греч. «апология» - защита,

оправдание) - подготовка язычников к восприятию христианства, особенно в период массовых гонений на христиан. Самый главный вопрос – соотношение разума и веры. Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский.
529 - закрытие Академии Платона в Афинах (Юстиниан).
2. Патристика (III-VIII вв.) (от греч. и лат. «патер» - отец) - Учение Отцов Церкви.
Византийские «Отцы» - Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама (1296 - 1359). Заложили основы православия.
Основа патристики – неоплатонизм.
3. Схоластика (X – XIV вв.) (от лат. «школа») – создание логических аргументов для оправдания догматов Церкви. Основа схоластики – учение Аристотеля.

Надо было подготовить язычников к восприятию новых истин, особенно в период массовых гонений на христиан. Этому посвящена апологетика («апология» - защита, оправдание). Самый главный вопрос – соотношение разума и веры. Тертуллиан («Верю, потому что абсурдно!»), Ориген, Климент Александрийский. 529 г. - закрытие Академии Платона в Афинах (императором Юстинианом).

Слайд 6

ФИЛОСОФИЯ ВИЗАНТИИ (395 – 1453) – православная философия
I. ОНТОЛОГИЯ
ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. «Бог в

центре»).
Философствование в форме богословия и теологии.
2. КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. «творить»).
АБСОЛЮТ (БОГ) трансцендентный (от лат. «запредельный») – надприродный, сверхъестественный ТВОРЕЦ. Творит мир «из ничего» силой Божественной Воли: «Да будет так!». Шесть дней творения (акт творения описывается в первой книги Библии - «Бытие»).
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ БОГА И МИРА – НЕТВАРНОГО И ТВАРНОГО, несотворенного и сотворенного.
В восточной философии Абсолют имманентный -
Дао, Брахман порождают мир из себя, поэтому близки
человеку, являются его частью.

Надо

Слайд 7

1-й день – «Дай будет Свет!». Астрономический период. Взрыв физического вакуума.
2-й день –

«И создал Бог твердь». Формирование «небесной тверди» - звезд.
3-й день – «И собралась вода, которая под небом, в свои места, и явилась суша. И произвела земля зелень,…и дерево…» Геологический период.
4-й день – «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи…». Деление на сутки и времена года.
5-й день – «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую,…и птицы». Начало творения животного мира
6-й день – «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных…И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему…». Творение человека.

Слайд 8


Восточная онтология Западная онтология
Бог-Творец
творение БЫТИЕ Апокалипсис
мира
«Дни» и «ночи» Брахмы
бытие бесконечное бытие

конечное

Слайд 9

ОСОБЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ ХРИСТИАНСТВА:
Учение о триедином Боге-Троице.
Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в

полном единстве.
С полною определённостью учение о троичном Боге дано лишь в Новом Завете, но зачатки его христианские богословы находят в ветхозаветном откровении.
В самом первом стихе Библии (Бытие 1:1) употреблено слово ‏אלוהים‏‎ — «Элох’и́м (дословно Бо́ги, во множ. числе).
На троичность Лиц в Боге указывают фразы:
- И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Бытие 1:26).
- И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Бытие 3:22).
Учение о любви

Слайд 10

Ярким проявлением троичности Божества считается явление «трёх мужей» Аврааму: «И явился ему Господь

у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Бытие 18:1). При этом Авраам к трём обращается как к одному: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего».
2. Учение о любви.
В Евангелие от Иоанна сказано: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8)
Святой Григорий Богослов говорил и писал: «Если бы у нас кто-то спросил, что мы чествуем и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим Любовь».

Слайд 11

3. Бог есть Абсолютная Личность – СВЯТАЯ ТРОИЦА
Отцы называют три «лица» Троицы «ипостасями»

и утверждают, что по сущности они равны. Различны по функциям.
Божественная Личность
Бог-Отец Бог-Сын Бог-Святой
Дух
Творец Христос энергия
Слово благодать
Бог является единством
Сущности и Энергий.
Сущность непознаваема,
но через энергии Бог
проявляет себя в мире.

Слайд 12

Сущность Бога – Любовь .
Бытие сотворено в Любви. Любовь – основа

бытия, источник блага, добра, справедливости, истины, творчества.
Бог – Высшее Добро, Свет, Истина.
Откуда же возникает зло?
Дионисий Ареопагит: зло – отсутствие чего-либо, ущербность, недостаток.
Зло - небытие.
Ненависть – недостаток любви,
глупость – недостаток знаний,
война – недостаток мира в душе.
Любовь творит, зло – разрушает.

Надо было подготовить язычников к восприятию новых истин, особенно в период массовых гонений на христиан. Этому посвящена апологетика («апология» - защита, оправдание). Самый главный вопрос – соотношение разума и веры. Тертуллиан («Верю, потому что абсурдно!»), Ориген, Климент Александрийский. 529 г. - закрытие Академии Платона в Афинах (императором Юстинианом).

Слайд 13

II. АНТРОПОЛОГИЯ.
ЧЕЛОВЕК - уникальная личность, которая существует в триединстве тела, души и

духа.
Душа - чувственно-эмоциональное начало.
Дух - разумно-волевое начало.
Тело – физическое начало, инстинктивное.
(для античности человек – всего лишь животное и вещь). СВЯТОЙ
ДУХ
2. Человеческая несовершенная ЛИЧНОСТЬ - ОБРАЗ И ПОДОБИЕ совершенной Божественной Личности.
Человек триедин также как Бог.
Что есть образ и подобие Бога в человеке?
Образ – разум. Подобие – свобода воли.
Вместе они составляют дух человека.
Через дух налаживается связь с Богом.
тело душа дух

Слайд 14

3. Отрицание рейнкарнации, поскольку она разрушает целостность личности. Душа и дух тесно взаимосвязаны

с конкретным телом.
Для буддизма важно сознание, которое не привязывается к телу.
4. Свобода – божественный дар. Человек создан существом, наделенным наибольшей степенью свободы.
(Животные лишены свободы, ограничены природой, программой инстинктов).
Человеку предоставляется СВОБОДА ВЫБОРА между двумя путями развития

Слайд 15

Человеку предоставляется СВОБОДА ВЫБОРА между двумя путями развития
ПЕРВЫЙ ПУТЬ – ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА


«обожение плоти» (греч.«теозис»)
ВТОРОЙ ПУТЬ – ПАДЕНИЕ

Слайд 16

ПЕРВЫЙ ПУТЬ – ПРЕОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«обожение плоти» (греч.«теозис»)
Теория и практика «обожения» - мистическое

учение ИСИХАЗМ
(от греч. «исихия» - молчание). Центр – святая гора АФОН.
«Обожение плоти» рассматривается Григорием Паламой как
высшая форма человеческого творчества,
результатом которого является святость.
Это путь образа и подобия Бога. СВЯТОЙ
ДУХ
Как достичь преображения?
СИНЕРГИЯ – процесс соединения энергий человека и Бога.
Бог всегда открыт для синергии, но от человека требуются
постоянные усилия.
дух
человека

Слайд 20

ВТОРОЙ ПУТЬ – ПАДЕНИЕ
Антисинергийные состояния – страсти (неконтролируемые желания) или грехи. Страсть -

впадение в крайности. Препятствует преображению.
Православие называет восемь «смертных грехов», или самых разрушительных страстей человека:
8. чревоугодие,
7. блуд (прелюбодеяние),
6. сребролюбие, приводят к
5. гнев, нарушению
4. печаль, 10 заповедей
3. уныние,
2. тщеславие,
ГОРДЫНЯ (эгоизм)

Слайд 21

Что способствует преображению?
ЛЮБОВЬ.
Основная заповедь Евангелия: «Возлюби…».
Любовь к Богу-Творцу - Источнику

Любви, любовь
Любовь к себе как образу и подобию Бога. троична
Любовь к ближнему как образу и подобию Бога.
Любить – видеть в себе и в ближнем образ и подобие Бога. Стремиться преобразиться самому и помочь преображению ближнего. Любовь не является потаканием слабостям и порокам. Любовь побеждает эгоизм, гнев, блуд и другие страсти.
2. ВЕРА и НАДЕЖДА.
Полная отдача и доверие Богу. Преодолевает печаль и уныние, страх. «Если ты с Богом, чего тебе бояться? Если ты без
Бога, на что тебе надеяться?»

Слайд 23

3. ПОКАЯНИЕ (ИСПОВЕДЬ) необходимо для осознания своего несовершенства, после чего возникает желание измениться

и начинается синергия.
МОЛИТВА – диалог двух личностей, совершенной и несовершенной.
Для сравнения: медитация – высшая степень осознанности.
МОЛИТВА
низшая высшая
(просительная) (духовная)
вызвана страхом, вызвана благодарностью,
сомнениями, проблемами любовью, благоговением
кратковременная постоянная
Молитва «Отче наш» объединяет оба уровня молитвы

Слайд 24

Исихазм – православная йога.
Искусство высшей молитвы
Молитва называется умно – сердечная. Совершается в

уме и сердце.
Иисусова молитва:
«Господи Иисусе, Сыне Божий, помилуй и сохрани меня грешного».
Высшая молитва способствует развитию самоконтроля - трезвение (подобно «сознанию свидетеля» в йоге).
Сопровождается позами тела, дыхательными упражнениями.
С 988 года - Русь оказалась под влиянием Византии
Византийское православие проникает на Русь через Крым.
Центры - «пещерные монастыри» Крыма, в которых распространился исихазм.
Под влиянием исихазма возникли Киево-Печерская и Троице- Сергиева Лавры.

Слайд 25

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПАТРИСТИКА
Отец Церкви
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН или АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354 - 430)
фреска «Августин учит в

Риме»

Слайд 26

Основной труд Августина «О граде Божием».
Необходимость разделения 2-х миров - Церкви («Небесный Град»,

«Царство Божие на земле») и государства («Земной Град», «Дом Дьявола»). Требование авторитета церковной власти во всех вопросах. Именно эта позиция предопределила особенность западного христианства – католицизма.
Вплоть до начала эпохи Реформации (XVI в.) гегемония
католической церкви в жизни Западной Европы.
Философия истории. Анализ основных этапов жизни
человечества. Подчеркивает важность знания истории.
Говорит о значении жертвы Христа: Адам восстал против Отца, а Христос полностью выполнил волю Отца. Искупил вину всех людей.
Учение о предопределении (фатализм).
Зло – ослабленное добро. Все испытания человеку даются во благо.
5. В своей «Исповеди» дает анализ психологии покаяния.

Слайд 28

Отличием философии средневековой Западной Европы является ее рационалистическая направленность.
Сильное влияние Аристотеля.
СХОЛАСТИКА (от

лат. «школа»)
Представители: Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Дунс Скот, Уильям Оккам.
Основные вопросы:
А.Что первично – вера или разум?
Б. Стремление рационально доказать существование Бога.
В. Проблема единичного и всеобщего. Спор об универсалиях между реалистами и номиналистами. Существуют ли универсальные для всего человечества идеи?
Продолжение дискуссии, идущей со времен Платона

Слайд 29

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

РЕАЛИСТЫ

БОГ
Идеи первичные (универсальные)
Человек

НОМИНАЛИСТЫ

БОГ
Человек
Идеи

Слайд 30

УМЕРЕННЫЕ РЕАЛИСТЫ
(к ним относился Фома Аквинский)
Идеи первичные (универсальные)
Человек
Идеи вторичные (человеческие)

БОГ
Идеи первичные (универсальные)
Человек
Идеи вторичные


(человеческие)

Слайд 31

Приоритет теологии перед философией и наукой.
Теология опирается на веру, в то время

как
Т философия и наука на разум. Но разум –
Ф источник сомнений и неуверенностей.
Н Поэтому необходимы союз веры и разума,
союз теологии, философии и науки.
ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА Фомы Аквинского
БОГ – это:
Первичный Двигатель.
Первичная Причина
Первичная Необходимость (или Закон)
Первичное Совершенство (или Идеал)
Первичная Цель
ББ

Слайд 32

ТОЛЬКО ВЕРА ПРЕТЕНДУЕТ НА
АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ,
ДАЕТ УВЕРЕННОСТЬ
ВЕРА
философские и научные ФИЛОСОФИЯ И НАУКА
уровни

проникновения ВСЕГДА СОМНЕВАЮТСЯ,
в сущность (истину) обладают только
относительной истиной


Слайд 33

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.).
Начало Возрождения в Италии - Итальянский Ренессанс
Основные

причины:
Италия – центр экономики. Стремительное развитие капитализма.
Италия - наследница Римской цивилизации и античной культуры,
Италия – центр католицизма.
Возрождение античной идеи телесной красоты и формы.
Соединение античного понимания тела с христианским пониманием души.
Переход от теоцентризма к антропоцентризму
(от греч. «антропос» - человек).

Слайд 34

Гуманизм (от лат. «homo») – философское учение, которое поставило человека в центр мироздания.
Гуманисты:

Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла,
Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Николай Кузанский, Микельанджело Буанаротти.
Основные идеи гуманизма:
Человек есть Творец.
А) Человек создан по образу и подобию Бога.
Б) Бог - Творец мира.
В) Человек также творец самого себя и мира вокруг себя.
Только от человека зависит, какой будет его жизнь.
Смысл жизни в творчестве. Но если ранее творчество воспринимали как духовное преображение личности, то теперь акцент на преображении мира и человека – культурное творчество. Особенное уважение к людям-творцам.

Слайд 35

Пико делла Мирандола (1463 - 1494)
«Речь о достоинстве человека»
Бог обращается к Адаму:


«Ни даю тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особого долга, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию согласно твоей воле и твоими решениями. Образ остальных творений я определил в пределах своих законов, которые я установил. Ты же беспрепятственно определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя отдаю. Ты можешь выродиться в животное. Но ты также можешь усилиями своей воли возвыситься до образа
божественного».

Слайд 36

2. Самодостаточность человека. Чувство гордости, осознание своей силы и таланта.
- Человек более

не нуждается в благодати Бога и поддержке свыше. Он занимает положение рядом с Богом.
- Идеал – разносторонне развитая личность homo universals
(«человек универсальный»).
- Акцент делается на «гуманитарном» образовании. Первичность наук о человеке. Всестороннее изучение человека таким как он есть.
3. Человек – гармоничное единство тела, души и духа.
Культ физической красоты человека и его формы.
Преодоление средневекового дуализма тела и души, характерного для католической философии.

Слайд 42

*

Новое восприятие Бога и природы. Пантеизм (растворение Бога в природе). Важный вклад Николая

Кузанского:
- идея совпадения в Боге (Едином) всех противоположностей: абсолютного максимума и абсолютного минимума, конечного и бесконечного, единого и множественного. Бог – это бесконечное, единое начало, больше которого и вне которого ничего не существует. Понятия «Единое» заменяется понятием «бесконечность».
Новая парадигма: идея бесконечности и несотворимости мира. В сер. 15 в. создается знаменитая Флорентийская Академия. Пропагандирует идеи Платона. Преклонение перед авторитетом Аристотеля, санкционированное церковью, сменяется авторитетом Платона и неоплатоников.

Новое восприятие Бога и природы. Пантеизм (растворение Бога в природе). Важный вклад Николая Кузанского:
- идея совпадения в Боге (Едином) всех противоположностей: абсолютного максимума и абсолютного минимума, конечного и бесконечного, единого и множественного. Бог – это бесконечное, единое начало, больше которого и вне которого ничего не существует. Понятия «Единое» заменяется понятием «бесконечность».
Новая парадигма: идея бесконечности и несотворимости мира. В сер. 15 в. создается знаменитая Флорентийская Академия. Пропагандирует идеи Платона. Преклонение перед авторитетом Аристотеля, санкционированное церковью, сменяется авторитетом Платона и неоплатоников.

Слайд 47

4. Новое восприятие Бога и
природы
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 - 1464)
Бог

– это Единое,
В Едином совпадают противоположности:
абсолютный максимум и абсолютный
минимум, конечное и бесконечное,
единое и множественное.
3. Понятие «Единое»
заменяется понятием «бесконечность».
Идея бесконечности и несотворимости мира.
Пантеизм (от лат. «пан» - природа) – растворение Бога в
природе.
1462 - основана Флорентийская Академия. Авторитет
Аристотеля сменяется авторитетом Платона
и неоплатоников.

Слайд 48

5. Новая картина мира. Становление классической науки.
Разрушение аристотелевской картины космоса (физика Аристотеля

и астрономия Птолемея). Революция Коперника-Галилея.
Николай Коперник (1473 - 1543)
Идея гелиоцентризма.
1. Земля не неподвижна, а вращается вокруг
своей оси и вокруг
Солнца.
2. Земля не есть
центр тяготения и
центр мира.
3. Космос конечен.

Слайд 49

Джордано Бруно (1548 -1600)
Идея бесконечности мира и
бесконечных миров.
1. Не только Земля не является

центром
мироздания, но также и Солнце –
не центр мира.
2. Идея одушевленности мира.
Предположение обитаемости,
населенности бесчисленных миров.
3. Пантеистическое восприятие Бога и природы. Говорил, что Христос – главный маг. Был обвинен в ереси.
1600 – Дж. Бруно сожжен на костре, на площади Цветов в Риме.

Слайд 50

Галилео Галилей (1564 - 1642)
Впервые соединил физику как науку о
движении реальных

тел с математикой
как наукой об идеальных объектах.
В отличие от Аристотеля был уверен, что
языком науки, на котором можно выразить все
законы природы, является язык математики.
2. Стремился создать новую математическую
базу для физики. Предвосхитил
дифференциальное исчисление Лейбница.
Заявил, что философия может и должна быть
написана языком математики.
3. Заложил основы экспериментально-математического естествознания. Соединил эксперимент с его рациональным (теоретическим) обоснованием.
1616 – гелиоцентризм признан ересью.
1633 – Галилей обвинен в ереси. Отречение.
1818 – отменен запрет гелиоцентризма.
1979 -1981 – процесс по реабилитации
Галилея. Признан невиновным.
Имя файла: Философия-эпохи-Средневековья-и-Возрождения.-Лекция-4.pptx
Количество просмотров: 95
Количество скачиваний: 0