История искусства стран Западной Европы эпохи готики. Особенности готического стиля во Франции и Германии презентация

Содержание

Слайд 2

Искусство стран Западной Европы эпохи готики

Искусство стран Западной Европы эпохи готики

Слайд 3

Новый этап в искусстве западноевропейского Средневековья начался во Франции в середине XII в.

Современники называли новшество «французской манерой», а потомки – готикой. Время восхождения и расцвета готики – вторая половина XII и XIII век. Росли и строились города. Окончательно сформировалось рыцарство. Небывалого могущества достигла римская католическая церковь. Толчок для формирования готики был дан Крестовыми походами. Так называлась серия военных походов из Западной Европы на Восток, против мусульман. Официально объявленной целью походов было отвоевание Палестины и, в частности, города Иерусалима, священного места для всех христиан. Название крестоносцы появилось потому, что участники походов нашивали себе на одежду кресты. Крестовые походы на Восток всколыхнули весь западный мир. Менялось представление людей о мире, расширялся их кругозор, усложнялась умственная и духовная жизнь. Происходило и заимствование конкретных архитектурных приемов и общих принципов храмового строительства. В частности, из мусульманской архитектуры в Европу пришла форма стрельчатой арки, а из архитектуры Византии – особое понимание роли света в интерьере храма.

Новый этап в искусстве западноевропейского Средневековья начался во Франции в середине XII в.

Слайд 4

Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения – аббатство

(монастырь) Сен-Дени недалеко от Парижа, где с 1137 по 1144 гг. настоятель, аббат Сугерий перестраивал церковь. Сен-Дени было «королевским» аббатством: там покоились французские короли – представители династий Меровингов и Каролингов. Нова церковь должна была стать самой величественной и прекрасной из всех, прежде всего за счет обилия света в интерьере. Сугерий стремился воплотить в архитектуре мысль о том, что Бог есть свет. Интерьер хора (восточной части) церкви аббатства Сен-Дени. Крестовый нервюрный свод сочетается со стрельчатой аркой. Рождение готики

Хор- восточная, алтарная часть базилики; название связано с тем, что во время богослужения там находились монахи, которые пели хором.
Базилика- здание вытянутой прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа нефов
Неф Продольная часть базалики; обычно нефов бывает 3 или 5, они отделены друг от друга рядами колонн

Готическая архитектура родилась во Франции. Известно место и время ее рождения – аббатство

Слайд 5

Крестовый свод на основе стрельчатой арки

Крестовый свод – свод, образованный двумя цилиндрическими сводами,

которые пересекаются под прямым углом.

Крестовый свод на основе стрельчатой арки Крестовый свод – свод, образованный двумя цилиндрическими

Слайд 6

Нервюры – арки, являющиеся основой, каркасом готического крестового свода

Нервюры – арки, являющиеся основой, каркасом готического крестового свода

Слайд 7

Крестовый нервюрный свод Крестовый нервюрный свод – основная ячейка готической архитектуры, четыре опоры сначала

соединяли стрельчатыми арками в квадрат, затем перебрасывали две диагональные арки

Крестовый нервюрный свод Крестовый нервюрный свод – основная ячейка готической архитектуры, четыре опоры

Слайд 8

Стрельчатая арка

Стрельчатая арка

Слайд 9

Применение контрфорсов и аркбутанов в конструкции готической базилики

Контрфорсы – дополнительные мощные опоры за

пределами стен базилики, которые позволяют удержать боковой распор свода.
Аркбутан – в готической архитектуре специальная соединительная арка, которая перебрасывалась от центрального нефа базилики к контрфорсу, передавая ему нагрузку свода.

Применение контрфорсов и аркбутанов в конструкции готической базилики Контрфорсы – дополнительные мощные опоры

Слайд 10

Контрфорсы и аркбутаны готических соборов

Контрфорсы и аркбутаны готических соборов

Слайд 11

Интерьеры готических соборов

Интерьеры готических соборов

Слайд 12

Во внешнем облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним

стала главной площадью города. Фасад, подобно экрану, скрывал ребра конструкции (контрфорсы и аркбутаны) и представлял в скульптурном убранстве образ премудро сотворенной Богом вселенной. По вертикали и по горизонтали западный фасад делится на три части. Мышление средневекового человека было пронизано христианской символикой. Три – символ Троицы, единства Бога в трех лицах. В основе деления фасада на три части по вертикали лежит композиция из трех порталов. Над боковыми порталами возвышаются башни, устремленные к небу. Западный фасад готического собора: образ божественной вселенной

Во внешнем облике готического собора главную роль играл западный фасад. Площадь перед ним

Слайд 13

Центром западного фасада является круглое витражное окно, традиционно называемое розой. Оно располагается над

центральным порталом. Обычно окно-роза было вписано в квадратное обрамление (круг- символ неба, квадрат – земли). Окно-роза на западном фасаде готического собора

Центром западного фасада является круглое витражное окно, традиционно называемое розой. Оно располагается над

Слайд 14

Большие готические соборы строились столетиями. Строительство велось на средства горожан. Поэтому собор, без

преувеличения, можно назвать детищем и гордостью жителей города. За время возведения собора менялись вкусы заказчиков, и мастера отходили от первоначального замысла. Поэтому многие храмы имеют асимметрические башни и порталы. Возведение готических соборов способствовало появлению строительной ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Ложа была образовательным центром и рабочим местом средневекового зодчего. Готический архитектор должен был, прежде чем встать во главе стройки, овладеть мастерством каменщика, скульптора, познать тайны планировки, знать работу конструкций и уметь вычислять параметры будущего здания.

Большие готические соборы строились столетиями. Строительство велось на средства горожан. Поэтому собор, без

Слайд 15

Сохранился альбом французского зодчего XIII в. Виллара де Оннекура. Это книга образцов, призванная

помочь строителю освоить секреты своей профессии. В альбоме нет теоретических рассуждений. Оннекур излагает практические приемы каменной кладки, основы конструкций, методы изображения фигур правила черчения. Книга раскрывает и личность самого зодчего: он мобилен и любознателен, зарисовки дают представление о разнообразии его интерьеров. Альбом французского зодчего Виллара де Оннекура: образцы готических окон

Сохранился альбом французского зодчего XIII в. Виллара де Оннекура. Это книга образцов, призванная

Слайд 16

Альбом Виллара де Оннекура: чертежи строительных механизмов

Альбом Виллара де Оннекура: чертежи строительных механизмов

Слайд 17

Альбом Виллара де Оннекура: изображения человеческой фигуры и чертёж хора с венцом капелл

Альбом Виллара де Оннекура: изображения человеческой фигуры и чертёж хора с венцом капелл

Слайд 18

Особенности готического стиля во Франции и Германии. Собор Парижской Богоматери

Особенности готического стиля во Франции и Германии. Собор Парижской Богоматери

Слайд 19

Самый известный готический храм – собор Парижской Богоматери (начат в 1163 г.). В

процессе строительства, которое завершилось к середине XIV в., он претерпел ряд изменений. Среди храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием облика. В нефах господствуют размеренные ритмы, стена не утратила вещественности, круглые колонны массивны. Сдержанная сила отличает и западный фасад собора, где вертикали аркад и окон уравновешены горизонталями карнизов. Внизу три углубленных портала подчеркивают мощь основания, в среднем ярусе многочисленные окна и арки почти уничтожают стену. Ажурная аркада оттеняет величественную и горделивую строгость башен.

Самый известный готический храм – собор Парижской Богоматери (начат в 1163 г.). В

Слайд 20

Собор Парижской Богоматери: башни западного фасада и окно-роза

Собор Парижской Богоматери: башни западного фасада и окно-роза

Слайд 21

Собор Парижской Богоматери: интерьер

Собор Парижской Богоматери: интерьер

Слайд 22

Собор Парижской Богоматери: крестовый нервюрный свод

Собор Парижской Богоматери: крестовый нервюрный свод

Слайд 23

Собор в Шартре

Собор в Шартре

Слайд 24

На рубеже XII и XIII в. выстроен собор в Шартре. Стена центрального нефа

получила здесь деление по горизонтали на три части: аркада опор, трифорий (невысокая декоративная галерея) и окна. Вместо массивных круглых опор появляются пучки колонн, которые непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать им ощущение свободного и одухотворенного подъема. Шартр – один из немногих соборов, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XII и XIII вв.

На рубеже XII и XIII в. выстроен собор в Шартре. Стена центрального нефа

Слайд 25

Собор в Шартре: интерьер. Стена центрального нефа разделена на 3 части: опоры, трифорий

и окна.

Собор в Шартре: интерьер. Стена центрального нефа разделена на 3 части: опоры, трифорий и окна.

Слайд 26

Примеры пучка колонн в готической архитектуре

Примеры пучка колонн в готической архитектуре

Слайд 27

Трифорий — галерея во втором ярусе центрального нефа готического собора

Трифорий — галерея во втором ярусе центрального нефа готического собора

Слайд 28

«Королевский портал». Западный фасад собора в Шартре

«Королевский портал». Западный фасад собора в Шартре

Слайд 29

Статуи-колонны на откосе «Королевского портала» в Шартре

Статуи-колонны на откосе «Королевского портала» в Шартре

Слайд 30

Статуи трансепта Шартрского собора

Статуи трансепта Шартрского собора

Слайд 31

Витражи, невидимые снаружи, раскрывали свою красоту в интерьере, когда солнечные лучи придавали каждой

краске наибольшую звучность. Цветной свет рождал в храме особую среду, привносил оттенок ликующей лучезарности в торжественное внутреннее пространство собора. Витражи Шартрского собора

Витражи, невидимые снаружи, раскрывали свою красоту в интерьере, когда солнечные лучи придавали каждой

Слайд 32

Витражное окно в Шартре с изображением Богоматери с младенцем

Витражное окно в Шартре с изображением Богоматери с младенцем

Слайд 33

Собор в Реймсе: западный фасад и интерьер

Собор в Реймсе: западный фасад и интерьер

Слайд 34

Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор в Реймсе.

Этот город издавна был местом коронации французских королей. Собор в Реймсе – трех-нефная базилика, пересеченная трехнефным трансептом. Несмотря на длинные сроки строительства он сохранил первоначальный замысел. Западный фасад храма чрезвычайно сложен; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Внутреннее пространство храма отличают ясная структура, благородство и стройность пропорций, естественность и пластичность переходов, высокое совершенство обработки камня, тщательность отделки каждой детали.

Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор в Реймсе.

Слайд 35

Сент-Шапель (Святая капелла): интерьер верхней и нижней церкви

Сент-Шапель (Святая капелла): интерьер верхней и нижней церкви

Слайд 36

Последний этап развития французской готики приходится на время правления короля Людовика IX Святого.

Это была эпоха взлета культуры. Париж и королевский двор стали центром интеллектуальных занятий и модных увлечений. Но в архитектуре время конструктивных поисков миновало, теперь разрабатывались и варьировались уже найденные решения, совершенствовалось декоративное убранство. Этот этап развития стиля иногда именуют лучистой готикой по широко распространенному рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Стены зданий становятся практически прозрачными и превращаются в бесплотный ажурный орнамент. Вершиной развития стиля «лучистой» готики стала Сен-Шапель – Святая капелла в Париже. Она строилась как королевская церковь.

Последний этап развития французской готики приходится на время правления короля Людовика IX Святого.

Слайд 37

Сент-Шапель: витражи

Сент-Шапель: витражи

Слайд 38

В Германию готика пришла из Франции во второй четверти XIII в. Ее становление

пришлось на сложный период в жизни страны. Империя распалась на ряд самостоятельных княжеств. Принесенная из-за Рейна «французская манера» столкнулась в Германии с сильными романскими традициями. Наиболее самостоятельные и своеобразные немецкие мастера оказались в области монументальной скульптуры. Скульптура Германии пережила расцвет в середине XIII в. Внимание немецких мастеров привлекало не всеобщее, а индивидуальное. В образном строе скульптуры на первый план выступили черты экспрессии и характерности. Один из крупных скульптурных ансамблей Германии находится в Магдебурге.

В Германию готика пришла из Франции во второй четверти XIII в. Ее становление

Слайд 39

Статуи из собора в Наумбурге. Портреты Германа и Риглинды

Статуи из собора в Наумбурге. Портреты Германа и Риглинды

Слайд 40

Собор в Магдебурге. Девы разумные. Фрагменты.

Собор в Магдебурге. Девы разумные. Фрагменты.

Слайд 41

Собор в Магдебурге. Девы неразумные. Фрагменты.

Собор в Магдебурге. Девы неразумные. Фрагменты.

Слайд 42

Еще в 4 веке на месте, где сейчас возвышается Кёльнский собор, был построен

один из первых христианских храмов в Германии, в IX веке его сменил, так называемый, «Старый собор», который был уничтожен пожаром. И только в середине 13 века началось масштабное строительство самого величественного собора в Германии. Ведь именно здесь должны были храниться мощи трех волхвов — Мельхиора, Валтасара и Гаспера. По задумке создателей, Кёльнский собор должен был превзойти все храмы, которые до этого видел мир, и им это более чем удалось.

Еще в 4 веке на месте, где сейчас возвышается Кёльнский собор, был построен

Слайд 43

Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со

шпилями превышает полторы сотни метров, чтобы попасть на верхнюю площадку башен, нужно взобраться по винтовой лестнице, переступив полтысячи ступеней. Главный зал собора находится в окружении небольших часовен, капелл, галерей. Все здесь украшено лепниной, изящными скульптурами, резными колонами и арками, пол и наружные стены вымощены особым серым рейнским камнем, а внутри стены декорированы старинной мозаикой и позолотой. Кёльнский собор в свое время был самым высоким храмом в мире, и сегодня является крупнейшим в Европе, здесь собраны уникальные реликвии, огромное количество скульптур и полотен религиозной тематики, старинные культовые предметы. А соборный колокол «Петр» весит двадцать четыре тонны, вылитый он из пушек французской армии, и равных ему нет во всем мире.

Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота его башен со

Слайд 44

Кельнский собор

Кельнский собор

Имя файла: История-искусства-стран-Западной-Европы-эпохи-готики.-Особенности-готического-стиля-во-Франции-и-Германии.pptx
Количество просмотров: 25
Количество скачиваний: 0