Педагогика древнего мира (Древней Индии и Китая) презентация

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Варны в древней Индии Вайшьи – торговцы, скотоводы, земледельцы Шудры – прислуга и рабочие

Варны в древней Индии

Вайшьи – торговцы, скотоводы, земледельцы

Шудры – прислуга и

рабочие
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

В течение 2-1-го тысячелетий до н. э. территория Индии осваивалась

В течение 2-1-го тысячелетий до н. э. территория Индии осваивалась арийскими

племенами. Кастовый строй наложил специфический отпечаток на развитие воспитание и обучение
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания и образования оказалась религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
Слайд 13

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о воспитании и

В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о воспитании и

обучении.
Основная идея: каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьи - трудолюбие и терпение, у шудр - покорность.
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание (для высших каст). Согласно ему человек рожден для насыщенной счастливой жизни. Воспитание предусматривало умственное развитие, духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство, любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность.
Слайд 14

Носителем идеального воспитания служил также Рама - герой другого древнеиндийского

Носителем идеального воспитания служил также Рама - герой другого древнеиндийского эпоса

- "Махабхараты". Вот каким был этот образец человеческого совершенства:" Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга".
Слайд 15

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также "Бхагавадгита" (1-е

Своеобразной священной и одновременно учебной книгой была также "Бхагавадгита" (1-е тысячелетие

до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. "Бхагавадгита" написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. Суть обучения по "Бхагавадгите" состояла в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, расширяя и углубляя их таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, научить верным приемам и методам познания. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.
Слайд 16

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась

определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени - в семье - систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека. Для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев - на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи - сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет.
Слайд 17

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание

начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. становится ведущим языком в Северной Индии. К этому времени был создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э. в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедшего на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования. Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ.
Слайд 18

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились

крупные центры образования. Среди подобных центров получили известность, например, комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара). В Такшашиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в. н. э.), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV в. до н. э.) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр.
Слайд 19

Китай — единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий

Китай — единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры

сохраняется на протяжении четырех тысячелетий
Слайд 20

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как

В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как

и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания, уходящий корнями в первобытную эпоху. В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего "заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе".
В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.
Слайд 21

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев

Жизнь в любой семье протекала под знаком сложившихся веками обычаев

и представлений. Так, считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание домочадцев. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за нравственностью на земле. Подобный настрой усиливала непременная атрибутика в жилище - картинки с изображениями нравоучительных сценок.
Слайд 22

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м

тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.
Слайд 23

В древнем Китае, на протяжении столетий, получение образования было доступно,

В древнем Китае, на протяжении столетий, получение образования было доступно, только

детям из аристократических семей, обучавшихся в школах письму, счету, музыке, морали, стрельбе из лука и верховой езде. Впервые, Конфуций начал обучать бедное население.
Слайд 24

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения

Главной целью обучения было освоение иероглифического письма. Ко времени возникновения

первых школ иероглифическим письмом владели немногие - так называемые пишущие жрецы. Умение пользоваться иероглификой передавалось по наследству и распространялось в обществе крайне медленно. Первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных. Начиная с X в. до н. э., стали появляться иероглифы на бронзовых сосудах. В VIII в. до н.э. - начале новой эры для письма -стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелковую ткань, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. После того, как в начале II в. н. э. стали изготовлять бумагу и тушь, процесс написания иероглифов и обучения иероглифическому письму стал более простым.
Слайд 25

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой,

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но

емкой формуле: легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы.
Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.
Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось опрощению, сближению с природой с помощью таких приемов, как молчание и бездеятельность.
Слайд 26

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его

Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его

последователи.
Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.
Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.
В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: "Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном".
Слайд 27

Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, -

Классический труд, в котором нашли отражение педагогические взгляды Конфуция, -

это трактат "Беседы и суждения" ("Лунь юй"). В нем воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная с II в. н. э. трактат был обязательным для заучивания наизусть в школе.
Некоторые изречения из этой книги, определявшие высокое назначение и принципы воспитания и обучения: "Учиться и не размышлять - напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно", "Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?", "Учиться без пресыщения", "Учиться и время от времени повторять изученное".
Слайд 28

Интерес к Конфуцию постоянно растёт во всем мире. В настоящее

Интерес к Конфуцию постоянно растёт во всем мире. В настоящее время

в 87 странах мира изучают конфуцианство, провозглашающее пять устоев – гуманность – жэнь, должная справедливость – и, этико-ритуальная благопристойность – ли, разумность– чжи и благонадёжность – синь.
Слайд 29

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга

Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат "Книга

обрядов" (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: "Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении". В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: "Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть"; "Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца", "Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях"; " Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься"; "Питай почтение к последовательности"; "Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны", "Учитель и ученик растут вместе" и т.д.
Имя файла: Педагогика-древнего-мира-(Древней-Индии-и-Китая).pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0