Слайд 2
![1. Особенности терминологии государственности и цивилизации Государственность – особый признак,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-1.jpg)
1. Особенности терминологии государственности и цивилизации
Государственность – особый признак, состояние развития
определенного общественного образования (нации, группы народностей, народа), сумевшего создать собственное государство, национальную правовую систему или восстановить эти институты, утраченные в силу различных причин.
Государственность – это свойство, качество, состояние общества на конкретном историческом этапе его развития.
Государство же – проявление, форма государственности.
Слайд 3
![Цивилизация от древнеримск. и латинск. «civilis» - «гражданский», «государственный», «городской»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-2.jpg)
Цивилизация от древнеримск. и латинск. «civilis» - «гражданский», «государственный», «городской»
Цивилизация (фр.
civilisation) в конце XVIII в. имело только юридическое значение и применялось в судебных процессах
Далее слово характеризует определенную стадию культурного развития человечества, наступающую после периода так называемых дикости и варварства
Слайд 4
![Маркиз Виктор-Рикетти де Мирабо (1715–1789), отметил: «Цивилизация есть смягчение нравов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-3.jpg)
Маркиз Виктор-Рикетти де Мирабо (1715–1789), отметил: «Цивилизация есть смягчение нравов, учтивость,
вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий, и чтобы эти правила приличий играли роль законов общежития».
Слайд 5
![Цивилизация против «дикости»: линейно-стадиальный подход История человечества - постоянный и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-4.jpg)
Цивилизация против «дикости»: линейно-стадиальный подход
История человечества - постоянный и бесконечный прогресс,
т. е. движение от низшего к высшему, от простого к сложному
Человечество представляет собой некое единое сообщество, поэтому все народы мира должны двигаться по одной и той же траектории исторического развития.
Запад и его народы - эталон развития, так как они намного опередили все иные страны и народы в прогрессе и потому Запад определяет генеральную линию развития всего человечества.
Слайд 6
![Адам Фергюсон (1723–1816) разделил всю мировую историю на три основных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-5.jpg)
Адам Фергюсон (1723–1816)
разделил всю мировую историю на три основных этапа: дикость
— варварство — цивилизация.
цивилизация — это высшая стадия в развитии человеческого общества, характеризующаяся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений.
Слайд 7
![«Цветущая сложность»: цивилизационный подход Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) в своей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-6.jpg)
«Цветущая сложность»: цивилизационный подход
Николай Яковлевич Данилевский (1822–1885) в своей книге «Россия
и Европа» (1869) разработал и обосновал теорию культурно-исторических типов и доказал, что человечество не имеет общей и единой истории, более того, не может считаться некой единой цивилизацией
три этапа развития:
детство,
зрелость
дряхлость
Слайд 8
![Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) «мир в целом является совокупностью разнообразных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-7.jpg)
Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891)
«мир в целом является совокупностью разнообразных народов и
культур, и для своего процветания мир обязан сохранять это разнообразие»
Леонтьев К.Н. отстаивал необходимость сохранения своеобразия России, которая должна противопоставить Европе (в том числе славянской Европе) свою культуру
Три стадии в развитии каждой цивилизации
первоначальная простота;
цветущая сложность;
вторичное смесительное упрощение.
Слайд 9
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-8.jpg)
Слайд 10
![Цивилизация или… цивилизации? прогресс и цивилизованность прежде всего в экономическом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-9.jpg)
Цивилизация или… цивилизации?
прогресс и цивилизованность прежде всего в экономическом развитии, которое
является материальной основой культурных и социальных перемен (Дж. Миллер, К. Маркс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.).
прогресс определяется в первую очередь уровнем развития и распространения культуры (А. Фергюссон, И. Кант, И. Г. Гердер и др.)
прогресс и цивилизованность выражались в категориях технического прогресса (Ж. Фурастье, Д. Белл и др.) и т. д.
Слайд 11
![Характеристики цивилизации при переходе от периода «варварства» появление государства; появление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-10.jpg)
Характеристики цивилизации при переходе от периода «варварства»
появление государства;
появление классов;
наследственная собственность
на землю;
налоговая система; развитие торговли;
появление ремесленников, специалистов;
письменность;
появление городов;
монументальные сооружения;
зачатки искусства и науки.
Г.Чайлд
Слайд 12
![Признаки цивилизации : система экономических отношений, основанная на разделении труда;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-11.jpg)
Признаки цивилизации :
система экономических отношений, основанная на разделении труда;
контроль правящего
класса (сословия, группы) над средствами производства, использование правящим классом рабочей силы для решения общезначимых задач;
существование сети обмена товарами и услугами, находящейся под контролем государства или профессиональных торговцев;
наличие политической структуры, контролируемой правящим классом (сословием, группой).
Б. С. Ерасов
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Русская цивилизация — «целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-13.jpg)
Русская цивилизация — «целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского
народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание» (О. А. Платонов).
Российская цивилизация — это «особое цивилизационное образование, имеющее свою специфику, способное вмещать в себя разнородные этно-национальные и конфессиональные общности и вовлекать их в русло общенационального движения» (Б. С. Ерасов).
Слайд 15
![В чем же заключаются цивилизационные особенности России? Политико-географическое положение России](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-14.jpg)
В чем же заключаются цивилизационные особенности России?
Политико-географическое положение России
Особенности хозяйствования,
Особенности политического управления,
Особенности социальных отношений
Слайд 16
![2. Основные черты российской цивилизации: история и современность Традиционализм как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-15.jpg)
2. Основные черты российской цивилизации: история и современность
Традиционализм
как основной принцип существования
всякого общества;
как мировоззрение, признающее традицию главной основой бытия всякой человеческой общности
как определенное направление в мировой общественной мысли
Традиция — это исторически сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется в своем поведении устойчивая группа людей, вплоть до всего народа, общества, государства или цивилизации, и которая сохраняется неизменной на протяжении длительного исторического времени, передается из поколения в поколение.
Слайд 17
![Традиционные ценности Включены в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации» (п.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-16.jpg)
Традиционные ценности
Включены в «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации» (п. 91) и
в Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Слайд 18
![Политическое устройство К XVI в. в России была разработана политическая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-17.jpg)
Политическое устройство
К XVI в. в России была разработана политическая идеология («самодержавие»)
Экономической
основой СССР служила государственная собственность, в которую включались земля и ее недра, основные средства производства (за исключением колхозной собственности) и основное число научных, медицинских, культурных, образовательных, социальных и других учреждений.
После распада СССР, в 1990-е гг., в Российской Федерации были проведены либеральные реформы: была резко сокращена и государственная собственность, и участие государства в экономической и социальной жизни страны, произошел отказ от планового ведения хозяйства и др. («шоковая терапия»)
Слайд 19
![Социальное устройство XV–XVI вв. постепенно складывается система служилых сословий, которые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-18.jpg)
Социальное устройство
XV–XVI вв. постепенно складывается система служилых сословий, которые не только
служили государству, но и в полной мере зависели от него
в сознании большинства российских жителей сформировалась идеология служения
После революционных событий 1917 года и установления советской власти традиционный политический режим самодержавия и традиционная сословная система в России были ликвидированы
идея служения Отечеству стала важнейшим элементом общенародного сознания
Слайд 20
![Этническое многообразие России – признак государства-цивилизации Невмешательство власти в традиции](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-19.jpg)
Этническое многообразие России –
признак государства-цивилизации
Невмешательство власти в традиции народов, у
которых сохранялось право жить на основе их традиционных культурно-бытовых и религиозных устоев
Некоторые народы входили в состав Российской империи, сохраняя собственную государственность: Царство Польское, Бухарский эмират и Хивинское ханство.
В СССР проводилась политика стирания национальных различий формирование «новой исторической общности» — «советский народ»
Слайд 21
![Религиозное своеобразие России Российская модель сосуществования различных религий в едином](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-20.jpg)
Религиозное своеобразие России
Российская модель сосуществования различных религий в едином государстве
с учетом признания ведущей роли православия и Русской православной церкви.
Христианство играло выдающуюся роль в формировании духовно-политических и нравственных основ российской цивилизации
В XVI–XVIII вв. в состав России вошли различные народы, которые придерживались иных религий. Казанские и астраханские татары, башкиры, крымские татары исповедовали ислам
Слайд 22
![Российская культура Культура — это величайшее хранилище традиционных ценностей народа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-21.jpg)
Российская культура
Культура — это величайшее хранилище традиционных ценностей народа
Высокий уровень
культуры в Древней Руси: письменность, литература, каменное строительство, иконопись и фресковая живопись и др.
Переходным временем в истории России стал XVII век — от России древней, традиционной к России новой («обмирщение» культуры — традиционное церковное, религиозное мировосприятие постепенно заменяется светским, «мирским»)
В XVIII в. русская культура обретает собственные науку, развивает технику, новую художественную культуру и образование
Слайд 23
![«Золотой век» Российской культуры отечественные писатели, композиторы, художники, ученые, мыслители](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-22.jpg)
«Золотой век» Российской культуры
отечественные писатели, композиторы, художники, ученые, мыслители создали произведения,
которые были признаны во всем мире, вошли в сокровищницу мировой культуры
постепенное слияние дворянской и народной культур, разошедшихся в XVIII в.
Слайд 24
![Во второй половине XIX в. отечественная культура развивалась в двух](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-23.jpg)
Во второй половине XIX в. отечественная культура развивалась в двух направлениях.
Творцы национальной культуры — писатели, поэты, художники, композиторы, ученые, — используя западноевропейский культурный опыт, стремились создавать произведения, основанные на русских национальных традициях.
В начале XX в. немалое число деятелей культуры считали главной задачей своего творчества служение революционным идеалам. Другие, наоборот, искали вдохновение в традиционном прошлом России, пытаясь новыми изобразительными средствами выразить религиозный характер русской культуры
https://www.youtube.com/watch?v=cgLFTitXPdw
Слайд 25
![Основные признаки государственности 1. Территория, границы. 2. Суверенитет. 3. Публичная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/587216/slide-24.jpg)
Основные признаки государственности
1. Территория, границы.
2. Суверенитет.
3. Публичная политическая власть.
4.
Монополия на легальное применение силы.
5. Монополия на установление и взимание налогов, акцизов, таможенных и иных сборов.
6. Современное государство невозможно без формирования соответствующей модели идентичности.
7. Международное признание.