Социалистический реализм в изобразительном искусстве 20-30-х гг. Часть 2 презентация

Содержание

Слайд 2

«Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то «свободных», независимых от

общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны...».
И.В. Сталин

Л. Соков. Очки для каждого советского человека

Слайд 3

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

Творческая судьба К. С. Петрова-Водкина складывалась счастливо. Превращение сына сапожника

в знаменитого живописца, его стремительное перемещение из волжского захолустья в центры европейской культуры (Петербург, Москва, Мюнхен, Рим, Париж), его соседство с крупнейшими деятелями русского искусства в рафинированных столичных кругах - все это кажется фантастичным. Художник колебался в выборе между живописью и литературой.

Слайд 4

«Купание красного коня»

В 1912 году в Санкт-Петербурге открылась очередная выставка художественного объединения

«Мир искусства». И первая картина, встречавшая посетителей прямо над входной дверью, своей символикой поражала воображение современников. Это впечатление было настолько велико, что полотно даже называли знаменем, вокруг которого нужно объединяться. «Купание красного коня» кисти Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина стало важным этапом не только в творчестве художника, но и в русской живописи в целом.
Чем же «Купание красного коня» так потрясало зрителей? Для бурлящего общества того времени, пережившего народные восстания и революцию 1905 года, красный цвет прочно ассоциировался с революционным движением. Мощный конь, которого не в состоянии сдержать хрупкий наездник – чем не иллюстрация неукротимости народной силы?

Слайд 5

«Богоматерь Умиление злых сердец»

Небольшое по размерам полотно воспринимается как монументальное произведение. Художник

изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком. Руками она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё. Слева видна фигура Богородицы с младенцем Иисусом, а справа — фигура распятого Христа. Выражение лица у неё спокойное. Петров-Водкин создал трепетный и возвышенный образ, один из самых сильных по глубине воздействия в своём творчестве

Слайд 6

«Петроградская мадонна»

Символична и картина «1918 год в Петрограде», или, как ее стали

называть позднее, «Петроградская мадонна» (1920, ГТГ) –образ извечного материнства и женственности во все времена. Петров-Водкин верен своему поиску возвышенного нравственного идеала, имеющего общечеловеческую ценность и выраженного в обобщенной художественной форме.

Слайд 7

«1919 год. Тревога»

«Мать»

Слайд 8

«Девушки на Волге»

«Землетрясение в Крыму»

Слайд 9

«Смерть комиссара»

«На линии огня»

   Наиболее глубоко воплощение этой темы дано в произведении «Смерть

комиссара». В основу сюжета картины взят один из эпизодов жестоких боев гражданской войны. Падает смертельно раненный комиссар, его тяжелеющее тело поддерживает красноармеец, отряд бойцов продолжает движение вперед. Однако в согласии с выработанной художником концепцией изображенная сцена перерастает рамки факта, поднимаясь до философского, символического звучания.

Одна из основных для Петрова-Водкина тема жизни, жертвенности и смерти решена была здесь впервые в образах героев революции.

Слайд 10

«В детской»

Слайд 11

«Полдень»

Слайд 12

«Скрипка»

«Утренний натюрморт»

Слайд 13

Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878-1968)

От импрессионизма к символизму - такова основная тенденция, определившая поиски Кузнецова

в ранний период творчества. Отдав должное пленэрной живописи, молодой художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души.

Слайд 14

«Вечер в степи»

«Мираж в степи»

Слайд 15

«В степи».

Слайд 16

«Любовь матери»

«Любовь»

Слайд 17

«Бухарский натюрморт»

«Натюрморт Утро»

Слайд 18

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972)

Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески продолживший

традиции символизма. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме.

Слайд 19

«Гора Арагац летом»

Слайд 20

«Гора
Арагац»

Слайд 21

«Горный пейзаж. Сурбхачские скалы. Гохтан»

Слайд 22

«Горы.
Армения»

Слайд 23

«Пестрый пейзаж»

«Улица. Полдень.
Константинополь»

Слайд 24

Архитектура

Масса замыслов в эти годы была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства

невиданных ранее городов будущего (вспомним проекты Леду времени Французской революции). Но возможностей для осуществления этих проектов пока не было.
Большое влияние на архитекторов в эти годы оказал конструктивизм. В 1919 г. В.Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала». Это должна была быть огромная конструкция, вокруг наклонной оси которой вращались стеклянные помещения. Совершенно справедливо замечено исследователями, что, хотя идея Татлина и не воплотилась реально, она не была, однако, такой уж фантастической: в той или иной степени современные архитекторы используют ее если не в архитектуре, то в сфере того, что мы называем теперь современным индустриальным дизайном.

Слайд 25

Дворец труда в Москве — неосуществленный проект 1922—1923 годов. В центре столицы (на месте

нынешней гостиницы «Москва») планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п.
Строительство не было начато, а в 1933 году здесь начали строить гостиницу «Москва».

Проект братьев Весниных

Проект Н. Троцкого, получивший первую премию

Слайд 26

Клуб завода «Каучук» (в 1960—1990-х годах Дом культуры завода «Каучук») — здание рабочего клуба  в Москве, построенное

в 1929 году для работников завода «Каучук» по проекту архитектора Константина Мельникова с участием инженера Г. Г. Карлсена.
Здание клуба является всемирно известным памятником архитектуры советского конструктивизма.

Слайд 27

Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник») — здание клуба в Москве. Построено в 1928—1930 годах по проекту

выдающегося советского архитектора Константина Мельникова 

Слайд 28

Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва (первоначальное название Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников) — здание рабочего клуба, построенное в 1929

году для работников Союза коммунальников по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова.
Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

Слайд 29

Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе — здание-достопримечательность в Москве регионального значения.
Охраняется как объект культурного наследия.

Слайд 30

Мавзолей В. И. Ленина (1953—1961 гг. Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина) — памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве, где с 1924 года покоится

тело Владимира Ильича Ленина.

Щусев Алексей Викторович

Слайд 31

Казанский вокзал (до 1894 г. — Рязанский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская

Слайд 32

Макет вокзала

Слайд 34

Казанский вокзал в 1920-е годы

Слайд 35

Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала) — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем

Татлиным. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года.
Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-хгодов.

Модель башни Татлина, 1919 год

Слайд 36

Скульптура

В 1926 г. в Москве создается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли мастера

различных художественных школ и ориентации: А. Голубкина, А. Матвеев, И. Андреев, И. Шадр, В. Мухина, С. Лебедева, И. Чайков, В. Ватагин, В. Домогацкий, И. Ефимов и др., – но всех их объединил интерес к современности. Некоторые из членов ОРС были и членами АХРР. Общество просуществовало до 1932 г.

Нестеров
Портрет скульптора В. И. Мухиной,

Слайд 37

16.04.2020

«Рабо́чий и колхо́зница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу

из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот. Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны.
После окончания выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый постамент у Северного (на тот момент — главного) входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Слайд 38

16.04.2020

«Булы́жник — ору́жие пролетариа́та» — скульптура, выполненная советским скульптором И. Д. Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлитая в бронзе. Гипсовая

версия хранится в Третьяковской галерее.
Герой скульптуры представляет собой обобщённый образ пролетария начала XX века, борца за революционные идеалы и свободу. Скульптура приобрела популярность в СССР и дала начало шутливо-ироничному крылатому выражению «Булыжник — оружие пролетариата»
Имя файла: Социалистический-реализм-в-изобразительном-искусстве-20-30-х-гг.-Часть-2.pptx
Количество просмотров: 6
Количество скачиваний: 0