Содержание
- 2. Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский» В фильме «Александр Невский», где звучит музыка Прокофьева роль А.Невского исполняет
- 3. История создания В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об
- 4. По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном.
- 5. Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный
- 6. «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех
- 7. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.
- 8. В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой
- 9. Специфика новизны стиля Прокофьева: Полиостинатная техника Полиритмия Широкий спектр гармоний – от простого трезвучия до кластера
- 10. Кантата «Александр Невский» для меццо – сопрано, хора и оркестра на слова В.Луговского и С.Прокофьева создана
- 11. В кантате семь частей: I. Русь под игом монгольским; II. Песня об Александре Невском; III. Крестоносцы
- 12. «Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют
- 13. Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского
- 14. Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!
- 15. На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу! Не бывать врагу! Поднимайся, встань, Мать родная,
- 16. «Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского
- 17. Эйзенштейн собрал первоклассный актёрский состав. Прежде всего это, конечно, исполнитель главной роли Николай Черкасов, который продолжил
- 18. Жанр : драма, военный, исторический Режиссёр: Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев Киностудия : Мосфильм Автор сценария: Сергей
- 25. Песни военных лет В военные годы песня стала самым распространенным жанром советской музыки. Военная пора во
- 26. Героико – патриотические песни. В самом начале войны жанровый облик героико – патриотических песен тяготеет преимущественно
- 27. Композиторами сочинялась музыка. Среди созданных таким образом песен – лирическо – героическая, концертного плана «Прощание» Т.Хренникова
- 28. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно
- 29. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля
- 30. Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на
- 31. Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит «Гимн партии большевиков»,
- 32. Мемориальная доска на фасаде Белорусского вокзала, посвящённая первому исполнению ансамблем песни «Священная война» 26 июня 1941
- 33. Дважды Краснознамённый Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова или Ансамбль Александрова
- 34. Многие из военных песен предназначались специально для различных родов войск. Нередко они были написаны непосредственно по
- 35. Военные песни В. Соловьева-Седого 24 июня 1941 года молодой композитор принес на радио солдатский вальс «Играй
- 36. У истоков мелодического стиля Соловьева-Седого стоит песенная культура демократической интеллигенции и студенчества XIX века. Не менее
- 37. О том, что неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор, свидетельствует целый ряд шуточно-лирических песен Соловьева-Седого,
- 38. Песни фронтового быта Прежде всего необходимо напомнить, что круг песен фронтового быта не исчерпывается сочинениями военного
- 39. Популярными были песни, по-новому преломлявшие традиции русской пляски, частушки, шуточной. В этом направлении незадолго до войны
- 40. Заветные страницы в песенной эпопее войны принадлежат бытовой лирике. Высокую этическую нагрузку приняли на себя вечные
- 42. Скачать презентацию
Слайд 2Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
В фильме «Александр Невский», где звучит музыка Прокофьева роль
Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
В фильме «Александр Невский», где звучит музыка Прокофьева роль
Николай Черкасов
Слайд 3История создания
В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой
История создания
В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой
Слайд 4По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном
По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном
Слайд 5Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев
Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев
Слайд 6«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный
«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный
Слайд 7Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные
Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные
Слайд 8В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного
В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного
Слайд 9Специфика новизны стиля Прокофьева:
Полиостинатная техника
Полиритмия
Широкий спектр гармоний – от простого трезвучия до кластера
Монтажный
Специфика новизны стиля Прокофьева:
Полиостинатная техника
Полиритмия
Широкий спектр гармоний – от простого трезвучия до кластера
Монтажный
Музыка кантаты получилась ярко театральной, кинематографичной по выпуклости образов, изобразительности, характеру сопоставлений лирических, жанровых и героических тем.
Слайд 10Кантата «Александр Невский» для меццо – сопрано, хора и оркестра на слова В.Луговского
Кантата «Александр Невский» для меццо – сопрано, хора и оркестра на слова В.Луговского
Слайд 11В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы
В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.
Слайд 12«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи
«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи
Слайд 13Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа
Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа
Слайд 14Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Автор текста (слов):
Луговский В.
Композитор (музыка):
Прокофьев С.
Слайд 15На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Поднимайся, встань,
Мать
На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу! Не бывать врагу! Поднимайся, встань, Мать родная, Русь! Поднимайся, встань, Мать
Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!
Врагам на Русь не хаживать, Полков на Русь не важивать! Путей на Русь не видывать, Полей Руси не таптывать
Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой. Вставайте, люди вольные, За нашу землю честную!
Слайд 16«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с
«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с
Слайд 17Эйзенштейн собрал первоклассный актёрский состав. Прежде всего это, конечно, исполнитель главной роли Николай
Эйзенштейн собрал первоклассный актёрский состав. Прежде всего это, конечно, исполнитель главной роли Николай
Фильм начинается со сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского — у села Городище рядом с Переславлем-Залесским — холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.
Съёмки центральной сцены фильма — Ледового побоища — из-за сжатых сроков проходили летом. Для этого во дворе Мосфильма на Потылихе выстроили декорацию. Асфальт посыпали мелом и солью и залили жидким стеклом. Использовали также деревянные «льдины», окрашенные в белый цвет.
Специально для фильма была изготовлена точная копия средневекового портативного органа. На нём католический монах, одетый в чёрное, играет во время битвы (почерпнуто авторами из «Хроники Ливонии»).
Слайд 18Жанр : драма, военный, исторический
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев
Киностудия : Мосфильм
Автор сценария:
Жанр : драма, военный, исторический
Режиссёр: Сергей Эйзенштейн, Дмитрий Васильев
Киностудия : Мосфильм
Автор сценария:
В главных ролях: Николай Черкасов, Николай Охлопков, Андрей Абрикосов, Дмитрий Орлов, Сергей Блинников
Оператор: Эдуард Тиссэ
Композитор: Сергей Прокофьев
Страна СССР
Год 1938
Слайд 25Песни военных лет
В военные годы песня стала самым распространенным жанром советской музыки. Военная
Песни военных лет
В военные годы песня стала самым распространенным жанром советской музыки. Военная
Слайд 26Героико – патриотические песни.
В самом начале войны жанровый облик героико – патриотических песен
Героико – патриотические песни.
В самом начале войны жанровый облик героико – патриотических песен
Крутой поворот песни навстречу военной действительности произошел уже в июньские дни 1941 года. Откликнувшись на лозунг «Песня – фронту», композиторы и поэты мобилизуют свои творческие усилия. Песни пишутся в считанные дни и даже часы. Нередко это было так: сначала в одной или нескольких газетах печатались новые стихи, а вскоре
Слайд 27Композиторами сочинялась музыка. Среди созданных таким образом песен – лирическо – героическая, концертного
Композиторами сочинялась музыка. Среди созданных таким образом песен – лирическо – героическая, концертного
Набатным призывом, поднимающим народ на смертный бой зазвучал гимн «Священная война». Его авторы – композитор А.Александров и поэт В.Лебедев – Кумач. От начала до конца дышит это произведение страстной силой взволнованной человеческой речи. Песня передает и глубокий драматизм события, и героический подъем народа. Эти чувства воплощены языком хорового плаката – воззвания, восходящего к гимническим традициям революции и гражданской войны.
24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова: Не смеют крылья черные Над Родиной летать...
Слайд 28Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.
Слайд 29В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для
Слайд 30Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война»
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война»
Слайд 31Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит
Творческая дружба этих двух выдающихся художников началась еще в довоенное время. Им принадлежит
Слайд 32Мемориальная доска на фасаде Белорусского вокзала, посвящённая первому исполнению ансамблем песни «Священная война»
Мемориальная доска на фасаде Белорусского вокзала, посвящённая первому исполнению ансамблем песни «Священная война»
Слайд 33Дважды Краснознамённый Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова или Ансамбль
Дважды Краснознамённый Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова или Ансамбль
С 10 июля 1949 года Ансамблю было присвоено имя его основателя — А. В. Александрова.
Слайд 34Многие из военных песен предназначались специально для различных родов войск. Нередко они были
Многие из военных песен предназначались специально для различных родов войск. Нередко они были
Слайд 35Военные песни В. Соловьева-Седого 24 июня 1941 года молодой композитор принес на радио
Военные песни В. Соловьева-Седого 24 июня 1941 года молодой композитор принес на радио
Слайд 36У истоков мелодического стиля Соловьева-Седого стоит песенная культура демократической интеллигенции и студенчества XIX
У истоков мелодического стиля Соловьева-Седого стоит песенная культура демократической интеллигенции и студенчества XIX
Композитор Соловьев-Седой и поэт Фатьянов связаны тесными узами совместного творчества. Лишь в годы войны (с 1942 года) ими написаны десятки песен о фронтовом товариществе, о том, что дорого для сердец, объединенных суровыми военными буднями. Тесный круг боевых друзей, поверяющих друг другу свои заветные думы, — это и есть «коллективный лирический герой», многогранно раскрывшийся в песнях Соловьева-Седого на слова Фатьянова и ряда других поэтов, в числе которых были Исаковский, Чуркин, Гусев и А. Прокофьев.
Слайд 37О том, что неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор, свидетельствует целый ряд
О том, что неотъемлемым качеством такого героя является щедрый юмор, свидетельствует целый ряд
Слайд 38Песни фронтового быта
Прежде всего необходимо напомнить, что круг песен фронтового быта не исчерпывается
Песни фронтового быта
Прежде всего необходимо напомнить, что круг песен фронтового быта не исчерпывается
Разнообразны по содержанию и жанровым приметам многочисленные песни фронтового быта. Сердечные и задумчивые, одни отозвавшиеся болью утрат, иные — окрашенные юмором, они повествуют об армейской жизни, о крепкой солдатской дружбе, мечтах и надеждах. К самым ранним из них относятся широко известные «Давай закурим» М. Табачникова и И. Френкеля, «Два Максима» С. Каца — В. Дыховичного.
Слайд 39Популярными были песни, по-новому преломлявшие традиции русской пляски, частушки, шуточной. В этом направлении
Популярными были песни, по-новому преломлявшие традиции русской пляски, частушки, шуточной. В этом направлении
Слайд 40Заветные страницы в песенной эпопее войны принадлежат бытовой лирике. Высокую этическую нагрузку приняли
Заветные страницы в песенной эпопее войны принадлежат бытовой лирике. Высокую этическую нагрузку приняли