- Главная
- Культурология
- Древнерусская живопись. Иконопись и иконописные школы
Содержание
- 2. Высокого развития в Киевской Руси достигла и живопись, основными видами которой были: мозаика, фреска, иконопись и
- 3. Мозаика — изображение или узор, составленный из отдельных кусков цветных камней, керамики, смальты. В Киевской Руси
- 4. Иконопись, иконописание, писание икон — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений —икон. Хотя в традиции
- 5. Иконографический канон (Византийское наследие) – совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит
- 6. Иконографический канон (продолжение): Пропорции фигур Нарушение пропорций тела. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются,
- 7. Православная иконография Богородицы: - Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения
- 8. Православная иконография Богородицы (продолжение): - Одигитрия - Отрок-Христосс идит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет,
- 9. Иконография Иисуса Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса Христа. В христианской литературе встречаются
- 10. Византийская школа Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Балканского полуострова,
- 11. Основные периоды: доиконобоческая эпоха, иконоборческий период, македонский период, комниновский период, палеологовский период, период споров. Доиконоборческая эпоха:
- 12. Иконоборческий период: В этот период вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей
- 13. Македонский период (по имени правящей династии) с 867 по 1056 гг.: Македонский «ренессанс»: повышенный интерес к
- 14. Комниновский период (1059-1204 гг.): Во второй половине XI века на смену аскетизму вновь приходит классическая форма
- 15. Комниновский период: «комниновский маньеризм» Кроме классического направления в иконописи XII века появились и другие течения, склонные
- 16. Поздневизантийский Палеологовский период («палеологовский ренессанс»): Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные формы, испытывая сильнейшее влияние
- 17. Период споров о Фаворском свете: Эпоха «ренессанса» в искусстве и придворной гуманистической культуры закончилась. Именно тогда
- 18. Северо-восточная Русь
- 19. Владимиро-Суздальская школа: В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства стали Владимир и Суздаль,
- 20. Вологодская школа: Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает современные Вологодскую область, а
- 21. Московская школа
- 22. Московская школа: О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как памятников этого времени не
- 23. Феофан Грек: Родился в Византии ок. 1330, умер ок. 1415. Работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя),
- 24. Андрей Рублев: Величайший художественный гений Древней Руси, мастер московской школы иконописи, род. ок. 1360, ум. 1428-1430.
- 25. Андрей Рублев: Евангелие Хитрово конец XIV в. Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Ок. 1428
- 26. Дионисий: Ведущий московский иконописец, считается продолжателем традиций иконописи Андрея Рублева, ок. 1440-1502 . Одна из первых
- 27. Новгородская школа
- 28. Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для
- 29. Псковская школа
- 30. Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений псковских мастеров. В живописи это
- 31. Тверская школа В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность и все та же
- 32. Тверская школа: Борис и Глеб. Конец XIII в. Спас на престоле. Конец XVI в.
- 33. Ярославская школа К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, что
- 36. Скачать презентацию
Высокого развития в Киевской Руси достигла и живопись, основными видами которой
Высокого развития в Киевской Руси достигла и живопись, основными видами которой
Фреска — это техника стенной росписи водяными красками по сырой штукатурке. Краски впитываются до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя. Живописец в этом случае должен работать быстро — пока не высохла штукатурка.
Святой Николай. Работа Дионисия. Ферапонтов монастырь.
Мозаика — изображение или узор, составленный из отдельных кусков
цветных камней,
Мозаика — изображение или узор, составленный из отдельных кусков цветных камней,
Иконопись, иконописание, писание икон — вид живописи, предназначенный для создания священных
Иконопись, иконописание, писание икон — вид живописи, предназначенный для создания священных
Ико́на (ср.-греч.εἰκόνα от др. греч. εἰκών «о́браз», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католичестве и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере; это моленный образ, утвержденный в VIII в. догматом Седьмого Вселенского собора (787 г. Никея, Малая Азия) - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней".
Деисусная икона Богородицы. Феофан Грек.
Иконографический канон (Византийское наследие) – совокупность правил и норм, регламентирующих написание
Иконографический канон (Византийское наследие) – совокупность правил и норм, регламентирующих написание
Византийский иконографический канон регламентировал:
Круг композиций и сюжетов священного писания;
изображение пропорций фигур;
общий тип и общее выражение лица святых;
тип внешности отдельных святых и их позы;
палитру цветов;
технику живописи.
Иконографический канон (продолжение):
Пропорции фигур
Нарушение пропорций тела. Фигуры устремляются вверх, становятся выше,
Иконографический канон (продолжение):
Пропорции фигур
Нарушение пропорций тела. Фигуры устремляются вверх, становятся выше,
Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой
"Уплощение", игнорирование линейной перспективы
Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу.
Палитра цветов, игнорирование светотени
Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).
Спас в силах. Икона из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV в.
Православная иконография Богородицы:
- Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов
Православная иконография Богородицы:
- Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов
- Елеу́са (греч.Ελεούσα — милостивая, милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке.
← Оранта. Ярославль. Ок. 1218.
Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII век). →
Православная иконография Богородицы (продолжение):
- Одигитрия - Отрок-Христосс идит на руках Богородицы,
Православная иконография Богородицы (продолжение):
- Одигитрия - Отрок-Христосс идит на руках Богородицы,
- Панахра́нта (Всенепорочная, Пречистая), Всемилостивая, Всецарица — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия. Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.
- Агиосорити́сса — один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молотвенным жестом рук.
Киево-Печерская икона Божией Матери, первообраз (1073) утрачен.
Одигитрия Смоленская. Дионисий 1482 г. ГТГ.
Деисусная икона Богородицы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек (?). Конец XIV — начало XV вв.
Иконография Иисуса Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса
Иконография Иисуса Христа́ — совокупность систем, школ и произведений, изображающих Иисуса
В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:
«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы.
Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.
Список: Ангел Великого Света, Благое Молчание, Великий Архиерей, Ветхий Днями, Всевидящее Око, Деисус, Спас Оплечный и другие.
Спас в силах. 1408. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире. Васильевский чин.
Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок. 1100 г.
Византийская школа
Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии,
Византийская школа
Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии,
Основные периоды: доиконобоческая эпоха, иконоборческий период, македонский период, комниновский период, палеологовский
Основные периоды: доиконобоческая эпоха, иконоборческий период, македонский период, комниновский период, палеологовский
Доиконоборческая эпоха:
Христос Пантократор из Синайского монастыря — икона середины VI в. изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора (Вседержителя). Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.
Особенности иконописания:
Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком. Ранние иконы VI—VII веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику.
- Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.
- Сочетание античного натурализма и схематичности.
Иконоборческий период:
В этот период вместо икон в храмах использовались только изображения
Иконоборческий период:
В этот период вместо икон в храмах использовались только изображения
- Первый этап гонений имел место при византийских императорах Льве III Исавре (717-747 гг.) и Константине V Копрониме (741-775 гг.)
- Иконоборцы считали священные изображения идолами, а почитание икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»
При императрице Ирине и ее сыне Константине Порфирородном (787 гг.) был созван VII Вселенский собор, утвердивший правило об иконопочитании.
- Затем гонения на иконы возобновились при Льве V Армянине (813-820 гг.) и его преемниках.
- Окончательное восстановление иконопочитания произошло лишь в 843 году при императрице Феодоре.
Македонский период (по имени правящей династии) с 867 по 1056 гг.:
Македонский
Македонский период (по имени правящей династии) с 867 по 1056 гг.:
Македонский
повышенный интерес к классическому античному наследию. Произведения этого времени отличаются естественностью в передаче человеческого тела, мягкостью в изображении драпировок, живостью в ликах.
Царь Авгарь получает Нерукотворный образ Христа. Створка складня. X век.
Аскетизм:
Для всех перечисленных памятников характерна предельная степень аскетизиции образов. Изображения совершенно лишены чего-либо временного и изменчивого. В ликах отсутствуют какие бы то ни было чувства и эмоции, они предельно застыли, передавая внутреннюю собранность изображаемых. Ради этого подчёркиваются огромные симметричные глаза с отрешённым, неподвижным взглядом. Фигуры застывают в строго определённых позах, часто приобретают приземистые, грузные пропорции. Руки и ступни ног становятся тяжёлыми, грубоватыми. Моделировка складок одежд стилизуется, становится очень графичной, лишь условно передающей природные формы. Свет в моделировке приобретает сверхъестественную яркость, нося символическое значение Божественного Света.
Двухсторонняя икона Богоматери Одигитрии с прекрасно сохранившимся изображением великомученика Георгия на обороте (XI век, в Успенском соборе Московского Кремля).
Комниновский период (1059-1204 гг.):
Во второй половине XI века на смену аскетизму
Комниновский период (1059-1204 гг.):
Во второй половине XI века на смену аскетизму
Иконография: Владимирская Икона Божьей Матери.
Датировка: XII в. Первая треть XII в.
Иконописная школа или художественный центр: Византийская иконопись.
Происхождение: Из Константинополя. Около 1130 года привезена в Киев и помещена в женском монастыре Богородицы в Вышгороде. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону Богоматери из Вышгорода во Владимир, украсил ее дорогим окладом и поместил в Успенский собор, построенный в 1158-1161. В 1395 году, 26 августа, во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву. Икона была помещена в Кремлевском Успенском соборе.
Материал: Дерево, темпера
Размеры иконы: высота 104 см, ширина 69,78 см
Комниновский период: «комниновский маньеризм»
Кроме классического направления в иконописи XII века появились
Комниновский период: «комниновский маньеризм»
Кроме классического направления в иконописи XII века появились
Как пример этого стиля на Руси: Спас Нерукотворный (Новгородская школа II половина XII века. Предположительно Олисей Гречин. ГТГ.
Поздневизантийский Палеологовский период («палеологовский ренессанс»):
Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные
Поздневизантийский Палеологовский период («палеологовский ренессанс»):
Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные
Собор двенадцати апостолов Константинопольский мастер начала XIV века. Начало XIV века. дерево (ковчег), темпера, позолота. 38х34 см. ГМИИ. Привезена из монастыря Пантократора на Афоне; далее – собрание А.Н. Муравьева; потом - Исторический музей.
Период споров о Фаворском свете:
Эпоха «ренессанса» в искусстве и придворной гуманистической
Период споров о Фаворском свете:
Эпоха «ренессанса» в искусстве и придворной гуманистической
Для икон времени споров характерна напряжённость в образе, а в плане художественном — отсутствие гармонии, лишь недавно так популярной в изысканном придворном искусстве. Примером иконы этого периода является поясной деисусный образ Иоанна Предтечи из собрания Эрмитажа
Северо-восточная Русь
Северо-восточная Русь
Владимиро-Суздальская школа:
В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства
Владимиро-Суздальская школа:
В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства
Монументальная икона Дмитрия Солунского конца XII века является одним из самых ярких и торжественных памятников искусства того времени. Для среднерусского искусства характерны сочетания серебристо-голубого, серого с лиловым, розовым, зеленоватым в их неярком и слегка приглушенном звучании.
Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.
Святой Димитрий Солунский. Икона. Около 1212 года. ГТГ.
Вологодская школа:
Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает
Вологодская школа:
Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает
Начало иконописной культуры региона относят к XIII веку, когда она была связана с новгородской и ростовской художественными традициями. Самый ранний дошедший до нас образец – икона «Богоматерь Умиления Подкубенская» первой половины XIV века.
Богоматерь Подкубенская Умиление. 1 треть XIV в.
«Зырянская Троица» конец XIV в.
Московская школа
Московская школа
Московская школа:
О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как
Московская школа:
О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как
В темной, драматичной палитре образа «Спас Ярое Око» (1-ая половина XIV в.) прослеживается влияние константинопольских мастеров.
В XIV веке здесь работают Феофан Грек, Андрей Рублев, а впоследствии продолжает творить Дионисий.
Феофан Грек:
Родился в Византии ок. 1330, умер ок. 1415. Работал в Константинополе,
Феофан Грек:
Родился в Византии ок. 1330, умер ок. 1415. Работал в Константинополе,
В 1390-1392 гг. переезжает в Москву. Возглавляет роспись ряда московских церквей — новой каменной церкви Рождества Богородицы возведенной в 1394 г. на средства великой княгини Евдокии на ее дворе, церкви святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, Благовещенского собора Московского Кремля совместно со Андреем Рублевым в 1405 году. Мастеру приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора (первый в России иконостас с фигурами в полный рост). Самые известные иконы Феофана Грека: “Богоматерь Умиление Донская / Успение” (ок. 1380 г.), «Преображение» (1408 г.) хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира характерны для произведений иконописца.
Андрей Рублев:
Величайший художественный гений Древней Руси, мастер московской школы иконописи, род.
Андрей Рублев:
Величайший художественный гений Древней Руси, мастер московской школы иконописи, род.
Андрей Рублев:
Евангелие Хитрово конец XIV в.
Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого
Андрей Рублев:
Евангелие Хитрово конец XIV в.
Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого
Дионисий:
Ведущий московский иконописец, считается продолжателем традиций иконописи Андрея Рублева, ок. 1440-1502
Дионисий:
Ведущий московский иконописец, считается продолжателем традиций иконописи Андрея Рублева, ок. 1440-1502
Среди дошедших до нашего времени икон известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад», «Уверение Фомы», «Успение Богоматери».
Новгородская школа
Новгородская школа
Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые
Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые
Новгородскую школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность.
Светотеневая моделировка лиц уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу.
Новгородское искусство в XIV веке разветвляется на два направления — местную традицию, выраженную в иконописи и, линию, ориентированную на современную византийскую живопись, проявившуюся, в основном, в монументальной живописи.
Борис и Глеб на конях (икона XIV в.)
Псковская школа
Псковская школа
Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений
Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений
Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит.
Тверская школа
В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность
Тверская школа
В иконах XIV века большее внимание уделяется линеарности, сохраняется пластичность
В XV веке иконописные традиции Твери окончательно сложились. Мастера уже более уверенно владеют холодным, мерцающим колоритом фона, объемностью фигур, усиливается движение в сторону декоративности. Во многих образах появляется синий и бирюзовый, контрастирующие с киноварью, зеленым и желтым цветами. Во всех образах присутствуют такие объединяющие их черты, как разреженность композиций, прозрачные слои краски, прерывающиеся волнистые линии и неустанный бирюзовый цвет. В это время уже чувствуется большое влияние московской традиции, растворение в ней, превращение местной, самостоятельной школы в провинциальную.
Древнейшей из сохранившихся тверских икон считается икона начала XIV века «Святые Борис и Глеб» из Савво-Вишерского монастыря. Коричневые, красные, синие краски, использованные при написании фигур, и серебряный фон с белыми нимбами являются отсылкой к киевской системе колорита. Сочетание светлого фона и насыщенных цветом фигур создавало объем, этот прием неоднократно использовался местными мастерами в других, более поздних работах.
Тверская школа:
Борис и Глеб. Конец XIII в.
Спас на престоле. Конец XVI
Тверская школа:
Борис и Глеб. Конец XIII в.
Спас на престоле. Конец XVI
Ярославская школа
К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется
Ярославская школа
К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется
Характерен для всей ярославской школы и розовый румянец, наложенный поверх насыщенной зеленоватой санкири.